Торгово-технологический процесс в магазине

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
• изучить теоретическую литературу по вопросам управления торгово-технологического процесса;
• охарактеризовать составные элементы торгово-технологического процесса ;
• проанализировать материально-техническую базу конкретного предприятия розничной торговли «Магнит»;
• охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
• выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы
торгово-технологического процесса в магазине;
• изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале
предприятия.
Объектом исследования является торгово-технологический процесс в розничном торговом предприятии.
Предмет исследования выбран магазин розничной торговли супермаркета «Магнит».

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
1. Теоретические аспекты планирования и организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии
1.1 Сущность организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии……………………………………………5
1.2 Составные элементы торгово-технологического процесса………11
2. Применение аспектов планирования и организации торгово-технологического процесса в магазине «Магнит»
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина……………….19
2.2 Организация торгово-технологического процесса………………...22
Заключение……………………………………………………………...31
Список используемой литературы……………………………………32

Работа содержит 1 файл

логистика-розница.docx

— 127.84 Кб (Скачать)

     В связи с этим, если позволяют условия, целесообразно использовать метод  самообслуживания.

     Самообслуживание - метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.

     Самообслуживание  позволяет ускорить операции по продаже  товаров, увеличить пропускную способность  магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает  свободный доступ покупателей к  выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать  и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально  распределить функции между работниками  магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина. При самообслуживании изменяется технологическая планировка торгового зала и других помещений  магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а  также функции работников магазина.

     В магазинах самообслуживания функции  работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. [7, c.187]

     Продажа товаров по образцам - это метод  розничной продажи, основанный на свободном  доступе и выборе товаров покупателем  по образцам, выставленным в торговом зале, их оплате и получении соответствующих  образцам товаров с возможной  доставкой на дом (по желанию покупателя).

     Этот  метод позволяет на сравнительно небольшой площади торгового  зала представить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Рабочий  запас может формироваться на рабочем месте продавца, в кладовых магазина, складах производителя или оптового продавца. Этот метод широко используется при реализации мебели, холодильников, телевизоров, тканей, осветительных приборов, музыкальных инструментов и технически сложных товаров. [7, c. 191]

     Широкое распространение в розничной  торговле получила продажа товаров  с открытой выкладкой. Это метод, при котором товары открыто выложены в торговом зале и к ним обеспечен свободный доступ, но окончательное обслуживание требует "вмешательства" продавца. Следовательно, ознакомление покупателей с имеющимся ассортиментом, выбор и отбор товаров осуществляется покупателем самостоятельно (как и при самообслуживании), а далее следуют операции по проверке качества, консультации, взвешивание и отмеривание, упаковка и отпуск товаров продавцом.

     Данный  метод используется при продаже  чулочно-носочных изделий, парфюмерии, сувениров, тканей и некоторых продовольственных  товаров (овощей, фруктов и пр.) [10, c. 25]

     При рациональной организации продажи  методом открытой выкладки ускоряются операции по продаже товаров, увеличивается  пропускная способность магазина и  повышается производительность труда  продавцов.

     Третья  часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.) [5, c. 132]

     Услуга  розничной торговли - результат непосредственного  воздействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров.

     Услуги, оказываемые розничной торговлей  покупателям многообразны. Их спектр зависит от типа магазина и ассортиментного  профиля месторасположения, а также  ряда коммерческих факторов.

     Глава 2. Применение аспектов планирования и организации торгово-технологического процесса в магазине «Магнит»

     2.1 Экономическая характеристика хозяйственной деятельности супермаркета «Магнит»

     Сеть  магазинов «Магнит» — крупнейшая (по числу магазинов на июль 2010 года) российская сеть продовольственных магазинов-дискаунтеров. Головная компания сети — Закрытое акционерное общество «Тандер». ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит») основана в 1994 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, а с 1997 г. приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьюторов в России.

     В 1998 году начата работа по развитию розничного рынка:  открыт первый магазин самообслуживания. В течение года компания вышла на лидирующие позиции на юге России, после чего началось продвижение компании в другие регионы.

     Следует сказать, что 2000 год – знаменательный год в истории компании. Руководство  принимает решение о реорганизации  работы розничного направления. Все  магазины переводят в формат дискаунтера и объединяются под брендом «Магнит».

     В период с 2001 – 2005 гг. сеть показала стремительный  региональный рост и заняла первое место в России по количеству магазинов  – 1500 и стала второй по объему выручки  в стране.

     В начале 2006 года была завершена реорганизация  группы компаний «Магнит», в результате которой ОАО «Магнит» стало холдинговой  компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит».

     В апреле 2006 года компания провела  IPO, большая часть вырученных средств направлена на развитие сети магазинов «Магнит» и разработку формата супермаркетов под тем же брендом. В апреле 2008 года в рамках вторичного размещения Компания вышла на Лондонскую Фондовую Биржу.

