Практическое применение методов административного управления

Автор: n*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ организационно-административных методов и выявление их достоинств и недостатков. Цель обусловила постановку следующих задач:
-определить сущность и назначение организационно-административных методов управления;
- рассмотреть организационную структуру предприятия ОАО «Лепсе»;
- проанализировать имеющиеся на предприятии методы управления;
- разработать рекомендации по совершенствованию применения организационно-административных методов.

Содержание

Введение 2
1 Роль и место административных методов в системе управления организации 3
1.2 Способы административного воздействия
2 Практическое применение методов административного управления на примере АО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» 17
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия
2.2 Использование организационно-административных методов управления на предприятии 20
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

курсовая работа_Сметанникова_14 декабря.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

    Организационно-административные методы базируются на прямых директивных указаниях. Объективной основой использования этих методов выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления.

    Задача  организационно - распорядительных методов  заключается в координации действий подчиненных, обеспечении четкости, дисциплинированности и порядка работы в коллективе.

    Использование этих методов управления на ОАО «Лепсе»  создает благоприятные условия для существования и развития управленческой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления.

    Одним из организационно-распорядительных документов являются «Правила внутреннего распорядка ОАО «Лепсе», которые включают следующие разделы:

  • общие положения;
  • порядок приёма и увольнения рабочих и служащих;
  • основные обязанности рабочих и служащих;
  • основные обязанности администрации;
  • рабочее время и его использование;
  • поощрение за успехи в работе;
  • ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

    Важнейшим организационным документом является Коллективный договор. Коллективный договор - это соглашение, заключаемое трудовым коллективом и администрацией по урегулированию их взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной деятельности на календарный год.

    Основополагающим  документом являются должностные инструкции – документ, регламентирующий правовое положение каждой должности и  содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Должностная инструкция устанавливает функции, права, обязанности и ответственность должностных лиц.

    К этой же группе методов управления относятся и такие важные организационные составляющие работы, как материальная ответственность, дисциплинарная ответственность и взыскания.

    Прежде, чем наложить дисциплинарное взыскание руководство обязано взять объяснение с виновной стороны. Дисциплинарное взыскание оформляется приказом по фирме в течение трех дней с момента наступления нарушения, копия приказа под расписку передается работнику.

    Ежедневно на ОАО «Лепсе» проходит селектор, где задаются и решаются производственные вопросы. Каждый месяц исполнительные директора и начальники цехов отчитываются за проделанную работу, и составляется план на будущий месяц.

    Административно-командные  методы являются активными, ибо на их основе происходит вмешательство в саму деятельность человека или организации. Они ориентир на прямое принуждение людей к определенному поведению. Метод опирается на власть руководителя, его права, присущие организации дисциплину и ответственность.

    К достоинствам метода можно отнести  четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

    Недостатки: подавляется инициатива, творческая работа; отсутствуют действенные стимулы труда. В крупных организациях менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците. Также обюрокрачивается аппарат управления и требуется громоздкая система контроля.

    В настоящее время наблюдается  большой разрыв между практикой  организации и управления трудовыми коллективами и соответствующими научными разработками. Административно-командные методы по-прежнему действуют в практике управления, хотя в ряде случаев предпочтение отдаётся экономическим рычагам.

    Работа  руководителей предприятия должна быть основана на определенных принципах управления производства. Принципы управления – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. К принципам менеджмента можно отнести:

    1 принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Включает в себя единоначалие и коллегиальность в управлении. Единоначалие - выражается в персональной ответственности любого руководителя за работу вверенного ему участка и наделение его правом принятия решений, обязательных для всех подчиненных. На предприятии этот принцип дополняется коллегиальной формой управления, обеспечивающей принятие более обоснованных всесторонне подготовленных решений;

    2 плановость - в качестве главного критерия эффективности производства принимается выполнение установленных плановых заданий;

    3 принцип частной автономии и свободы. Свобода хозяйственной деятельности – профессиональная свобода, свобода конкуренции, договоров и т. д;

    4 принцип мотивации. Моральное и материальное стимулирование;

    5 принцип иерархичности и обратной связи. Правильный подбор, подготовка и рациональная расстановка кадров. Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи;

    6 принцип научной обоснованности управления - определяется степенью и глубиной использования объективных законов развития общества и закономерностей, присущих данной отрасли производства, конкретным производственным условиям;

    7 принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Каждый в организации наделен конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач;

    8 принцип демократизации управления. Участие в управлении всех сотрудников организации (долевая оплата труда, совместные денежные средства, вложенные в акции, единое административное управление, коллегиальное применение управленческих решений).

