Американская система финансирования инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

В условиях научно-технической революции и перехода к преимущественно интенсивному экономическому росту резко возрастает значение инновационной деятельности и инноваций в реальном секторе экономики. От инновационной активности зависит экономическое положение и конкурентоспособность предприятий, возможность укрепления и обновления их материальной базы и положения на рынке, обеспечение эффективного расширенного воспроизводства, доходность предприятий и решение обострившихся социально-экономических проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………...стр.3-4
Глава 1. Оценка современного состояния инновационных
процессов в США
1.1 Венчурное финансирование..............................................................стр.5-9
1.2 Инновационная деятельность в США..............................................стр.10-11
Глава 2. Инновационное финансирование как фактор
социально-экономического развития США
2.1 Оценка современного инвестиционного климата..........................стр.12-16
2.2 Законодательные условия инвестирования....................................стр.17-22
Глава 3. Сравнительная характеристика российской и американской системы финансирования инноваций
3.1 Законодательные условия инвестирования в России.....................стр.23-25
3.2 Инновационное финансирование в России.....................................стр.26-29
3.3 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020г.......стр.30-36
Заключение...............................................................................................стр.37-38
Список использованной литературы.....................................................стр.39-40

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рудольф.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Действующие положения и правила (в соответствии с федеральным  

     -17- 
 

законодательством) достаточно жестко регламентируют права  и обязанности сотрудников. В  частности, накладываются ограничения  на дополнительную работу вне стен университета для тех, кто занят  на полной ставке, устанавливаются обязанности раскрывать все патентоспособные изобретения, ежегодно отчитываться об источниках и размерах полученных вознаграждений. Работа по анализу технологии идет при тесном сотрудничестве с изобретателем. В среднем по университетам США считается хорошим показателем, когда на 50% разработок оформляются заявки на патент7.

     Деятельность  университетских инновационных  офисов находится под постоянным контролем различных правительственных  структур США. Ежегодно Ассоциация менеджеров университетских технологий собирает и обрабатывает соответствующую информацию и публикует отчет о деятельности инновационных офисов в стране.

     Следует отметить, что за последние 30 лет  восторженные представления о способности  американских компаний управлять технологиями несколько поколебались. В 70-е годы технологический уровень США был действительно значительно выше, чем во всех других промышленно развитых странах. По некоторым оценкам, технологический разрыв постоянно увеличивался благодаря присущему именно американцам особому умению организовать технологическое развитие и управлять им. Сегодня ситуация резко изменилась: натиск японских и европейских конкурентов угрожает технологическому лидерству Америки, что вызывает большую озабоченность правящих кругов.

     Правительственная поддержка малого инновационного предпринимательства  США выражается цифрой 5.4 млрд. долл., частная - 0.9 млрд. долл. Формы поддержки  разные. Например, по линии правительства  это займы (0.8 млрд. долл.), государственные  инвестиции (3.1 млрд. долл.) и

-18- 
 

разделение  стоимости (затрат) с малыми предприятиями (0.6 млрд. долл.). К формам частной  поддержки в основном относится  так называемые рисковые венчурные  фонды (0.75 млрд. долл.), а также частные  инвестиции (0.15 млрд. долл.). Законодательством США определено, что федеральные ведомства, чей бюджет на науку превышает 100 млн. долл., должны отчислять определенный процент на поддержку малых инновационных предприятий. Размер отчислений постоянно растет.

     Национальная  ассоциация венчурного капитала США подвела некоторые итоги венчурных инвестиций в экономику страны за период с 1970 по 2000 г. Венчурный капитал способствовал созданию 7.6 млн. рабочих мест, а общий доход компаний с таким капиталом на конец 2000 г. превысил 1.3 трлн. долл. Производство в этих компаниях составляет 13.1% от объема валового внутреннего продукта в США в 2000 г. Инвестиции в большинстве своем шли в компьютерную индустрию, потребительский рынок, медицину и здравоохранение, а также в промышленные сектора, связанные с коммуникациями, промышленной энергетикой, электроникой и биотехнологиями. Учитывая, что венчурный капитал составляет меньше 1 % всех инвестиций США, его вклад в экономику в течение трех десятилетий еще более значителен. В последние годы его диверсификация стала характерной приметой в развитии инновационных технологий во всех регионах США. По объему доходов компаний с венчурным капиталом лидирует Калифорния (свыше 270 млрд. долл.), далее идут штаты Техас (159 млрд. долл.) и Вашингтон (65 млрд. долл.)

