Торгово-технологический процесс в магазине

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
• изучить теоретическую литературу по вопросам управления торгово-технологического процесса;
• охарактеризовать составные элементы торгово-технологического процесса ;
• проанализировать материально-техническую базу конкретного предприятия розничной торговли «Магнит»;
• охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
• выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы
торгово-технологического процесса в магазине;
• изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале
предприятия.
Объектом исследования является торгово-технологический процесс в розничном торговом предприятии.
Предмет исследования выбран магазин розничной торговли супермаркета «Магнит».

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
1. Теоретические аспекты планирования и организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии
1.1 Сущность организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии……………………………………………5
1.2 Составные элементы торгово-технологического процесса………11
2. Применение аспектов планирования и организации торгово-технологического процесса в магазине «Магнит»
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина……………….19
2.2 Организация торгово-технологического процесса………………...22
Заключение……………………………………………………………...31
Список используемой литературы……………………………………32

Работа содержит 1 файл

логистика-розница.docx

— 127.84 Кб (Скачать)

     Управление  коммерческой деятельностью нельзя отделить от системы управления торговым предприятием, которое выполняет  еще и функции, связанные с  технологической, экономической и  финансовой деятельностью. Следовательно, при построении структуры управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие и соподчиненность  всех составляющих элементов, образующих целостную систему управления торговым предприятием. [14]

     Торгово-технологический  процесс в магазине можно условно  разделить на три части:

     - операции с товарами до предложения  их покупателям;

     - операции непосредственного обслуживания  покупателей;

     - дополнительные операции по обслуживанию  покупателей.

     В следующем параграфе мы попытаемся рассмотреть подробнее каждый из данных составных элементов торгово-технологического процесса. 

     1.2. Составные элементы торгово-технологического процесса.

       На количество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:

     - разгрузку транспортных средств;

     - доставку товаров в зону приемки;

     - приемку товаров по количеству  и качеству;

     - доставку товаров в зону хранения, подготовку их к продаже или  непосредственно в торговый зал  (в зависимости от степени готовности  их к продаже);

     - хранение товаров;

     - подготовку товаров к продаже;

     - перемещение товаров в торговый  зал;

     - выкладку товаров на торговом  оборудовании. [5, c. 126]

     Для того чтобы обеспечивать высокое  качество обслуживания покупателей, в  магазине должен постоянно изучаться  спрос, который служит основанием для  составления заявок на завоз продуктов.

     Транспортные  средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты  и разгружены. Разгрузку следует  осуществлять с соблюдением общих  правил выполнения погрузо-разгрузочных работ.

     Поступившие в магазин товары доставляют в  зону приемки. Приемка товаров одна из важнейших операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться  лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары. [4, c. 63]

     Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в  соответствии с правилами, установленными в инструкциях "О порядке приемки  продукции производственно-технического назначения и товаров народного  потребления по количеству" и "О  порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного  потребления по качеству".

     Приемка товаров по количеству заключается  в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров  с показателями счет-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

     Приемку товаров по количеству проводят в  определенные сроки. Количество поступивших  товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в  сопроводительных документах. В случае выявления недостачи, приемку следует  приостановить, обеспечить сохранность  товара, для участия в окончательной  приемке товаров следует пригласить представителя одногороднего отправителя. При неявке представителя отправителя в установленные сроки, дальнейшую приемку проводят с участием представителя общественной организации, в введении которой находится магазин.

     Приемка товаров по количеству осуществляется в соответствии со стандартами, ТУ и  т.п. При обнаружении несоответствия товара составляется акт, в котором  указывается количество проверенного товара и характер выявленного несоответствия качества. При этом приемка приостанавливается, обеспечивается сохранность товара, уведомляется поставщик. [2, c. 117]

     После приемки товары доставляют в места  хранения. Процесс хранения товаров  в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально-ответственные  лица. Размещенные на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-механические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.

     Специфических условий хранения требуют и непродовольственные  товары. Хранение непродовольственных  товаров в магазине может быть организованно по товарным группам.

     За  каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Размещая товары на хранение, необходимо учитывать  длительность их хранения, очередность  подачи в торговый зал. [1, c. 99]

     Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к  продаже.

