Восстановление речи при динамической афазии у взрослых

Автор: s**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы изучить особенности проявлений нарушений речи при динамической афазии у взрослых, а также методики коррекционно-восстановительной работы при данной форме афазии.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую и логопедическую литературу, посвященную проблеме коррекционно – восстановительного обучения при динамической афазии у взрослых.
2. Теоретически подобрать и изучить методики по восстановлению речи при динамической афазии.
3. Проанализировать данные и систематизировать их.
4. Сформулировать методические рекомендации

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения восстановления речи при динамической афазии
Понятие об афазии ……………………………………………...…………6
Развитие речи в онтогенезе………………………………………………11
Особенности речи при динамической афазии……………………….…17
Глава II . Теоретический анализ особенностей восстановления речи при динамической афазии
2.1 Обзор методик по восстановлению речи при динамической афазиии…………………………………………………………………………..23
2.2. Методика восстановления речи при динамической афазии по М.К. Бурлаковой……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы……………………………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

курс.раб по афазии ЯНА.doc

— 192.50 Кб (Скачать)
ign="justify">     В процессе восстановительной работы необходимо учитывать  особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и т.д.  При восстановлении речи у больных с динамической афазией необходима предварительная неречевая работа с ними, использование обходных путей для решения задач коррекционно-педагогической работы.  В связи с системным характером афазических расстройств работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения каждой речевой функции при данной форме афазии.

     Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов различных форм афазий. Они следуют своего дальнейшего  исследования в целях разработки и модификации приемов восстановительного обучения.

       Несомненно, приведенные в разделе методы и приемы восстановительного обучения больных с разными формами афазий далеко не исчерпывают себя. Нередко сами больные подсказывают логопеду тот или иной прием преодоления имеющегося у него дефекта. 
 

     Вывод по второй главе 

     Первые  попытки коррекционно–педагогической  работы при афазии были предприняты  уже в конце XIX – начале XXв.  P. Broka и Ch.Mills [см.6] предложили приемы восстановления речи при моторной афазии, в основу которых были положены сопряженное и отраженное повторение, подсказ первого звука или слога при назывании.

     В настоящее время во всем мире ученые и практические специалисты разрабатывают  пути реабилитации больных с последствиями инсульта и травмы мозга. Создаются сложные комплексы лечебно – восстановительных мероприятий, осуществление которых требует высокой квалификации специалистов (врачей, психологов, педагогов). Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы. Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе.

     Существует достаточное количество методик коррекционной работы при динамической афазии. Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления афазии внесли Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова (Шохор – Троцкая), Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. В процессе восстановительной работы необходимо учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и т.д.

  Для обеспечения более эффективного воздействия программа коррекционно-восстановительного обучения должна быть модифицирована. На ранних этапах реабилитации основной упор необходимо делать на личностно-ориентированные индивидуальные занятия. Новым направлением в коррекционно-восстановительной работе при афазии является введение групповых методов игры и арттерапии, что оказывает психотерапевтический эффект, снижает уровень тревожности, улучшает эмоциональное состояние, формирует правильные психосоциальные установки.

     Вся описанная система методов восстановительного обучения больного с динамической афазией, предложенная М.К. Бурлаковой, направлена на восстановление активности речи, способности самостоятельного развернутого повествования. Реализация предложенной коррекционной программы способствует не только восстановлению схемы фразы, целого активного повествования, но и снятию персевераций.

     В процессе восстановительной работы необходимо учитывать  особенности  каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и т.д.  При восстановлении речи у больных с динамической афазией необходима предварительная неречевая работа с ними, использование обходных путей для решения задач коррекционно-педагогической работы.  В связи с системным  характером афазических расстройств работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения каждой речевой функции при данной форме афазии.

     Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов различных форм афазий. Они следуют своего дальнейшего исследования в целях разработки и модификации приемов восстановительного обучения.

       Несомненно, приведенные в разделе  методы и приемы восстановительного  обучения больных с разными  формами афазий далеко не исчерпывают  себя. Нередко сами больные подсказывают логопеду тот или иной прием преодоления имеющегося у него дефекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Речь  – это использование языка  в целях общения. Сложная структура  языка требует разных сложных  речевых умений: умения говорить и  различать звуки речи, составлять из звуков слоги и слова, говорить и понимать их, умения составлять из слов предложения, используя правила грамматики, читать, писать.

