Восстановление речи при динамической афазии у взрослых

Дата добавления: 26 Ноября 2011 в 13:24
Автор: Z********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (44.31 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

курс.раб по афазии ЯНА.doc

  —  192.50 Кб

Федеральное агенство по образованию Российской федерации

Армавирский государственный педагогический университет

Кафедра психологии и специальной педагогики 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По логопедии (афазия)

 На  тему: Восстановление речи при динамической афазии у взрослых. 
 
 
 

                                                                                       Выполнила:

                                                                                       Студентка 3 курса

                                                                                       Отделения дневного обучения 

                                                                                       Факультета психологии,

                                                                                       Логопедии

                                                                                       И дошкольной педагогики

                                                                                       Волкова Я.Ю. 

                                                                                       Научный руководитель

                                                                                       Гайдай М.Н. 
 
 
 

 Армавир – 2010 г.

     Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы изучения восстановления речи при динамической афазии

    1. Понятие об афазии ……………………………………………...…………6
    2. Развитие речи в онтогенезе………………………………………………11
    3. Особенности  речи при динамической афазии……………………….…17

Глава II . Теоретический анализ особенностей восстановления речи при динамической афазии

2.1 Обзор методик по восстановлению речи при динамической афазиии…………………………………………………………………………..23

2.2. Методика восстановления речи при динамической афазии по М.К. Бурлаковой……………………………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………...35

Список  литературы……………………………………………………………...38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Проблема афазии и восстановительного  обучения все больше привлекает  внимание исследователей в области  различных наук:  логопедии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики и др. Интерес к этой проблеме основан, с одной стороны, на значимости ее изучения для углубления представлений о законах работы мозга, о связи речи с мозгом, о ее психофизиологических основах, о взаимодействии речи с другими психическими процессами; с другой стороны, возрастающий интерес к этой области знания обусловлен ее социальной и практической значимостью в связи с вопросами восстановления полноценной жизнедеятельности таких больных.

     Теоретические и практические аспекты проблемы афазии у взрослых глубоко исследованы в работах многих авторов (Т.В. Ахутиной, Э.С. Бейн, Т.Г. Визель, А.Р. Лурии, В.В. Оппель, В.К. Орфинской,  Л.Г. Столяровой,  И.М. Тонконогого, Л.С. Цветковой, М.К. Шохор-Троцкой и др.).

     Однако, несмотря на большое количество исследований в области изучения и восстановительного обучения взрослых больных с афазией, вопрос коррекционно-восстановительной работы  остается еще до конца неизученным. Каждый отдельный случай характеризуется значительной индивидуальной вариабельностью, что вызывает необходимость разработки целенаправленных методов восстановления речи у этой категории больных.

     Однако, несмотря на большое количество публикаций и запросы практики, эта область все еще нуждается в дальнейшем развитии исследований, касающихся и проблемы афазии, и проблемы организации восстановительной терапии больных с афазией. До сих пор все еще остается дискуссионным целый ряд вопросов, таких, как классификация афазий, природа и ее механизм (является ли она нарушением речи или языка, представляет ли собой специфический дефект, характеризующийся собственными механизмами возникновения и специфическим изменением структуры речи, присущим только афазии, или простым снижением речи до уровня детской), вопросы мышления и афазии, роль и место нейролингвистики в афазиологии и т. д. Что касается проблемы восстановительного обучения, то и здесь нередко встречаются эмпирический подход к восстановлению речи, отсутствие научного обоснования применяемых методов, простой перенос методов из смежных областей знания (без учета специфики заболеваний мозга при афазии), работа «от симптома», а не от его механизма. Недостаточность исследований по проблеме возникновения и преодоления афазических расстройств, большое количество дискуссионных вопросов требуют углубленного изучения и разработки дифференцированной логопедической работы с обоснованием принципов, направлений и приемов коррекционно-восстановительной работы.

     Таким образом, острая актуальность проблемы, недостаточная разработанность вопросов, связанных с диагностикой и последующей реабилитацией больных с афазией,  обусловили выбор темы настоящего исследования.

     Объектом данного исследования является процесс восстановления речи при динамической афазии у взрослых.

     Предметом исследования являются способы, методы и методики восстановления речи при динамической афазии.

     Цель  нашего исследования заключается в том, чтобы изучить особенности проявлений нарушений речи при динамической афазии у взрослых, а также методики коррекционно-восстановительной работы при данной форме афазии.

     Задачи  исследования:

     1. Подобрать и проанализировать  специальную психолого-педагогическую  и логопедическую литературу, посвященную проблеме коррекционно – восстановительного обучения при динамической афазии у взрослых.                                                                                                      

     2. Теоретически подобрать и изучить  методики по восстановлению речи при динамической афазии.

