Экономические методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Сельское хозяйство, как и другие отрасли АПК, является составным элементом системы народного хозяйства, одним из важнейших ее объектов. В свою очередь, как крупнейшая отрасль сельское хозяйство само является сложной системой, обладающей всеми свойствами социальных систем - целостностью, иерархичностью и динамизмом, а также вероятностным характером поведения, зависимым от воздействия многих субъектов, различных внутренних и внешних факторов. То же самое можно сказать и о предприятиях как составных элементах АПК - самостоятельных системах более низкого уровня иерархии.

Работа содержит 1 файл

экономические методы управления.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

Введение

    Сельское  хозяйство, как и другие отрасли  АПК, является составным элементом  системы народного хозяйства, одним  из важнейших ее объектов. В свою очередь, как крупнейшая отрасль  сельское хозяйство само является сложной  системой, обладающей всеми свойствами социальных систем - целостностью, иерархичностью и динамизмом, а также вероятностным характером поведения, зависимым от воздействия многих субъектов, различных внутренних и внешних факторов. То же самое можно сказать и о предприятиях как составных элементах АПК - самостоятельных системах более низкого уровня иерархии.

    Управление  производством всегда имело большое  значение для развития общества, но его роль особенно возросла в условиях рынка, характерных ныне для всего мирового хозяйства. Сейчас, когда возрастает значение интенсивных факторов развития и производство продуктов питания все больше зависит не только от сельского хозяйства, но и от других отраслей, все заметнее становится необходимость в улучшении координации действий различных предприятий и организаций АПК, повышении их заинтересованности в конечных результатах. В условиях рыночных отношений меняется и роль государственных органов управления; государственное регулирование в АПК приобретает новые формы и становится все более значимым.

    В условиях рыночной экономики меняются и задачи, стоящие перед наукой управления. Она должна разрабатывать методы и технологии управления, а также структуры и формы его организации, обеспечивающие наилучшее использование особенностей современного производства для систематического повышения его эффективности.

    В новых условиях хозяйствования руководителям и специалистам следует обратить особое внимание на научную обоснованность принимаемых решений, возросшую роль управления маркетингом, финансами, договорными отношениями, на подготовку и переподготовку кадров, способных успешно работать в рыночных условиях, совершенствование организационной структуры управления, более широкое вовлечение работников акционерных обществ и сельскохозяйственных кооперативов в управление производством.

    Рыночные  условия хозяйствования заставили  производство полностью пересмотреть процесс управления как таковой. Основное внимание сконцентрировалось на совершенствовании методов управления. Более затруднительным это представилось  сельскому хозяйству. В новых условиях для эффективного функционирования понадобилось повысить долю экономических методов.

    Итак, в данной курсовой работе было рассмотрена  проблема по совершенствованию экономических  методов управления в сельском хозяйстве. В первой главе были раскрыты сущность и классификация методов в общем, а вторая глава посвящена конкретным исследуемым (экономическим) методам. В ходе работы использовались работы ученых, сведения о современном рынке АПК, были применены различные методы (анализ и синтез, исследование и др.)

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 

1.1.Понятие, сущность и классификация методов управления

    Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

    В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.

    Одни  авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.[6]

    Направленность  методов управления всегда одна и  та же – они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

    Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом  сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

  • организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
  • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.[5]

    Раскроем  более подробно каждую группу:

  • Организационно-административные методы управления. Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.

    Организационно  административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право

    Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие  на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

    В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов:

  1. обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
  2. согласительные (консультация, разрешение компромисса);
  3. рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

    Как правило, это прямые задания и  распоряжения вышестоящих органов  управления (волевое воздействие  руководителя на подчиненных), которые  направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов. Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю.

  • Социально-психологические методы управления. Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % – от умения работать с людьми.

    Зная  особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшиться.

    Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут, решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы – человеческого фактора.

  • Экономические методы управления – это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие производства. В группу экономических методов управления предприятием следует включить методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования; осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами и контроль за соблюдением платежной дисциплины; рациональное использование собственных оборотных средств; использование системы оплаты труда и материального поощрения работников предприятий; применение экономический мер воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, транспортников и др.

    Экономические методы занимают в управлении центральное  место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.[5] 

1.2. Содержание экономических методов управления в менеджменте

        Среди методов управления определяющая роль отводится экономическим методам, поскольку основой процесса общественного производства являются экономические отношения.

    Экономические методы управления в менеджменте – это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике, которые побуждают работников и трудовые коллективы действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач в соответствии с общегосударственными, коллективными и личными интересами.

    Экономический механизм состоит из большого количества систем (планирование, ценообразование, кредитование, финансирование, оплата труда, мероприятия по ведению хозяйственного расчета, оценка хозяйственной деятельности предприятий, их подразделений и др.) и элементов (критерии и показатели, методики их расчета и оценки).[13]

    Исходное  требование при разработке системы  и элементов экономического механизма - учет действия и использование экономических законов. Например, в соответствии с законом стоимости цены должны отражать общественно необходимые затраты труда. Отклонение цены от стоимости должно быть обосновано. Если это требование в плановом хозяйстве не учесть, то произойдет неправильное регулирование производства посредством цены или, заменив административными методами управления, можно потерять цену как экономический рычаг в руках государства или этот рычаг будет действовать не в том направлении.

    Создание  гибкого экономического механизма  - дело сложное. Практика показывает, что экономический механизм в сельском хозяйстве не всегда бывает правильно отрегулирован (например, есть еще такие продукты, которые необходимы народному хозяйству, но их производство невыгодно отдельным предприятиям и объединениям, цены на некоторую новую технику в расчете на единицу работы бывают выше, чем на старую, что сдерживает внедрение научно-технического прогресса и т. д.). При правильно отрегулированном экономическом механизме эти противоречия будут сняты, действие закона стоимости будет соответствовать требованиям основного экономического закона, а интересы всех предприятий совпадут с интересами государства.

    Роль  экономических методов в управлении и требования к их правильному использованию возрастают в связи с переходом к рынку. Значительное место отведено повышению роли планирования как центрального звена в управлении народным хозяйством, усилению режима экономии, всемерному развитию и укреплению хозяйственного расчета, совершенствованию форм хозрасчетных отношений и взаимной экономической заинтересованности и ответственности за выполнение плановых заданий и договорных обязательств между поставщиками и потребителями, заказчиками и подрядчиками; развитию эффективных форм поощрения коллективов за выполнение и перевыполнение плановых заданий с меньшей численностью рабочих и служащих путем использования экономии фонда заработной платы на стимулирование роста производительности труда и улучшение качества работы и др.

    Выполнение  этих мероприятий будет способствовать успешному решению проблемы, направленной на усиление комплексного воздействия  на выполнение плана, экономических  рычагов и стимулов, всей системы  управления.[1]. 

    1.3. Планирование, хозрасчет в управлении

    Планирование - средство управления, а также реализации требований всех экономических законов. Наличие плана в работе уже воздействует на субъект и объект управления. Но воздействие это будет различным в зависимости от процедур планирования, показателей, доводимых вышестоящими органами, и т. д. Поэтому можно считать отдельными средствами управления сам факт планирования, перечень планируемых на разных уровнях показателей, методику и методы разработки плана, порядок утверждения планов и доведения их до исполнителей.

Информация о работе Экономические методы управления