     Подготовка  товаров к продаже заключается  в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, утюжке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций зависит  от степени подготовленности товаров  к продаже в момент поступления  в магазин, сложности ассортимента и других факторов.

     При распаковке товары освобождают от внешней  транспортной тары, сортируют, то есть группируют по ассортиментным признакам (размер, фасон и т.д.), очищают  от загрязнений, устраняют мелкие дефекты.

     Значительная  часть продовольственных товаров  поступает в нерасфасованном виде, и фасовка их осуществляется непосредственно в магазинах (сыпучие бакалейные товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты).

     Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, тележки или тару-оборудование.

     Товары  доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится  минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения используют тележки  и тару-оборудование. [12, c. 81]

     При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного  соседства. За каждой товарной группой  следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.

     Товары  с высокой оборачиваемостью нужно  располагать ближе к источникам пополнения.

     Однородные  товары лучше размещать концентрированно.

     На  первых этажах магазинов необходимо располагать товары более частого  спроса и не требующие длительного  выбора.

     Площади на отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп  товаров в продаже и их оборачиваемости.

     Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование.

     При выкладке товаров в упаковке рекомендуется  отдельные образцы оставлять  без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.

     Размещая  товары в зале, и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать  методы их продажи, конфигурацию торгового  зала и т.д. [4, c. 55]

     При продаже малоизвестных, новых, модных, сезонных товаров должны быть выделены наиболее видные места в торговом зале. Наибольшие по размерам и особо  ценные товары следует размещать  недалеко от прилавков обслуживания или рядом с рабочим местом контролера-кассира, чтобы они всегда были в пределах видимости работников торгового зала.

     Товары, требующие нарезки, взвешивания, размещают  за прилавком индивидуального обслуживания.

     При размещении товаров в торговом зале, безусловно, должна быть учтена психология покупателя, который более склонен  к импульсивным покупкам, если куплено  главное. [4, c. 33]

     Важное  значение имеет выкладка товаров, которая в совершенных условиях, является не только частью технологического процесса, но также выступает действенным средством стимулирования продаж, может являться элементом образа предприятия.

     Выкладка  товаров - это определенные способы  укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала (вертикальная, горизонтальная, рядами, стопками). Для  каждого товара должен быть определен  наиболее целесообразный способ его  выкладки.

     Выкладка  товаров должна обеспечить привлечение  внимания покупателей, удобство при  отборе, сохранность товара, эффективное  использование демонстрационной площади  и емкости торгового оборудования.

     Выкладывают товары на оборудовании этикетками и  рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепленными на специальных  держателях. [8, c. 69]

     Наиболее  ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

     - встреча покупателя;

     - предложение товаров;

     - отбор товаров покупателями;

     - расчет за отобранные товары;

     - оказание покупателям дополнительных  услуг. [5, c. 129]

     Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые  на этой стадии, являются наиболее ответственными.

     Характер  и структура операций по продаже  товаров зависят от ассортимента реализуемых товаров и методов  их продажи. Так, на выбор товаров  повседневного спроса покупатель затрачивает  значительно меньше времени, чем - на периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи. [6, c. 45]

     В зависимости от степени участия  продавца в обслуживании и технологии выбора товаров в практике деятельности предприятий розничной торговли используют две основные системы  обслуживания: традиционную и прогрессивную.

     Традиционная  система представлена продажей товаров  через прилавок обслуживания. К прогрессивным относят: самообслуживание, продажу товаров с открытой выкладкой и продажу товаров по образцам.

     Традиционный  метод розничной продажи (продажа  через прилавок) -метод продажи, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает товар. Данный метод предусматривает все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание.

     Традиционное  обслуживание используется, если товар  поступает неподготовленным к продаже, требует взвешивания, отмеривания  и других операций, выполняемых продавцом. Обслуживание продавцом рекомендуется  при продаже товаров, которые  требуют более подробных разъяснений. [9, c. 161]

     В магазинах, торгующих через прилавок, процесс продажи более затратный, включает много операций, большая  часть которых является трудоемкой. Таким образом, процесс обслуживания занимает много времени, пропускная способность магазина невелика, существенны затраты на персонал, высока вероятность образования очереди.

Информация о работе Торгово-технологический процесс в магазине