     Сходные процессы происходят и в других странах. В Англии, например, число работающих в венчурных компаниях составляет 10% от всех занятых в частном секторе экономики. С 1984 г. объем инвестиций венчурного капитала  

     -19- 
 

достиг 25 млрд. фунтов стерлингов в более чем 18 тыс. компаний. Помимо прямого экономического эффекта, вызванного усиливающейся конкуренцией, инновациями и инвестициями в капитал, существует и эффект второго порядка, связанный с тем, что компании с участием венчурного капитала сами являются покупателями товаров и услуг на сумму около 110 млрд. фунтов стерлингов.

     На  начальном этапе основная тяжесть  поддержки инновационных компаний ложится во всем мире на государственные  структуры. В Европейском союзе  только на 2007 год на это израсходовали 10,5 миллиарда, в США - 62 миллиарда.

     Даже  в США, где корпорации тратят на науку  в 2.5 раза больше средств, чем федеральные  власти, три четверти патентов обеспечиваются научными результатами, получаемыми  благодаря государственному финансированию. Чтобы ни у кого не осталось иллюзий относительно "рыночного" характера научной деятельности в США, отметим, что расходы на науку составляют здесь 2.8% ВВП, или около 250 млрд. долл., из которых 27% - это расходы федерального бюджета. Таким образом, государственные лаборатории и университеты, охватывающие лишь 22% научного потенциала США, обеспечивают подавляющую часть реализованных на практике результатов8.

     Основными задачами государственных органов  по управлению НИОКР в развитых странах  являются распределение финансовых средств по организациям и целевым программам, разработка научно-технологической политики, поиск приоритетных путей развития научно-исследовательских и технологических работ. В США такими организациями являются: Национальный научный фонд, Бюро стандартов, Министерство обороны, НАСА, Министерство энергетики и др.; в Японии: Министерство внешней  

-20- 
 

торговли  и промышленности, Министерство образования, Агентство науки и технологии; в Европейском Союзе: Европейский  Совет, Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Комитет по научно-техническим исследованиям, Комитет европейского развития науки и техники. Несмотря на разнообразие форм и значимости управленческих структур НИОКР в промышленно развитых странах, они имеют одну главную цель - достижение передовых рубежей научно-технического прогресса для своей страны, увеличение конкурентоспособности промышленности и благосостояния народа.

     В США существует множество различных  министерств и ведомств, координирующих и управляющих деятельностью  НИОКР в стране. Государственное  стимулирование научно-исследовательских работ идет через Национальный научный фонд (НСФ) для общих исследований и для специальных областей - из средств отраслевых министерств и ведомств. К ним относятся: Министерство обороны, Министерство здравоохранения, Министерство энергетики и Национальное агентство по аэронавтике и космонавтике.

     Наибольшее  значение для развития американских НИОКР имеет Министерство обороны. На него приходится более 46% расходуемого государственного бюджета в области  научных исследований. В его подчинении 68 научно-исследовательских центров, институтов и экспериментальных лабораторий. Оно финансирует университетские научные программы в области математики и инжиниринга. Кроме того, министерство обороны активно участвует в передаче технологических трансфертов гражданским предприятиям, что способствует усилению их позиции на мировых рынках наукоемких производств и согласуется с общей стратегией научно-технологической политики США.  

     -21- 
 

     Министерство  здравоохранения - второе по значению ведомство США по проведению НИОКР. На него приходится более 10% государственных затрат на научные исследования. Оно включает в себя: национальный институт здоровья, 13 научно-исследовательских института по всей территории США и 7 программно-ориентированных центров. Министерство финансирует исследования в университетах в области фундаментальной и прикладной медицины и биологии, оказывает поддержку фармакологическим компаниям в разработке новых лекарственных средств.

     Национальный  научный фонд (ННФ) - единственное ведомство, чья область интересов не ограничена специальными исследованиями. Это всеобщий орган для фундаментальных исследований во всех областях науки и знаний. Однако, ограниченные финансовые ресурсы (3% государственных расходов на науку) вкладываются, в основном, в поддержку академических исследований в области наук о земле: геологию, геофизику, геохимию и гидрологию. В задачу ННФ входит также кооперация и координация научной деятельности университетов и промышленности9.

