Анализ и оценка эффективности работы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
2.ОРГАНИЗАЦИОННО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙПО 14
3.ХАРАКТЕРИСТИКА КАНАЛОВ ПОСТУПЛЕНИЯ И ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙПО 24
4.ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ ПО ЗАКУПКЕ И ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ 33
5.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙПО НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Работа содержит 1 файл

Белгородское райпо.doc

— 500.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 

 

ВВЕДЕние

 
 

     Актуальность  темы исследования. В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

       Коммерческая деятельность является  одной из важнейших областей  человеческой деятельности, возникших  в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. От эффективности организации этих процессов зависит рентабельность торговых организаций.

       Коммерческая деятельность –  неотъемлемое условие потребительского  рынка, сферы коммерческого предпринимательства,  где происходит обмен денег  на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли. При закупке и поставке товаров изучается рынок, устанавливаются хозяйственные связи с поставщиками, осуществляются коммерческие операции, направленные на коммерческие сделки, заключение контрактов и товарно-денежный обмен. Коммерческая работа должна сопровождаться коммерческими действиями и решениями исходя из условий конкретной внешней среды и конъюнктуры рынка. При выполнении коммерческих функций следует основываться на экономических законах рынка, финансовой политике и коммерческом праве. Для более точного управления коммерческой деятельностью и прогнозирования ее развития необходимо прибегать к методу моделирования.

     Степень разработанности проблемы. Общие проблемы развития коммерческой деятельности, в том числе как логистической подсистемы, неоднократно рассматривались в работах многих отечественных и зарубежных исследователей. Среди них следует выделить труды таких авторов, как Агафонова М.Н., Болт Г.Дж., Брагин Л.А., Голиков Е.А., Григорьев М.Н., Даненбург В., Дыбская В.В., Каплина С.А., Карпова Е.В., Кравченко Л.И., Карнаухов С.Б., Киршина М.В., Миротин А.Б.,Николайчук В.Е., Савенкова Т.И., Сергеев В.И., Чеботаев А.А., Чудаков А.Д. и др. Специфика функционирования торговых предприятий потребительской кооперации, являлась предметом научных исследований таких авторов, как Дорохова Е.И., Исаенко Е.В., Макарова Г.В., Памбухчиянц О.В., Панкратов Ф.Г., Пикалова М.Б., Пигунова О.В., Прижигалинская Т.Н., Салий В.В., Тарасова Е.Е., Теплов В.И. и др.

     Объект  исследования – Белгородское райпо.

     Предмет исследования – коммерческая деятельность Белгородского райпо.

     Цель  исследования -  рассмотреть моделирование  коммерческой деятельности по закупке и продаже потребительских товаров на примере Белгородского райпо.

     Исходя  из цели, мы поставили следующие  задачи:

     рассмотреть тенденции и перспективы развития коммерческой деятельности по оптовой  продаже товаров в  условиях рыночной экономики;

     дать организационно экономическую характеристику Белгородского райпо;

     охарактеризовать  каналы поступления и сбыта товаров в Белгородском райпо;

     провести  оценку эффективности деятельности оптового предприятия на потребительском рынке.

     Период  исследования – 2008-2010 гг.

 

1. Тенденции и перспективы развития коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики

 
 

     Рассматривая  рыночную экономику, следует учитывать  ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с  деятельностью многообразных форм собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация.

     Функционирование  рыночной экономики осуществляется через рынок, изучение которого позволяет  обеспечивать эффективное ведение  хозяйства. Эффективность же, в свою очередь, может определяться скоростью обращения товарной массы, для чего необходимо изучать факторы: сколько, что и для кого производить.

     Отметим, что индикатором определения  товародвижения и потребления является торговля. В данной сфере решаются вопросы специализации торговли, формирования товарного ассортимента, развиваются различные формы реализации товаров. Торговля занимается процессами распределения и перераспределения подавляющего большинства товаров. Переход к рыночной экономике неразрывно связан с созданием современной конкурентоспособной торговой системы, сориентированной на рынок и коммерческую деятельность, нацеленной на раскрепощение экономической инициативы, использование различных форм товарного обращения. Рыночные отношения предъявляют требования к развитию приемлемых форм торговой системы. В настоящий период наиболее ответственный момент - формирование субъекта рынка. Таким субъектом является система потребительской кооперации.

     Решающим  этапом практического реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного хозяйства, сориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель - извлечение прибыли. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения. Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах. С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Для развития потребительской кооперации в условиях рыночной экономики и возможности по выполнению социальных функций необходимо соблюдение основного требования рыночных отношений: они должны развиваться в правовой среде, которая регламентирует деятельность всех хозяйствующих субъектов.

