Теоритические аспекты логистического подхода в совершенствовании товародвижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 00:05, реферат

Описание работы

Слово «логистика» заимствовано из французского языка. В экономике термин «логистика» - это искусство управления материалопотоком и потоком продукции от источника до потребителя, т.е. комбинирование видов деятельности различных учреждений и служб, связанных с распределением, материальным обеспечением, планирование и производства и управлением им.

Работа содержит 1 файл

Теоритические аспекты логистического подхода в совершенствовании товародвижения.docx

— 30.76 Кб (Скачать)

     На  основе логистических подходов экономические  методы должны получить воплощение в  практике производственных структур –  у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе  коммерческо-посреднических организаций  и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая  заинтересованность хозяйствующих  субъектов в повышении эффективности  конечных результатов хозяйственной  деятельности за счет экономии и прибыли  от логистических операций и услуг.

     Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется  необходимостью сокращения временных  интервалов между приобретением  сырья и поставкой товаров  конечному потребителю. Логистика  позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет  существенно сократить время  доставки товаров, ускоряет процесс  получения информации, повышает уровень  сервиса.

     Деятельность  в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое.

     Принципиальная  новизна логистического – органическая взаимосвязь, интеграция вышеперечисленных  областей в единую материалопроводящую  систему. В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической  базы теряют свое прежнее значение.

     Каждый  субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и  принимает решения. Как свидетельствует  мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области  логистики, владеет ее методами. Наиболее важно сейчас правильно и быстро производить распределение материальных потоков между поставщиками и  потребителями.

     В настоящее время логистика рассматривается  как направление хозяйственной  деятельности, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как междисциплинарное  научное направление, непосредственно  связанное с поиском новых  возможностей повышения эффективности  материальных потоков.

     Чаще  всего в зарубежной литературе понятие  логистики трактуется как процесс  управления движением и хранением  сырья, частей, компонентов и готовой  продукции в хозяйственном обороте  с момента уплаты денег поставщикам  до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты –получения денег).

     Главная цель логистики определяется как  нужная продукция в нужном месте  в нужное время при нужных затратах и в нужном состоянии.

     Логистика, прежде всего, включает организацию  и осуществление товаропередвижения в сфере обращения. К логистической  деятельности правомерно относить следующие  функции: формирование хозяйственных  связей; определение потребности  в перевозках продукции, их объемах  и направлениях, последовательности и звенности передвижения продукции  через места складирования; координацию  оперативного управления поставками и  перевозками; формирование и регулирование  запасов продукции; развитие, размещение и организацию складского хозяйства; выполнение операций, непосредственно  предшествующих и завершающих перевозку  продукции.

     Указанным функциям присущи следующие особенности. Во-первых, они представляют собой  комплекс взаимосвязанных функций  по формированию, организации, регулированию  и реализации материалопотока в  процессе товарообращения.

     Во-вторых, носителями таких функций являются в той или иной мере все субъекты, участвующие в этом процессе: снабженческо-сбытовые и транспортные службы предприятий, объединений, хозяйственных ассоциаций, концернов и межрегиональные  и региональные коммерческо-посреднические и торговые организации и предприятия. Причем координирующую роль в организации  товародвижения могут осуществлять государственные структуры, управляющие транспортом, торговлей, материальными и энергетическими ресурсами.

     В-третьих, критерием эффективной реализации данных функций является минимум  удельных совокупных затрат на перемещение  продукции, поскольку каждому из элементов этих затрат принадлежит  значительный удельный вес в их общей  сумме.

     Актуальность  развития функций логистического управления товародвижением многократно возросла в условиях перехода к рыночным отношениям. Это вызвано рядом причин и, прежде всего, динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями  и организациями сопряженных  отраслей, в том числе производственной инфраструктуры. На современном этапе  возросли возможности для радикального улучшения взаимодействия предприятий  с коммерческо-посредническими структурами  в сфере обращения средств  производства и транспортными организациями  на основе расширения хозяйственной  свободы и инициативы.

     Возникли  новые условия для развития системы  их взаимодействия в связи с формированием  многообразных новых организационных  структур: хозяйственных ассоциаций, консорциумов, союзов, в том числе  межотраслевого характера. В составе  этих формирований, например, региональных ассоциаций, коммерческо-посреднические и транспортные предприятия могут  решать большинство оперативных  вопросов, постоянно возникающих  в процессе планирования, организации  и осуществления перевозок. Причем принятие необходимых для этого  мер не требует уже согласования с ведомственными органами управления. Однако с развитием прямых хозяйственных  связей повышается роль регулирования  материалопотоков на уровне государственного управления.  

     Товародвижение - потенциальное орудие создания спроса. За счет совершенствования системы  товародвижения можно улучшить обслуживание или снизить цены, привлекая тем  самым дополнительных клиентов. Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, складированию  товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и  расходов по обработке заказов. Нормальный уровень затрат на организацию товародвижения - до 15% объема продаж для фирм-производителей и до 25% для промежуточных продавцов.

     Эти цели устанавливаются на основе компромисса  между требованием минимума издержек и созданием системы, обеспечивающей максимальный сервис для клиентов.

       Максимальный сервис для клиентов  подразумевает поддержание больших  товарно-материальных запасов, безупречную  систему транспортировки и наличие  множества складов, что способствует  росту издержек распределения.  Предприятие должно найти соответствующий  компромисс и сформулировать  цели, которыми можно руководствоваться  при планировании.