     На  Министерство энергетики приходится 9% государственных научных расходов. Оно занимается финансированием университетских исследований в области создания энергосберегающих видов техники и технологии. Кроме того, оказывает помощь промышленным предприятиям, прежде всего мелким, во внедрении и освоении новых технологий. Во время энергетического кризиса активная работа министерства привела к сокращению затрат топливно-энергетических ресурсов на 100 млн долларов.  
 
 

-22- 

     3.1 Законодательные условия инвестирования  в России 

     В России также появились первые ростки венчурного финансирования.

Вместе  с тем следует заметить, что  руководители большинства предприятий  слабо разбираются в особенностях венчурного финансирования и редко  прибегают к поиску инвестора  венчурного капитала. Схема венчурного финансирования в России сводится преимущественно к финансированию расширения производства путем покупки части акций предприятий, выпускаемых в рамках вторичной эмиссии. Однако неразвитость деловой инфраструктуры в сочетании с информационной непроницаемостью мешают многим предпринимателям увидеть, что в стране уже работает новая финансовая индустрия – венчурный капитал.

     Сегодня речь идет о программах расширения функционирования в России региональных фондов венчурного капитала, инициированных еще в 1993 году Европейским банком реконструкции и развития и правительствами стран, входящих тогда в большую семерку. Региональные фонды венчурного капитала создаются для оказания поддержки средним приватизированным предприятиям с численностью работающих до 5000 человек, путем приобретения акционерного капитала нового выпуска.

     В 2005 году на территории России действовали  более 50 венчурных фондов. Под их эгидой создана Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой  в Москве и отделением в Санкт-Петербурге10.

     На  территории России действует единое общегосударственное законодательство, видоизменяясь в отдельных регионах (субъектах Федерации) под влиянием региональных законодательных норм, регулирующих  

-23- 
 

инвестиционную  деятельность только в пределах полномочий местных органов власти. 

       Характеристика законодательных условий инвестирования  получена на основе анализа всех нормативных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятельности. Все законодательные акты и разделены на федеральные и региональные.

      В федеральном законодательстве были особо выделены специальные нормативные  акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах Федерации. Прежде всего - это законодательство по свободным экономическим зонам. Как федеральное, так и региональное (или муниципальное) делилось на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов инвестирования).

      Существующие  законодательные акты всех типов  и уровней государственного и  муниципального  управления с точки  зрения их влияния на инвестиционный процесс можно разбить на следующие  группы. 

1. Регулирование  сфер и объектов инвестирования. Оно определяет приоритетные направления инвестирования (отрасли, объекты, виды деятельности, сферы). Наличие приоритетных сфер в регионе увеличивает его инвестиционный потенциал.

  1. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности - сферы и виды деятельности в регионе и в муниципальных образованиях, льготные по налогообложению.
 

-24- 
 

3. Предоставление  финансовой помощи и кредитных  льгот инвесторам и потенциальным  инвесторам в данном регионе   и в муниципальных образованиях, или в данной сфере деятельности (по типу Федерального ведомства по опеке в ФРГ).

4. Проведение  льготной амортизационной политики (право осуществления ускоренной  амортизации для отдельных отраслей  экономики).

5. Регулирование  участия инвестора в приватизации.

6. Доступность  региональных ценных бумаг для внешних покупателей.

7. Обеспечение  правовой защиты инвестиций и  имущественных региональных законодательных  гарантий (в том числе залоговое  право). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     -25- 
 

     3.2  Инновационное финансирование в России 

     В противоположность мировой тенденции ежегодного наращивания расходов на науку и технологии, позволяющих увеличить долю наукоемкой продукции мирового уровня, в Российской Федерации осуществляется неуклонное снижение реального финансирования НИОКР. Так, федеральный бюджет Российской Федерации в 2001 г. предусматривал финансирование инноваций в 2,88% от расходов бюджета, в 2002 г. — 2,23%, в 2003 г. — 2,02%, в 2005 — 1,85%, в 2008 г. — 1,54%.

         Федеральным бюджетом на 2009 г. планировалось обеспечение реального целевого финансирования НИОКР в размере 1,52% от расходной части. Вместе с тем законом о науке и научно-технической политике предусматриваются ассигнования на гражданскую науку в размере не менее 4% расходов федерального бюджета11.

Информация о работе Американская система финансирования инноваций