Анализ и оценка эффективности работы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
2.ОРГАНИЗАЦИОННО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙПО 14
3.ХАРАКТЕРИСТИКА КАНАЛОВ ПОСТУПЛЕНИЯ И ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙПО 24
4.ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ ПО ЗАКУПКЕ И ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ 33
5.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙПО НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Работа содержит 1 файл

Белгородское райпо.doc

— 500.50 Кб (Скачать)

     При формировании товарных запасов использовались исключительно собственные средства предприятия. Если заимствования и имели место, то они были настолько краткосрочными, что не осуществляли значительного влияния на финансовое состояние предприятия. Потери экономической прибыли от неиспользования заемных средств компенсируются высоким уровнем платежеспособности предприятия.

 

     5.Оценка  эффективности деятельности  белгородского райпо на потребительском рынке 

 

      Специфика  хозяйственного  механизма  некоммерческих  организаций  культуры требует применения особых показателей для оценки эффективности  их  деятельности.  В  отличие  от  коммерческих  предприятий  анализ  эффективности  работы  некоммерческих  организаций  носит  двойственный  характер.  Помимо  экономической  оценки,  большое  значение  придается  анализу  социальных  результатов,  которые  отражают  степень  достижения  основных целей деятельности некоммерческой организации1.

     Данные, характеризующие объём товарооборота  по Белгородскому райпо приведены в таблице 8.

     Из  таблицы 7 видно, что оборот розничной торговли Белгородского райпо возрос в 2009году по сравнению с 2008 годом на 22,2%, в 2010 году по отношению к 2009 году – на 26,6%. Если рассматривать товарооборот в сопоставимых ценах, то он увеличился в 2009 году на 14,7 % к предыдущему году. Уменьшился в 2010г. товарооборот по продовольственным товарам, его объём составил 3,9 % к предыдущему году, увеличился  товарооборот по непродовольственным товарам и составил 49,0 % к 2010 году.

     Денежные  доходы населения возросли на 13,2 % в 2010 году по сравнению с 2009 годом, процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения возрос на 5,8 % в 2010 году и составил 55,6%.

     Рассмотрим  абсолютные изменения розничного товарооборота  в 2008 году по сравнению с 2009 годом за счёт изменения цены и количества проданных товаров. Для расчёта используют индексный метод.

 

      Таблица 7.

Анализ  оборота розничной торговли по Белгородскому райпо за 2008 – 2010 гг. В тыс. руб., %

 
     
Показатели 2008 2009 2010 Динамика Отклонение
2009/

2008

2010/

2009

2009/

2008

(+, -)

2010/

2009

(+, -)

1 2 3 4 5 6 7 8
Оборот  розничной торговли:

- в  действующих ценах

76764 93837 118787 122,2 126,6 +17073 +24950
- в сопоставимых ценах 76764 85252 107665 111,1 114,7 +8488 +22413
Оборот  розничной торговли по продовольственным товарам:

- в  действующих ценах

60750 71290 71717 117,3 100,6 +10540 +427
- в сопоставимых ценах 60750 64768 74066 106,6 103,9 +4018 +9298
Оборот  розничной торговли по непродовольственным  товарам:

- в действующих  ценах

16390 22547 37070 137,6 164,4 +6157 +14523
- в сопоставимых ценах 16390 20484 33599 124,9 149,0 +4094 +13115
Численность населения 22903 22562 21758 98,5 96,4 -341 -804
Денежные  доходы населения 167200 188400 213500 112,7 113,2 +21200 +25100
Розничный товарооборот на одного человека, тыс.руб. 3,4 4,2 5,5 - - +0,8 +1,3
% охвата розничным товарооборотом  денежных доходов населения,% 45,9 49,8 55,6 - - +3,9 +5,8
 

      Из  данного расчёта видно, что объём  общего товарооборота  увеличился в  2009 году по сравнению с 2008 годом. Положительным фактором, повлиявшим на данное изменение, явился рост цен. В связи с ростом цен, объём товарооборота по продовольственным товарам увеличился на 7651 тыс. руб., по непродовольственным товарам – на 3471 тыс. руб., общий прирост товарооборота за счёт повышения цен составил – 11122 тыс. руб.

     Также положительно повлияло увеличение количества проданных товаров. Наибольшее влияние при этом оказало увеличение продажи непродовольственных товаров, под влиянием этого фактора объем продаж увеличился на 11052 тыс. руб., а по продовольственным товарам на 2776 тыс. руб., в результате общий объем товарооборота в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 13828 тыс. руб.