       Например, корпорация "Кока-кола" в системе товародвижения формулирует  главную цель так: "приблизить  кока-колу на расстояние вытянутой  руки от вашего желания". Разработав  комплекс целей товародвижения, можно приступить к формированию  такой системы товародвижения, которая  обеспечит достижение этих целей. 

       Надо решать следующие основные  вопросы:

      1) как следует работать с заказчиками,  обрабатывать заказы;

      2) где хранить, складировать товарно-материальные  запасы;

      3) какой должен быть минимальный  размер товарно-материальных запасов; 

      4) каким образом следует отгружать  и транспортировать товары?

     1.Обработка  заказов. Товародвижение начинается  с получения заказа от клиента.  Отдел заказов готовит счета-фактуры  и рассылает их разным подразделениям  предприятия. Изделия, которых  нет в наличии, записываются  в задолженность. Отгружаемые  изделия сопровождаются отгрузочной  и платежной документацией. Копии  отгрузочных и платежных документов  направляются различным подразделениям  предприятия. Для ускорения цикла  "заказ - отгрузка - оформление  счета" используются компьютеры  и компьютерные сети. Компьютер  выдает документы на отгрузку, оформляет счет заказчику, вносит  коррективы в учетные данные  товарных запасов, оформляет заказ  на изготовление продукции для  пополнения запасов, извещает  торгового представителя о том,  что его заказ выполнен. Все  это занимает от нескольких  секунд до нескольких минут. 

     2.Складирование.  Организация хранения необходима, потому что циклы производства  и потребления не совпадают  друг с другом. Наиболее яркий  пример - сельскохозяйственные продукты, которые производятся в сезон,  хотя спрос на них постоянный. Организация складского хранения  помогает устранить эти противоречия. Предприятие может либо иметь  собственные склады, либо арендовать  место в складских организациях. Эти коммерческие склады хранят  товар и оказывают платные  услуги по его осмотру, упаковке, отгрузке и оформлению счетов-фактур. Предприятия пользуются складами  длительного хранения и транзитными  складами. На складах длительного  хранения товар находится в  течение продолжительного времени.  Транзитные склады получают товары  с различных предприятий и  от разных поставщиков и стараются  в короткий срок отгрузить  их в места назначения. Современные склады оборудованы автоматизированными системами грузообработки, которые управляются компьютерами. 

     3.Поддержание  товарно-материальных запасов. Решение  об уровне товарно-материальных  запасов имеет важное значение  в сфере товародвижения, влияя  на удовлетворенность потребителей. С одной стороны, фирма заинтересована  в том, чтобы располагать запасами  товара, достаточными для немедленного  выполнения всех заказов клиентов. С другой стороны, поддерживать  большой запас может оказаться  нерентабельно. Необходимо знать,  в достаточной ли мере возрастут  сбыт и доходы, чтобы оправдать  увеличение объема товарных запасов. 

     4.Транспортировка.  От выбора перевозчика зависит  уровень цен, своевременность  доставки и состояние товаров  в момент прибытия к местам  назначения. При отгрузке товаров  предприятие может выбирать тот  или иной вид транспорта или  их комбинацию.

       Железнодорожный транспорт - самый  крупный грузоперевозчик в стране. Железные дороги - наиболее рентабельный  вид транспорта для перевозок  повагонных партий грузов (каменного  угля, руды, песка, сельскохозяйственной  и лесной продукции) на дальние  расстояния. Возможна эффективная  перевозка отдельных видов других  товаров. 

       Стоимость перевозки по воде  громоздких не скоропортящихся  товаров невысокой стоимости  типа песка, каменного угля, зерна,  нефти и металлических руд  очень мала. Но водный транспорт  самый тихоходный и нередко  подвержен влиянию погодных условий.

       Автомобильный транспорт постоянно  увеличивает свою долю в перевозках. В городах автотранспорт осуществляет  основную массу грузовых перевозок. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок, позволяет использовать различные варианты маршрута и графика движения. Грузовики в состоянии перевозить товаров от двери до двери", избавляя от необходимости лишних перевозок.

     Трубопроводный  транспорт - средство транспортировки  газа, нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения  к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько  дороже, чем по воде. Это, наряду с воздушным, наиболее современный вид транспорта.

       Воздушный транспорт приобретает  все большую значимость. Хотя  тарифы грузовых авиаперевозок  наиболее высокие, транспортировка  по воздуху предпочтительна в  тех случаях, когда основное  значение имеет скорость или  расстояния очень велики. Часто  использование авиационного транспорта  позволяет снизить уровень товарных  запасов, уменьшить число складов,  сократить издержки на упаковку. 

     5.Выбор  вида транспорта. Этот выбор осуществляется  с учетом комплекса факторов. Так, если отправитель заинтересован  в срочной перевозке, то он  останавливает выбор на воздушном  или автомобильном транспорте. Если  его цель - минимальные издержки, то делается выбор между водным  и трубопроводным транспортом.  Благодаря контейнеризации отправители  все чаще прибегают к одновременному  использованию двух или более  видов транспорта. Контейнеризация  - это загрузка товара в ящики  или трейлеры, которые легко перегрузить  с одного вида транспорта на  другой. Любой смешанный вид транспортировки  обеспечивает отправителю определенные  выгоды. С течением времени издержки  разных видов транспорта меняются, и необходимо пересматривать  схемы транспортировки. 

Информация о работе Теоритические аспекты логистического подхода в совершенствовании товародвижения