    В целом методика управления должна основываться на комплексной мотивации людей, которая включает три основные группы приемов:

    1) приемы мотивации работников: постановка  перед работником четких и  достижимых целей (например, рабочим,  превысившим оговоренную норму  выработки, выплачиваются премии); модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организации);

    2) приемы мотивирования работы: усовершенствование  рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (т. е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); гибкий график работы (т. е. такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); телекоммуникации и домашние офисы (т. е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способ минимизировать число увольнений;

    3) приемы мотивирования организационной  деятельности: расширение полномочий  сотрудников (предоставление работникам  больших возможностей для участия в повседневных делах организации); участие в достижении целей (получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы) и др.

    Большие возможности в процессе управления предприятием наиболее полно реализуются  в автоматизированных системах управлениях (АСУ). Они повышают степень научной  обоснованности управления, так как принятие решений не находится в зависимости от субъективного мнения и интуиции руководителя, а основывается на количественных характеристиках существующей и ожидаемой ситуации, которые формируются на базе использованных социальных моделей и вычислительной техники. АСУ содействуют освобождению руководства от механического выполнения большой текущей работы и сосредоточению внимания на творческом решении наиболее важных перспективных вопросов управления.

    В настоящее время для повышения  оперативности управления на ОАО «Лепсе» внедряется интегрированная система управления производством, где все процессы отражены в реальном времени.

    В настоящее время нельзя управлять  чисто организационно-административными  методами.

    Все многообразие методов управления (экономические, социальные, психологические, организационно-административные и др.) является эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации.

Заключение

     Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами – своего рода правилами игры. Соблюдение этих принципов делает ее успешной, несоблюдение может привести к неудачам и большим убыткам для организации. Функции управления реализуются посредством определенных методов, т.е. способов их осуществления. Методы бывают организационными, административными, экономическими и социально-психологическими.

     К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и другие.

     В противоположность организационным, административные методы активны, ибо с их помощью происходит вмешательство в саму деятельность. По-другому они называются методами властной мотивации и основываются либо на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создании возможности такого принуждения.

     Условием принятия этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, минимизация инициативы и вложение всей ответственности за результаты на руководителя. Наибольшее распространение они имеют в армии и других структурах военизированного типа, например на транспорте.

     На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Машинист, скажем, не может по своей инициативе изменить маршрут следования или график поезда – все это заранее предопределено расписанием, и в случае его нарушения возможна авария.

     Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями по отношению к исполнителям за успешную или неуспешную работу, в том числе экономическими (премии или штрафы). Их принципиальной особенностью является субъективный порядок назначения, отсутствие прямой связи с конкретными позитивными или негативными ресурсами, полученными исполнителем. Например, работнику выдается премия за хорошую работу вообще, и поэтому он мало заинтересован полностью реализовать свои возможности, т.к. размер вознаграждения от этого не увеличится.

     Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не инициативу. Поэтому в условиях усложнения деятельности организации, необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы, административные методы перестали соответствовать реальным потребностям управления. 

 

Список использованных источников

  1. Адаир Дж. Искусство управлять людьми и самим собой: Пер. с англ. – М.: ЭКСМО, 2006
  2. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя. М., 2000. – 136 с
  3. Афоничкина А.И. Основы менеджмента – СПб.: Питер Пресс, 2007. – 528с.
  4. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб., 2000. – 816 с.
  5. Вдовин А.И. История развития науки и практики управления производством. СПб., 2001. – 223 с.
  6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., Издательство ЭЛИТ, 2004. – 560 с.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2002. – 416 с.
  8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., - М.: ЮНИТИ, 2002. - 501с.
  9. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х томах. М., 1997.
  10. Гончаров В.В. Управление различными стадиями производства. М., 1998. – 127 с.
  11. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. – М., 1996. – 272 с.
  12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2005.
  13. Мескон, Майкл Х., Альберт, Майкл, Хедоури, Франклин Основы менеджмента, 3-е издание: Пер. с англ. – М.:“И.Д.Вильямс”, 2007. – 672с.
  14. Семенов А.К., Набоков В.И.Основы менеджмента. Учебник. – 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2007. – 556с.
  15. Сухов А.Н., Деркач А.А. Социальная психология. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.-600с.

Информация о работе Практическое применение методов административного управления