     Таким образом, один из основных показателей  деятельности райпо – товарооборот – увеличился за анализируемый период, при этом прирост в основном получен за счёт повышения цен, а также за счет увеличения объема продажи непродовольственных товаров.

     В районе с низким уровнем развития экономики большая часть населения  не имеет финансовой возможности приобретать дорогостоящие товары и поэтому они их покупают по более низким ценам у частных предпринимателей, которые в силу свой мобильности могут устанавливать процент торговой надбавки ниже, чем установлены в райпо.

     Розничный товарооборот в Белгородском райпо в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 34,2 %. В то же время произошло уменьшение среднегодовой численности работников за это период на 8,1 % (см. табл. 8). Причем наибольшее снижение произошло по численности административно-управленческого персонала (на 20,9%).

      Положительная динамика розничного оборота во многом зависит от укомплектованности штатов торговых работников, обеспеченности торговых предприятий продавцами, кассирами  и другими работниками, а также интенсивного и эффективного использования их труда.

 

 

      Таблица 8

     Динамика  показателей по персоналу и заработной плате Белгородского райпо за 2008-2010 гг.

Показатели 2008г. 2009 г. 2010 г. Темп роста
2010г к 2008 г. (%)
1. Среднесписочная численность работников, всего:

 в том числе:

-административно-управленческий  персонал с учётом всех отраслей  деятельности

- работники торговли, всего:

 из них  работники прилавка

- работники предприятий  общественного питания, всего:

 в том числе,  работники кухни

- рынки

- заготовки

- бытовое обслуживание

- транспорт

299  
 

48

 

187

120

44

20

37

1

2

20

273  
 

41

 

147

111

40

15

30

1

2

15

275  
 

41

 

189

115

42

15

31

1

2

15

91,9  
 

79,1

 

101

0,95

0,95

0,75

0,83

 
 

0,75

2. Фонд заработной платы, тыс.  руб.

в том числе:

- административно-управленческого  персонала

12548,8  

2704,6

15632,5  

3381,4

18442  

4443,4

146,9  

164,2

3. Нагрузка товарооборота в месяц,  тыс. руб.

- на  одного работника торговли 

- на одного  работника прилавка

- на одного  работника общепита

- на работника кухни

 
45,3

70,9

16,6

31,2

 
51,2

88,2

19,3

34,4

 
78,9

99,4

21,5

37,7

 
173,9

140,1

129,5

120

4. Среднемесячная заработная плата, руб:

- работника торговли

- работника прилавка

- работника общепита

- работника кухни

 
3605

3717

2859

3178

 
4602

4959

3673

4098

 
4595

4950

4285

4512

 
127

133

149,8

141,9

 

      К показателям, характеризующим состояние  труда, следует отнести среднегодовую  численность работников, расходы на оплату труда, фонд заработной платы, также среднемесячную заработную плату одного работника и уровень заработной платы.

      В 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличились расходы на оплату труда на 73,9 %. Это произошло за счет увеличения фонда заработной платы как оперативных работников, так и работников аппарата управления (на 64,2, %). Фонд заработной платы на 1 работника также имеет тенденцию повышения.

      Распределение персонала отражено по участию в  основных видах деятельности организации. Выделен персонал основных видов деятельности. К нему отнесены лица, работающие в торговле и общепите, в аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг или обслуживающих эти процессы.

      Персонал  райпо находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других работников. Процесс обновления коллектива называется сменяемостью (оборотом) кадров.

      Выбытие обусловлено объективными и субъективными причинами, среди которых имеются биологические (ухудшение здоровья), производственные (сокращение штатов), социальные (наступление пенсионного возраста), личные (семейные обстоятельства), государственные (призыв на военную службу).

     Розничные торговые предприятия потребительской  кооперации Белгородского райпо выступают как субъекты рынка региона. Удовлетворяя в основном спрос сельских жителей, они непосредственно влияют на состояние этого рынка.

