Муниципальная собственность: содержание, состав и формирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время приняты и действуют более 100000 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Теоретическая часть 5
Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по законодательству Российской Федерации 5
Формирование муниципальной собственности 8
Управление муниципальной собственностью 15
Приватизация муниципальной собственности 19
Контрольные вопросы 22
Тестовые задания 23
Раздел 2. Расчетное задание 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

расчетка.docx

— 49.84 Кб (Скачать)
 

     Право муниципальной собственности возникает  из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Можно  выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок  предполагает волю одной стороны  – государства и реализуется  при издании акта органа государственной  власти. Более отвечают интересам  местного самоуправления способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

     Приобретение  и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества  и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное  имущество подлежит обязательному  учету и по объектной регистрации  в реестре объектов муниципальной  собственности.

     Передача  объектов (имущества), относящихся к  муниципальной собственности, в  государственную собственность  субъектов РФ или федеральную  собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

     Органы  местного самоуправления владеют, пользуются, распоряжаются муниципальными землями  и другими природными ресурсами  в интересах развития муниципального образования и социально-экономических  интересов его граждан.

     В муниципальной собственности находятся  земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

     В муниципальной собственности могут  находиться не предоставленные в  частную собственность земельные  участки по основаниям, предусмотренным  Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".

     В собственность муниципальных образований  для обеспечения их развития могут  безвозмездно передаваться земли, находящиеся  в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

     Органами  местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной  собственности.

     Землевладение бессрочное (постоянное) и временное  пользование земельными участками  и их аренда являются платными. За земельные  участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог.

     Бюджет  муниципального образования (местный  бюджет) - форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

     Муниципальный бюджет является ведущим звеном местных  финансов. Слово «бюджет» происходит от английского и переводится  как «сумка с содержимым», «запас», «финансовая смета». С политической точки зрения бюджет представляет собой  одно из средств перераспределения  созданного на территории местного сообщества чистого продукта (национального  дохода). Он выполняет три функции. Во-первых, отражает политические приоритеты местного большинства. Во-вторых, является демократическим средством регулирования политических планов и решений представительного органа, поскольку требует представления их в виде хозяйственной программы для исполнительных органов. В-третьих, сравнивая доходы и расходы, бюджет обеспечивает контроль финансового состояния местного сообщества и муниципальных предприятий, даёт представление о тенденциях развития муниципального хозяйства.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

     В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах, в  полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

     За  счет налоговых платежей и сборов формируются финансовые ресурсы  муниципального образования, обеспечивается формирование доходов бюджета, которые  используются органами местного самоуправления для финансирования необходимых  расходов. Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством Российской Федерации. Налоги имеют решающее значение в доходах бюджетов всех уровней, но при этом следует различать  местное налогообложение и государственное. Если государственному налогообложению  присущ упор на фискальную функцию, то местное налогообложение во главу  угла ставит функцию регулирования  развития местного сообщества.

     К местным налогам и сборам отнесены:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на рекламу;
  • налог на наследование или дарение;
  • местные лицензионные сборы.

     К собственным доходам местных  бюджетов относятся:

     а) местные налоги и сборы;

     б) другие собственные доходы местных  бюджетов;

     в) доли федеральных налогов;

     г) доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

     К собственным доходам местных  бюджетов относятся также доли федеральных  налогов, распределенные между бюджетами  разных уровней и закрепленные за муниципальными образованьями на постоянной основе:

     а) часть подоходного налога с физических лиц (в пределах не менее 50% в среднем  по субъекту РФ);

     б) часть налога на прибыль организаций (в пределах не менее 5% в среднем  по субъекту РФ);

     в) часть налога на добавленную стоимость (НДС) по товарам отечественного производства (в пределах не менее 10% в среднем  по субъекту РФ);

     г) часть акцизов на спирт, водку  и ликероводочные изделия (в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ);

     д) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ).

     Расходная часть местных бюджетов включает:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
  • финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

     Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

  • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

     Право муниципальной собственности прекращается в случае гибели или уничтожения  имущества; при отчуждении имущества  другим лицам, в том числе при  приватизации; в порядке разграничения  муниципальной собственности; путем  обращения взыскания на имущество  по обязательствам муниципального образования  в порядке, предусмотренном законом  РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

     В пределах установленной компетенции, органы местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления принимают  решения о составе муниципальной  собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о  хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

     3. Управление муниципальной  собственностью

 

     Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности.

     В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов  и городских округов обладают следующими полномочиями:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
  • установление официальных символов муниципального образования;
  • создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
  • установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
  • организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  • принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
  • иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, уставами муниципальных образований.

     Органы  местного самоуправления поселений  и органы местного самоуправления городских  округов вправе в соответствии с  уставами муниципальных образований  принимать решение о привлечении  граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения  и городского округа работ (в том  числе дежурств) в целях решения  вопросов местного значения поселений  и вопросов местного значения городских  округов.

       К социально значимым работам  могут быть отнесены только  работы, не требующие специальной  профессиональной подготовки. К  выполнению социально значимых  работ могут привлекаться совершеннолетние  трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

     Полномочия  органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских  округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования  органу местного самоуправления или  должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования  не допускается.

     Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных  районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено  федеральным законом или законом  субъекта Российской Федерации.

     Органы  местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

     Финансовое  обеспечение отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным  бюджетам субвенций из соответствующих  бюджетов.

     Органы  местного самоуправления имеют право  дополнительно использовать собственные  материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования

Информация о работе Муниципальная собственность: содержание, состав и формирование