Американская система финансирования инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

В условиях научно-технической революции и перехода к преимущественно интенсивному экономическому росту резко возрастает значение инновационной деятельности и инноваций в реальном секторе экономики. От инновационной активности зависит экономическое положение и конкурентоспособность предприятий, возможность укрепления и обновления их материальной базы и положения на рынке, обеспечение эффективного расширенного воспроизводства, доходность предприятий и решение обострившихся социально-экономических проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………...стр.3-4
Глава 1. Оценка современного состояния инновационных
процессов в США
1.1 Венчурное финансирование..............................................................стр.5-9
1.2 Инновационная деятельность в США..............................................стр.10-11
Глава 2. Инновационное финансирование как фактор
социально-экономического развития США
2.1 Оценка современного инвестиционного климата..........................стр.12-16
2.2 Законодательные условия инвестирования....................................стр.17-22
Глава 3. Сравнительная характеристика российской и американской системы финансирования инноваций
3.1 Законодательные условия инвестирования в России.....................стр.23-25
3.2 Инновационное финансирование в России.....................................стр.26-29
3.3 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020г.......стр.30-36
Заключение...............................................................................................стр.37-38
Список использованной литературы.....................................................стр.39-40

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рудольф.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

          В то же время опыт экономически развитых стран мира свидетельствует о том, что инновационное развитие обеспечивается финансированием научно-технической сферы в объеме 1,5% ВВП, который, например, в США составляет около 12 трлн долл. (для сравнения отметим, что планируемый объем ВВП России в 2010 г. — 15,3 трлн руб.). 

     По  моему мнению, роль государства в  обеспечении условий инновационного лидерства в настоящее время  должна быть сосредоточена на трех важнейших направлениях:

     - организация инновационного финансирования;

     - регулирование финансирования инновационной деятельности;

     - обеспечение стимулирования взаимодействия  в сфере финансирования НИОКР  государства, корпоративного сектора  и научного сообщества.

-26- 
 

     Вместе  с тем организация инновационного финансирования представляется крайне затруднительной в условиях отсутствия закона, регламентирующего инновационную деятельность. Проекты федерального закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» на протяжение ряда лет дважды были представлены на рассмотрение в Государственную Думу. Однако эти проекты, на наш взгляд, не отличались высокой степенью проработанности и не могли стать законодательной основой организации, регулирования, а также финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации.  

     Вот почему первостепенное значение в настоящее время имеет разработка государственной стратегии инвестиционной деятельности в сфере науки и технологий. Ее отсутствие не позволяет обеспечить финансовую базу для реализации программного документа, регламентирующего развитие науки и технологий, — Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2011 г. и дальнейшую перспективу, утвержденного Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г., а также совместным решением Совета безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г.

      Недостаточное финансирование сферы науки и технологий в России связано с незначительностью объема внутренних инвестиционных ресурсов, генерируемых кредитной системой, рынком ценных бумаг, неэффективностью деятельности финансово-промышленных групп в области НИОКР, отсутствием,  
 

-27- 
 

как правило, других форм государственного, корпоративного и научного взаимодействия в направлении инновационного финансирования.  

     Важнейшей проблемой для страны остается трансформация  сбережений в инвестиции. Так, например, если в США отношение активов  банковской системы к ВВП составляет около 400%, то в Российской Федерации едва достигает 30%. В последние годы норма валового сбережения в стране (около 33%) значительно превосходила норму валового накопления (19—22%), которая, например, в Китае держалась на уровне 40%12. Несмотря на принятие в декабре 2003 г. Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» до сих пор не доработаны механизмы реального обеспечения их сохранности, что не способствует росту доверия населения к кредитной системе страны12. 

     Представляется, что прямое государственное финансирование НИОКР в настоящее время должно быть сосредоточено:

     - во-первых, на эффективном распределении  бюджетных средств;

     - во-вторых, на стимулировании объединения  инвестиционных возможностей субъектов  инновационной деятельности.

       В этих целях необходимо вернуться к практике формирования в составе федерального бюджета фонда развития, обеспечивающего реальную процедуру оценки, отбора и финансирования инвестиционных проектов и программ на высокотехнологичной основе.

       Поскольку в настоящее время именно бюджетные ресурсы являются основой для осуществления инновационной деятельности хозяйствующими субъектами страны, крайне важным представляется формирование в составе

-28- 
 

федерального  бюджета бюджета НИОКР, что успешно используется в практике финансирования инноваций, например, в США. По нашему мнению, необходимо введение такой налоговой льготы, как предоставление налогового кредита на НИОКР для инновационно активных предприятий России.

       В связи с тем что инновационные проекты и программы представляют собой высокорисковые, долговременные и высокозатратные объекты инвестирования, следует использовать механизмы их смешанного финансирования (например, ассигнования федерального бюджета — финансовые вложения венчурного фонда — средства ФПГ; финансовые ресурсы компании — денежные средства, привлеченные на рынке ценных бумаг, — средства бюджетов различных уровней; финансовые ресурсы ФПГ — синдицированный кредит — средства бюджета развития).