      Нарушение речи, состоящее в потере способности  выражать свои мысли словами, проявляются  главным образом в виде афазии. Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения. Афазия (от греч. А – частица, означающая отрицание, и phasis – речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.

     Проблема  афазии и восстановительного обучения все больше привлекает внимание исследователей в области различных наук:  логопедии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики и др. Интерес к этой проблеме основан, с одной стороны, на значимости ее изучения для углубления представлений о законах работы мозга, о связи речи с мозгом, о ее психофизиологических основах, о взаимодействии речи с другими психическими процессами; с другой стороны, возрастающий интерес к этой области знания обусловлен ее социальной и практической значимостью в связи с вопросами восстановления полноценной жизнедеятельности таких больных.

     Теоретические и практические аспекты проблемы афазии у взрослых глубоко исследованы в работах многих авторов (Т.В. Ахутиной, Э.С. Бейн, Т.Г. Визель, А.Р. Лурии, В.В. Оппель, В.К. Орфинской,  Л.Г. Столяровой,  И.М. Тонконогого, Л.С. Цветковой, М.К. Шохор-Троцкой, В.М. Коган, И.Т. Власенко и др.).

      А.Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико – мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при поражении премоторных и заднее – лобных отделов коры головного мозга.

       Динамическая афазия представляет  собой нарушение речи на уровне предложений, а чаще сукцессивного высказывания. Возникает она при  поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, то есть отделов третьего функционального блока – блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции от полного отсутствия какой – либо экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации. Центральным механизмом нарушения речи при динамической афазии лежит в нарушении внутренней речи и прежде всего в нарушении ее предикативности, а центральным звеном дефекта является нарушение продуктивной, активной речи, невозможность активного высказывания при сохранности малопродуктивной стереотипной речи.

     Существует достаточное количество методик коррекционной работы при динамической афазии. Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления афазии внесли Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова (Шохор – Троцкая), Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. В процессе восстановительной работы необходимо учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и т.д. Каждая методика имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении восстановительной работы при динамической речи.

     Для обеспечения более эффективного воздействия программа коррекционно-восстановительного обучения должна быть модифицирована.

     В нашей работе мы подобрали и проанализировали специальную психолого-педагогическую и логопедическую литературу, посвященную проблеме  коррекционно-восстановительного обучения при динамической афазии у взрослых, провели обзор методик по восстановлению                                                                           речи при динамической афазии, сформулировали методические рекомендации

     Цель  нашей курсовой достигнута, все задачи выполнены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Акименко  В.М. Речевые нарушения у детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии.- М., 1975.
  3. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. – М.: Медицина, 1982.
  4. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии: Кн. Для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М. 1998.
  6. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений.- 3 – еизд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.; 1985.
  8. Коган В.М. Восстановление речи при афазии. – М.,1962.
  9. Кулагина  И. Ю.  «Возрастная психология / развитие ребенка от рождения до 17 лет».  М., УРАО, 1998г.
  10. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.,1963. – Т.1.
  11. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех.- СПб.: Питер, 2004.
  12. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  13. Сикорский М.А. О развитии речи у детей // Сб. науч.-лит. статей по вопросам обществ. психологии, воспитания и нервно-психической гигиены. - Киев-Харьков, 1899-1900.
  14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: «Просвещение», 1989.
  15. Флерова Ж.М. Логопедия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  16. Хрестоматия по логопедии; под ред. Д.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч. II.
  17. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: Учеб. Пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин – ов. – М.: Просвещение, 1988.
  18. Шашкина Г. Р. И др. Логопедическая работа с дошкольниками.- М.: Изд. Центр «Академия», 2003.  
  19. Шкловский В.М. Визель Т.Г. Восстановление речевых функций у больных с различными формами афазии. – М.: «Ассоциация дефектологов», 2000.
  20. Шохор – Троцкая М.К. Речь и афазия. – М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2001.
  21. Яровенко О.И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста // Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986.  

Информация о работе Восстановление речи при динамической афазии у взрослых