     Основными направлениями развития розничной  торговли являются:

     формирование  спроса, увеличение доли продукции  собственного производства в розничном  товарообороте;

     централизации закупки и поставки товаров товаропроизводителей РТ и РФ через оптовое звено системы;

     организация сети предприятий торговли на автотрассах, в местах массового скопления  людей;

     организация торговли сельхозпродуктами и другими  товарами на выделяемых торговых площадях в городах республики;

     ускорение товарооборачиваемости товарных запасов за счет распродажи труднореализуемых непродовольственных групп товаров;

     восстановление  практики приема заявок от покупателей, доставки на дом крупногабаритных товаров, стройматериалов, расширение гарантий покупателям;

     совершенствование форм продажи товаров: по заявкам, в кредит, сезонная распродажа, а также уценка товаров, организация выездной торговли на трассах и т.д.;

     охват товарооборотом не менее 50% денежных доходов  сельского населения, направляемых на покупку товаров сельской местности;

     внедрение электронной торговли;

     реконструкция и техническое перевооружение предприятий  розничной торговли с целью создания условий для закупки от населения  сельхозпродуктов, реализации продукции  предприятий

     общественного питания, аптечной торговли, оказания населению социальных и бытовых услуг;

     расконсервация  и включение в активную деятельность ранее закрытых предприятий розничной  торговли;

     расширение  товарного ассортимента, включая  предложение товаров культурно  бытового и хозяйственного назначения, в строительных и отделочных материалов, в том числе по предварительным заказам населения;

     установление  удобных для покупателей режимов  работы торговли (круглосуточные, с  продленным рабочим днем, без перерыва);

     информационно - аналитическое обеспечение, изучение и анализ потребностей населения, спроса и предложения, денежных доходов населения;

     создание  в районном центре сети эталонных  магазинов, торгующих широким ассортиментом  товаров, оснащенных современным торгово-технологическим  оборудованием;

     осуществление рациональной политики, активизация сбыта товаров и услуг, совершенствование рекламы и стимулирование продажи товаров.

     Оборот  розничной торговли Белгородского райпо предстоит увеличить за счет проникновения на городские рынки. В этих целях будет проводиться рекламная компания по формированию спроса на продукцию потребительской кооперации, как на экологически чистую продукцию.

     Для осуществления своей деятельности райпо в настоящее время имеет: 35 торговых предприятий; 1 автомагазин; 10 предприятий общественного питания; продовольственный склад; промышленный склад; заготовительно-приёмный пункт; парикмахерские; автомобильный гараж; рынок.

     Средняя численность обслуживаемого сельского  населения составляла в 2008г.-34,6 тыс. человек, в 2009г.-33,9 тыс.человек, в 2010г. 33 тыс. человек.

     Торговая  деятельность представлена розничной  торговлей и общественным питанием. В состав общественного питания Белгородского райпо входит сеть кафе и столовых, которые занимаются организацией рационального питания и реализацией продукции собственного производства. Восьмую часть товарооборота райпо получает за счёт его деятельности.

     В кондитерском цехе постоянно расширяется  ассортимент вырабатываемых изделий. За 2010г. выработано кондитерских и хлебобулочных изделий 19,8тонн. Расширился ассортимент полуфабрикатов.

     Придавая  важное значение традиционным видам  деятельности - торговле, заготовкам, общепиту, коллектив райпо считает их не целью работы, а базой, обеспечивающей возможности для реализации социальных программ.

     Только  за последние годы в райпо открылись приемный пункт по ремонту обуви, зернодробилка, три стационарных парикмахерских. Действуют приемный пункт пушно-мехового сырья, приемозаготовительные пункты по приёму излишков сельхозпродуктов, лекарственного и технического сырья от населения, 20 чайных столов, 20 библиотек, 10 отделов по продаже товаров ветеринарного и медицинского назначения, две платные автостоянки, 2 детские площадки.

     Производится  также ремонт и заточка инструментов и сельхозинвентаря, оказываются  ритуальные услуги, услуги по бесплатной доставке стройматериалов и крупногабаритных грузов.

     Всего за 2008 год оказано услуг населению на 7164 000руб, за 2009г.-на 9444000руб, за 2010г. – на 14478200 руб.

     Заготовлено у населения излишек сельскохозяйственной продукции: в 2008г. на 4207000 тыс.руб., в 2009г. на 8336000руб, в 2009г. на 9835600 руб.

     На 1 января 2009г. количество пайщиков составляет 2356 человек, паевой фонд 830 тыс. руб., собрано  паевых взносов 310 тыс.руб.

     Для обобщенной оценки многоотраслевой  хозяйственной деятельности Белгородского райпо рассмотрим динамику его основных показателей.

     Анализ  основных показателей хозяйственной  деятельности по Белгородскому райпо показывает, что практически все показатели имеют тенденцию роста. Сумма товарных запасов возросла на 17,5% и соответственно их оборачиваемость ускорилась с 26 дней в 2008 году до 29 дней в 2010 году. Это свидетельствует о том, что за этот период повысилась эффективность использования оборотных средств в целом, так как товарные запасы являются основным элементом оборотных средств предприятия потребительской кооперации, в том числе и Белгородского райпо.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности работы предприятия