    Такой подход позволит обеспечить реализацию государственной инвестиционной стратегии инновационного развития Российской Федерации, увеличить, объединить и эффективно использовать денежные ресурсы всех субъектов инновационного финансирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-29- 

3.3 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года.  
 

       Россия  ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической  роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития13.

       Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году – занятие существенной доли (в 5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз – доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 процентов).

       Данная  стратегия – продолжение проводившейся  на протяжении последнего десятилетия политики стимулирования инновационной активности. В 2005 году были приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году – Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года. В рамках реализации этих программ и стратегий заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации  

       -30- 
 

экономики на основе технологических инноваций.

       Прежде  всего, за последние годы значительно  увеличено финансирование науки  за счет средств государства –  как в части фундаментальной  науки (в 1,6 раза за период 2006-2008 гг.), так и в части прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки. Создана современная система институтов развития в сфере инноваций, включающая институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием (через ОАО «Российская венчурная компания»), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственную корпорацию «Роснанотех», поддерживающую проекты в сфере нанотехнологий.

       Значительные  усилия предприняты в стимулировании исследовательской деятельности и  инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка  инновационных программ 57 вузов (в 2005-2008 гг. на эти цели было выделено 30 млрд. рублей), почти трем десяткам университетов на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов, получателям которого выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры, развитие исследовательской деятельности (в 2009-2010 годах на все программы развития было выделено 8,42 млрд. рублей, всего на данный момент статусом НИУ обладают 29 ведущих российских вузов). Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, по поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета в течение трех лет с 2010 по 2012 годы будет  

       -31- 
 

выделено 90 млрд. рублей).

       Начата  работа по формированию национальных исследовательских центров (на базе Курчатовского института создан первый такой центр). Сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности – технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием и др. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров.

       из  запланированных в Стратегии  развития науки и инноваций в  Российской Федерации до 2015 года результатов  на I этапе (2006-2007 г.) достигнуто лишь менее трети от запланированных показателей. При этом, большинство показателей оказались ниже предусмотренных инерционным сценарием (не учитывающим мероприятия, проводимые в рамках Стратегии), а некоторые демонстрировали негативную динамику14.

       Мировой экономический кризис 2008-2009 годов  серьезно усложнил для России выход  на траекторию инновационного развития. Ухудшилось финансовое состояние предприятий, что препятствует наращиванию доли негосударственного финансирования сектора исследований и разработок. В условиях сокращения доходов бюджета более жесткой стала бюджетная политика, что ограничивает возможности использования государством финансовых стимулов для наращивания инновационной активности. Необходимость поддержания достигнутого уровня социальной защиты населения, пенсионного обеспечения в условиях снизившихся доходов бюджета, негативных демографических трендов, связанных со значительным сокращением численности экономически активного населения, обусловила

-32- 
 

определенный  рост нагрузки на бизнес в части  социальных платежей. Это дополнительно  ограничивает  для бизнеса возможность инвестирования в инновационное развитие.

       На  втором этапе (2008-2010 гг.) выполнения Стратегии  развития науки и инноваций в  Российской Федерации до 2015 года средний  уровень достижения запланированных  показателей составил около 40 процентов, а большинство показателей по-прежнему не достигают даже уровня, предусмотренного инерционным сценарием, по отдельным ключевым показателям сохраняется негативная динамика.

       Цель  Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:

       доля  предприятий, осуществляющих технологические  инновации, возрастет до 40 - 50 процентов  в 2020 году (в 2009 году – 10,4 процентов);

       доля  России на мировых рынках высокотехнологичных  товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах к 2020 году;

       удельный  вес экспорта российских высокотехнологичных  товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 процентов в 2020 году (в 2008 году – 0,35 процента);

       валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 - 20 процентов в 2020 году (в 2009 году – 11,8 процентов);

       удельный  вес инновационной продукции  в общем объеме промышленной продукции  увеличится до 25 - 35 процентов в 2020 году (в 2009  

       -33- 
 

году - 12,4 процента);

       внутренние  затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году – 1,24%), из них больше половины - за счет частного сектора.

       доля  российских исследователей в общемировом  числе публикаций в научных журналах повысится до  5 процентов в 2020 году (в 2008 году - 2,48%);

       средняя цитируемость научных работ российских исследователей повысится до 5 ссылок на статью в 2020 году (в 2009 году 2,4 ссылки на статью); 

       не  менее 5 российских вузов войдут в  число 200 ведущих мировых университетов  согласно международным рейтингам (в 2009 – ни одного);

Информация о работе Американская система финансирования инноваций