      Организационная структура ОАО «Магнит» построена  по  функциональному принципу (см. Приложение А). Функциональный принцип построения организаций предполагает, что группировка отделений (отделов) в них происходит в соответствии с функциями, отражающими основные направления и сферы их деятельности предприятия.

     Управляет магазином генеральный директор, который осуществляет стратегическое планирование, координирование коммерческой, финансово-хозяйственной деятельности магазина.

    Начальник отдела продаж отвечает непосредственно  за весь процесс товародвижения в  магазине, логистику, заключает с  договора с поставщиками. Администратор  торгового зала несет ответственность  за экстерьер и интерьер магазина, наличие товара на полках и их ротацию  по срокам хранения. В должностные  обязанности администратора входят: осуществление контроля в торговом зале магазина, координация и контроль деятельности продавцов.

      Продавцы, работа которых заключается  в непосредственном контакте  с покупателями реализуемой продукции,  находятся в непосредственном  подчинении у администратора торгового зала. Продавцы предлагают и показывают  товар покупателям, предоставляют информацию о них, дают консультацию и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров.

     Организационная структура магазина достаточно гибкая и постоянно совершенствуется с  учётом изменения конъюнктуры рынка. Такие четкие рамки подчинения в  ОАО «Магнит» прослеживаются во всей организационной структуре, от этого  работа предприятия становится более  слаженной и эффективной. Данная организационная структура наилучшим  образом позволяет магазину гибко  взаимодействовать с внешней  средой, продуктивно и целесообразно  распределять и направлять усилия своих  сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

     По  состоянию на 30 июня 2010 года было открыто 28 супермаркетов. Сейчас в строительстве  находится более 18 объектов. Торговая площадь супермаркетов варьируется  от 2000 – 12 500 кв.м. Ассортимент насчитывает 13 913 наименований товаров, из которых  в среднем около 73% составляют продукты питания. Супермаркеты расположены  в черте города, что делает возможным  их посещение не только автовладельцами.

     На  сегодняшний день в компании действуют 63 филиала, в которых по состоянию  на 30 июня 2010 года работает около 83 тысяч  сотрудников. 
Благодаря использованию региональных распределительных центров ОАО «Магнит» удалось наладить эффективную систему логистики. В составе компании действуют 10 собственных распределительных центров, на которые приходится порядка 79 % всего товарооборота.

     Также компания располагает и собственным  автопарком из 1713 машин, что позволяет  снижать транспортные издержки и  практически полностью исключать  потери при транспортировке.

     В ассортименте ОАО «Магнит» насчитывалось  около 570 наименований товаров под  собственной торговой маркой, что  составляет 11,00 % в ассортименте и 11,93 % в общем объеме продаж. Внедрена в компании и автоматизированная система управления товарными запасами, благодаря чему повышается их оборачиваемость.

     ОАО «Магнит» является владельцем крупнейшей по числу магазинов и территории их покрытия сети в России, что позволяет  осуществлять закупки на специальных  условиях.

     Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и  поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей  магазинов свежими товарами местного производства. [15]

 

     

     2.2 Организация торгово-технологического процесса в супермаркете «Магнит»

     Торгово-технологический  процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных  торговых (коммерческих) и технологических  операций и является завершающей  стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в  зависимости от применяемых методов  продажи товаров, могут играть в  нем весьма активную роль.

     Большую роль в торгово-технологическом  процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность  торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу  таких операций относят: изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организация рекламы  и информации. Естественно, что в  самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более  сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.

     К числу основных принципов организации  торгового процесса супермаркета «Магнит» необходимо отнести следующие:

  • обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
  • обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;
  • соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов;
  • достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения;
  • сохранение физико-химических свойств товаров.

     Организация торгового и технологического процессов  в супермаркете «Магнит» представлена на рисунке 1.

     

     Рисунок 1 - Организация торгового и технологического процессов в супермаркете «Магнит» 

     Погрузо-разгрузочные работы в супермаркете «Магнит» осуществляются вручную, без использования электропогрузчиков и средств малой механизации. Только когда с товаром приходит автоконтейнер с гидрокраном, используется его возможности.

     После этого производится приемка товара по количеству и качеству, а  далее  товары доставляют в помещение для  хранения. Все продовольственные  товары, нуждающиеся в охлаждении, немедленно поступают в холодильный  зал.

     Перед подачей товаров в торговый зал  товары готовят к продаже. 
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке. Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки.

     Так как в супермаркете «Магнит» имеется  очень большой ассортимент товаров, имеющих различный срок реализации и различное время своей реализации, то в данном магазине используются все три варианта схемы технологических  процессов 

     Во-первых, это наиболее сложный вариант  технологического процесса, который  используется при продаже товаров, требующих хранения и предварительной  доработки перед подачей их в  торговый зал. Для продовольственных  товаров – это фасовка, упаковка, разделка отдельных товаров. Для  непродовольственных товаров –  освобождение от тары, чистка и утюжка швейных изделий, сборка и регулировка  технически сложных товаров.

Информация о работе Торгово-технологический процесс в магазине