Восстановление речи при динамической афазии у взрослых

Автор: s**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы изучить особенности проявлений нарушений речи при динамической афазии у взрослых, а также методики коррекционно-восстановительной работы при данной форме афазии.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую и логопедическую литературу, посвященную проблеме коррекционно – восстановительного обучения при динамической афазии у взрослых.
2. Теоретически подобрать и изучить методики по восстановлению речи при динамической афазии.
3. Проанализировать данные и систематизировать их.
4. Сформулировать методические рекомендации

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения восстановления речи при динамической афазии
Понятие об афазии ……………………………………………...…………6
Развитие речи в онтогенезе………………………………………………11
Особенности речи при динамической афазии……………………….…17
Глава II . Теоретический анализ особенностей восстановления речи при динамической афазии
2.1 Обзор методик по восстановлению речи при динамической афазиии…………………………………………………………………………..23
2.2. Методика восстановления речи при динамической афазии по М.К. Бурлаковой……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы……………………………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

курс.раб по афазии ЯНА.doc

— 192.50 Кб (Скачать)
    1. Особенности речи при динамической афазии

     Речь  для обеспечения общения использует сложившуюся систему вербальных обозначений и прежде всего номинативные и предикативные средства. Однако для выражения мысли, чувства этих средств недостаточно.  Мысль может быть выражена предложением или высказыванием иногда в слове, но несущем на себе значение предложения. Известно, что единицей речи является предложение или высказывание, которое состоит из ряда предложений, объединенных единым замыслом, и может протекать лишь на основе единого плана его реализации. Как указывает Цветкова Л.С. [17] , динамическая афазия представляет собой нарушение речи на уровне предложений, а чаще сукцессивного высказывания

     Возникает она при  поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, то есть отделов третьего функционального блока – блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. Еще в 1934 году немецкий психиатр K. Kleist [см.20] указывал, что поражение этих отделов мозга приводит к «утрате речевой инициативы».

      Основным  речевым дефектом при динамической афазии, по мнению М.А. Бурлаковой [4], является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания, обусловленная распадом разных уровней внутренней речи.

      При динамической афазии сохраняется артикуляторная сторона речи, правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляторных трудностей слова и короткие предложения, больной может вести диалог, отвечать на вопросы несложными ответами. Однако коммуникативная функция речи, особенно монологическая речь, нарушена. При грубой выраженности расстройства больные отличаются не только речевой, но и общей аспонтанностью, безынициативностью. Им присуща выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда больной репродуктивно, механически повторяет за собеседником слова, вопросы, движения.

      Существует  несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции от полного отсутствия какой – либо экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации. Т.В. Ахутиной [2] подробно описаны два варианта динамической афазии. В основе первого из них лежит нарушение такого звена внутренней речи, как внутреннее программирование высказывания. При составлении отдельных фраз больные нуждаются в постоянной стимуляции, их речь отличается примитивностью синтаксической структуры, наличием речевых шаблонов, при этом аграмматизмов не наблюдается.

      Центральным звеном расстройства речи является нарушение  спонтанного развернутого высказывания, больные не могут пересказать  легкий, только что прочитанный текст, рассказать что – либо из своей жизни. При рассказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, выделяются отдельные смысловые звенья.

      По  словам Цветковой [17], при динамической афазии могут наблюдаться псевдоамнестические трудности при назывании предметов и особенно при вспоминании фамилий или имен знакомых людей, названий городов, улиц и т.д. Эти амнестические трудности обусловлены инертностью выбора слова среди ряда альтернатив. Больные с динамической афазией, в отличие от больных с акустико – мнестической и акустико-семантической афазией, не прибегают к помощи фразеологического описания функций предмета. Подсказ первого слога является пусковым толчком, деблокирующим инертность протекания речевого поиска слова среди ряда альтернатив.

      При более массивных поражениях левой  лобной доли выявляется глубокое нарушение  порождения сложных мотивов, замыслов и программ поведения. Такие больные  не проявляют интереса к окружающему, не формируют никаких просьб, не задают вопросов. Спонтанная речь может совсем отсутствовать, диалогическая – грубо нарушена и характеризуется эхолалическим повторением вопроса. В более легких случаях больные эхолалично заимствуют часть вопроса собеседника, придавая ей правильную грамматическую форму. Например, на вопрос «Вы сегодня завтракали?» больной отвечает «Мы сегодня завтракали».

      При легкой степени динамической афазии, по мнению Шохор – Троцкой М.К. [см. 6], понимание элементарной ситуативной речи, особенно предъявляемой в замедленном темпе, с паузами между инструкциями, остается сохранным. Однако при убыстрении предъявляемых заданий во время показа предметных картинок, частей лица могут наблюдаться персеверации, трудности быстрого нахождения искомого предмета, возникает эффект псевдоотчужденности смысла слова.

      У больных с выраженной динамической афазией, как и у больных с  эфферентной моторной афазией, обнаруживается нарушение чувства языка, выражающееся в том, что им трудно отличать на слух грамматически правильное оформленное предложение от неправильного.