     Под реформой предприятий ПК в настоящей  концепции понимается изменение  принципов действия коммерческих организаций, направленных на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления предприятиями, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой продукции, производительности труда, снижения издержек, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также мер по государственной поддержке указанных изменений.

     Одним из основных препятствий на пути к  экономическому росту ПК становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.

     К числу наиболее характерных для настоящего времени проблем, препятствующих их эффективному функционированию в сложившихся рыночных отношениях, следует отнести:

     1) неэффективность системы управления  предприятием, обусловленную:

     отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб средне- и долгосрочным;

     недостаточным знанием конъюнктуры рынка;

     неэффективностью  финансового менеджмента и управления издержками производства;

     низким  уровнем квалификации менеджеров и  персонала, отсутствием трудовой мотивации работников;

     2) низкий уровень ответственности  руководителей перед предприятием  и работниками за последствия  принимаемых решений, сохранность  и эффективное использование  имущества предприятия, а также  финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

     Несмотря  на наличие в правовых и законодательных  актах ряда положений, позволяющих  работникам (пайщикам) контролировать деятельность предприятия, реальный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между собственниками н управляющими еще не отлажен;

     отсутствие  достоверной информации о финансово  экономическом положении предприятия  для собственников, акционеров, пайщиков, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти. Подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения реформирует реальную картину финансово-экономического состояния предприятия. Действующая система бухгалтерского учета приводит к исполнению соотношения расходов и доходов предприятия: обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции ниже себестоимости; она лишает предприятия права самостоятельной классификации расходов на капитальные и текущие затраты, на текущие затраты и расходы будущих периодов.

     Недостаточный объем достоверной экономической и маркетинговой информации затрудняет принятие управленческих решений на уровне предприятия и определение степени риска при принятии договорных обязательств.

     Для устранения отмеченных негативных тенденций  необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятия как основного структурного элемента системы ПК. Для этого необходимо как изменение среды функционирования предприятия, так и стимулирования внутренних преобразований на предприятиях ПК. Целью реформирования предприятий ПК (все системы ПК) является реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства, заготовительной деятельности, общепита, конкурентоспособности продукции, а также производительности труда, снижению издержек, улучшению финансово экономических результатов.

     В условиях экономического спада платежного кризиса система ПК неспособна самостоятельно реформироваться без государственной  поддержки.

     Приоритетными задачами реформы предприятий и всей системы ПК являются:

     обеспечение инвестиционной привлекательности  предприятия;

     защита  прав акционеров;

     четкое  разграничение ответственности  участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале АО;

     обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов, кредиторов достоверной  информацией о финансово-экономическом  положении предприятий;

     создание  эффективного механизма управления предприятием.

     Бесспорно и то, что в условиях рыночной экономики потребительская кооперация должна стремиться к получению прибыли. Прибыль необходима для достижения цели потребительских союзов - улучшения  обслуживания членов потребительских  обществ. В связи с вышеизложенным появляется настоятельная необходимость совершенствования управления объектами потребительской кооперации с учетом особенностей данной системы, ее задачами и перспективами дальнейшего развития.

     Потребительские общества получили практическое воплощение во многих европейских странах и сегодня продолжают свою деятельность. Возможность функционирования системы потребительской кооперации в условиях становления рынка в нашей республике повышает актуальность проблемы эффективного управления данной системой.

     Категория эффективности присуща всем экономическим  системам. В общем виде она может  быть представлена как соотношение  между результатом хозяйственной  деятельности предприятий потребительской  кооперации (эффектом их хозяйственной  деятельности) и затратами (издержками обращения).

     В настоящее время перед потребительской  кооперацией стоит задача сохранить  созданную систему, не разориться, создать  основы будущего существования и  добиться эффективности хозяйствования. Изменяющаяся экономическая ситуация в стране и республике обусловила реформирование потребительской кооперации. Процесс реформирования представляет сложный и многогранный комплекс мероприятий. Как составную часть реформирования кооперативных организаций можно рассматривать коммерциализацию их деятельности. Условия хозяйствования потребительской кооперации определяют преимущественно экономическую направленность процесса коммерциализации в данной системе. Здесь не возникает проблемы смены собственности, а задача состоит в переводе предприятий на рыночные методы хозяйствования. 

Информация о работе Анализ и оценка эффективности работы предприятия