      3. Проанализировать данные и систематизировать их.

     4. Сформулировать методические рекомендации

Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы.

      Объем курсовой работы  39  стр. печатного текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы изучения восстановления речи при динамической афазии

1 .1. Понятие об афазиии 

     Речь  – это использование языка  в целях общения. Сложная структура  языка требует разных сложных  речевых умений: умения говорить и  различать звуки речи, составлять из звуков слоги и слова, говорить и понимать их, умения составлять из слов предложения, используя правила грамматики, читать, писать.

      Нарушение речи, состоящее в потере способности  выражать свои мысли словами, проявляются  главным образом в виде афазии. Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения. Афазия (от греч. А – частица, означающая отрицание, и phasis – речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга. Сам термин «афазия» впервые был введен французским ученым Труссо в XIX веке.

      Причинами возникновения афазии являются нарушения  мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазия сосудистого генеза чаще возникает у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболий, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм. Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения. У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

     Бейн  Э.С. считает [3], что расстройства типа афазии возникают при поражении так называемых речевых зон мозга, расположенных в заднем отделе нижней лобной извилины, верхней височной извилине, нижней теменной доле и на стыке теменной, височной и затылочных областей доминантного полушария. Афазия обычно связана с агнозиями, апраксиями и другими сложными нарушениями корковых функций.

      Афазия  – одно из наиболее тяжелых последствий  мозговых поражений, при котором  системно нарушаются  все виды речевой  деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации  поражения, величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

     Главным проявлением при афазии, по мнению Визель Т.Г. [5], в большинстве случаев является то, что при ней грубо нарушена устная речь. При этом в одних случаях больным трудно произносить отдельные звуки речи, то есть совершать необходимые для этого движения языком, губами и другими органами артикуляции, в других случаях они произносят отдельные звуки, но не могут подобрать нужные слова, в третьих не могут объединить слова в связные предложения.

     Существуют  различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация  Вернике – Лихтгейма, лингвистическая  классификация Х. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической и лингвистической наук. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А.Р. Лурия.

      А.Р. Лурия [см.14] различает шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико – мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при поражении премоторных и заднее – лобных отделов коры головного мозга.

      Акустико-гностическая сенсорная афазия. Вернике показал [см. 4], что сенсорная афазия возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария. Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. На раннем этапе наблюдается полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное понимание речи, различные слова звучат для такого человека одинаково (хвост – гвоздь – кость – трость).

     По  мнению М.К. Бурлаковой [4] при сенсорной афазии с трудом улавливается на слух корневая, то есть лексико-семантическая часть слова, в результате чего обнаруживается потеря ее предметной отнесенности, однако категориальная отнесенность слова может быть воспринята. В некоторых случаях при поражениях обеих височных долей мозга не различаются на слух тембр голоса, интонация речи, не дифференцируются неречевые звуки. В связи с нарушением фонематического восприятия при акустико-гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль за своей речью. В результате этого в речи возникает множество литеральных и вербальных парафазий. Э.С. Бейн, И.Т. Власенко [см.6] возникновение вербальных парафазий связывают как со схожей акустико-фонематической структурой слов, так и с семантической организацией их значения.

      При чтении в речи человека с сенсорной  афазией появляется множество литеральных парафазий. Письменная речь в отличие от чтения нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха.

      Акустико  – мнестическая афазия возникает при поражениисредних и задних отделов височной области. А.Р. Лурия считает [см.20], что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти. При восприятии нового слова и его осознания больной утрачивает предыдущее слово. Для акустико – мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех – четырех связанных по смыслу слов. Обычно больные повторяют первое и последнее слово. Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводит к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти – семи слов. При этой форме афазии экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. Речь при акустико – мнестической афазии  сохраняет свой выраженный предикативный характер.

Страницы:12345следующая →
Описание работы
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы изучить особенности проявлений нарушений речи при динамической афазии у взрослых, а также методики коррекционно-восстановительной работы при данной форме афазии.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую и логопедическую литературу, посвященную проблеме коррекционно – восстановительного обучения при динамической афазии у взрослых.
2. Теоретически подобрать и изучить методики по восстановлению речи при динамической афазии.
3. Проанализировать данные и систематизировать их.
4. Сформулировать методические рекомендации
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения восстановления речи при динамической афазии
Понятие об афазии ……………………………………………...…………6
Развитие речи в онтогенезе………………………………………………11
Особенности речи при динамической афазии……………………….…17
Глава II . Теоретический анализ особенностей восстановления речи при динамической афазии
2.1 Обзор методик по восстановлению речи при динамической афазиии…………………………………………………………………………..23
2.2. Методика восстановления речи при динамической афазии по М.К. Бурлаковой……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы……………………………………………………………...38