      Как указывает Цветкова Л.С. [17], чтение и письмо под диктовку остаются сохранными и служат целям восстановления плана письменного высказывания, но самостоятельное грамматически правильное письменное составление фразы им не доступно. Нарушение внутренней речи сказывается и на письменном высказывании и на формулировании мысли.

      Элементарный  счет остается сохранным даже при  грубом распаде экспрессивной речи. Однако резко нарушается решение  арифметических задач, требующих для своего осуществления построения плана действий.

     Таким образом, динамическая афазия представляет  собой нарушение речи на уровне предложений, а чаще сукцессивного высказывания. Возникает она при  поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, то есть отделов третьего функционального блока – блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции от полного отсутствия какой – либо экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации. Специальное экспериментальное исследование динамической афазии и ее описание было проделано А.Р. Лурия, а позже Цветковой Л.С.,  Ахутиной Т.В., Бурлаковой М.К., Шкловским В.М. и другими. Эти исследования показали, что в данном случае остается сохранным сенсомоторный уровень в организации речи, а дефекты выступают в звене активного программирования высказывания, протекающего во внутренней речи, а также в звене переконструирования психологического содержания или «грамматики мысли» (лексико-грамматические конструкции) в «грамматику слова». Центральным механизмом нарушения речи при динамической афазии лежит в нарушении внутренней речи и прежде всего в нарушении ее предикативности, а центральным звеном дефекта является нарушение продуктивной, активной речи, невозможность активного высказывания при сохранности малопродуктивной стереотипной речи.  
 

           Вывод по первой главе

     Речь  у ребенка формируется постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных  ступеней развития. Происходит развитие и становление всех сторон речевого процесса (фонетико-фонематической и лексико-грамматической). Каждому возрастному периоду должен соответствовать определенный уровень речевого развития ребенка, и отклонение от него уже будет являться речевой патологией. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.

     Проблемой развития речи у детей занимались многие педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина), психологи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) и логопеды (А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева), которые внесли значительный вклад в определение нормы речевого развития. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание закономерностей речевого развития  детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. И наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. Одним из расстройств речи у детей и взрослых является афазия.

     Афазия – расстройство речи, обусловленное поражением речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевого аппарата (язык, мягкое небо, губы, гортань). Возникает заболевания при кровоизлияниях в мозг, тромбозе сосудов головного мозга, нарушении мозгового кровообращения, черепно-мозговых травмах. Афазия часто сопровождается расстройствами чтения, письма и счета. В зависимости от зоны поражения в полушариях головного мозга развиваются различные формы афазии.  А.Р. Лурия выделил шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при поражении премоторных и заднее – лобных отделов коры головного мозга.

      Изучением афазии занимались многие ученые А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, В.М. Коган, М.К. Бурлакова, Л.С. Цветкова, Т.Г. Визель, И.Т. Власенко и  многие другие.

     В настоящее время афазия как сложная патология речи интенсивно  изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе.

     Динамическая  афазия представляет  собой нарушение  речи на уровне предложений, а чаще сукцессивного высказывания. Возникает она при  поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, то есть отделов третьего функционального блока – блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции от полного отсутствия какой – либо экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации. Специальное экспериментальное исследование динамической афазии и ее описание было проделано А.Р. Лурия, а позже  Цветковой Л.С.,  Ахутиной Т.В., Бурлаковой М.К., Шкловским В.М. и другими. Центральным механизмом нарушения речи при динамической афазии лежит в нарушении внутренней речи и прежде всего в нарушении ее предикативности, а центральным звеном дефекта является нарушение продуктивной, активной речи, невозможность активного высказывания при сохранности малопродуктивной стереотипной речи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II . Теоретический анализ особенностей восстановления речи при динамической афазии

     2.1. Обзор методик по восстановлению речи при динамической афазии

       Первые попытки коррекционно–педагогической  работы при афазии были предприняты  уже в конце XIX – начале XXв. P. Broka и Ch.Mills [см.20] предложили приемы восстановления речи при моторной афазии, в основу которых были положены сопряженное и отраженное повторение, подсказ первого звука или слога при назывании.

     В настоящее время во всем мире ученые и практические специалисты разрабатывают пути реабилитации больных с последствиями инсульта и травмы мозга. Создаются сложные комплексы лечебно – восстановительных мероприятий, осуществление которых требует высокой квалификации специалистов (врачей, психологов, педагогов). Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы. Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе.

     Шкловский В.М. и Визель Т.Г. [19] предлагают следующую методику восстановления речевых функций у больных с динамической афазией. Они выделяют три стадии расстройств речи, на каждой из которых ведется своя специфическая работа.

     На  стадии грубых расстройств необходима работа по:

     -  повышению общего уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности: выполнение различных видов неречевой деятельности (рисование, лепка и т.д.), оценка искаженных изображений, слов, фраз и т.д., ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог, прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно – отрицательных жестов или словами «да», «нет».

           - стимулированию простых видов коммуникативной речи: автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу» и т.д.; автоматизация отдельных штампов коммуникативной, вопросительной и побудительной речи: «дай», «иди сюда» «кто там?» и т.д.;

     - преодолению расстройств речевого программирования: стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса; конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку; раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету.

Информация о работе Восстановление речи при динамической афазии у взрослых