Урбанестическая тематика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:45, дипломная работа

Описание работы

Тема города, как в мировой, так и в русской классической литературе – одна из самых глубинных и интересных. В русском литературоведении существует давняя традиция исследования «московских» и «петербургских» текстов. Москва провозглашается третьим Римом, вечным городом, во многом противопоставляясь Петербургу. Известны работы, в которых подчеркивается женское-мужское начало этих двух городов, часто дополняющее друг друга. Чужой новой столице приписывались мужские черты (мотив вторжения, разлучения).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕМА ГОРОДА В РУССКОЙ КЛАССИКЕ И ЕЁ ОЦЕНКА ЛИТЕРАТУРОВЕДАМИ И КРИТИКАМИ..........................................................7

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ КЛАССИКОВ XIXв..............................................................................................18
2.1. Образ Петербурга в творчестве Пушкина....................................................18
2.2. Урбанистическая картина в произведениях Гоголя....................................22
2.3. Образ русой столицы в лирике Некрасова...................................................30
2.4. Страшный лик города в романе «Преступление и наказание» Достоевского..........................................................................................................36

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ XIXВ. В СРЕДНИХ ШКОЛАХ....40
3.1. Урок «Лик города» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»..............................................................................................................41
3.2. Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»)................................................................................................................49
3.3. Петербургские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова.................................53
3.4. Урок литературы в 8-м классе по повести Н.В. Гоголя «Портрет»...........57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................68

Работа содержит 1 файл

Урбанистическая тема в русской класске 19в. наматериалах Пушкина, Гоголя, некрасова, Достоевского.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

Учитель:

Так почему же поэма «Медный всадник» не была опубликована при жизни А.С.Пушкина?

(Сообщение ученика).

7. Учитель активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

Стал ли вам понятен Петербург Пушкина? Признается он ему в любви или нет?

Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока?

Что вам было интересно?

О чём заставляет задуматься данный урок?

Рецензия на урок.

8. Домашнее задание.

Подготовиться к семинару «Два бунта».

Вопросы к семинару по повести А. С. Пушкина «Медный всадник»

1.      История создания произведения.

2.      Почему «Медный всадник» повесть, а не поэма?

3.      Образ Медного всадника - смысл и символика.

4.      Развитие образа «маленького человека» - «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Медный всадник».

5.      Человек и стихия.

6.      «Бунт, бессмысленный и беспощадный...».

 

 

 

 

 

 

3.3. Петербургские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова

 

Цель: помочь учащимся постичь мир творчества Н.А. Некрасова, показать многоплановость и сложность социально-психологических картин действительности, развивать навыки выразительного чтения.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение города. В Петербурге Некрасов прожил 40 лет, в молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Если до него поэты и писатели изображали, в основном, парадный город, его внешнее великолепие, то Некрасов показал социальные противоречия столицы, ее вопиющие контрасты. Великолепный, строгий и стройный Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира – владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и «несчастливцев».

Попытаемся представить город таким, каким видел его Некрасов. И помогут совершить эту экскурсию произведения поэта

2.Сообщение нового материала

Чтение учеником фрагмента из повести Н.А.Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» 1843 г.

«Петербург – город великолепный и обширный! Здесь,- думал я,- настоящая жизнь, здесь и нигде более счастье! – и как ребенок радовался, что я в Петербурге. Но прошло несколько лет… Я узнал, что у великолепных и огромных домов, в которых я замечал прежде только бархат и золото, дорогие изваяния и картины, есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где… влачится нищета, несчастье и преступление. Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и подвалах, потому сто есть счастливцы, которым тесны целые дома…»

Ученики читают фрагменты из ранних стихов поэта.

Я отроком покинул отчий дом,

(За славой я в столицу торопился),

В шестнадцать лет я жил своим трудом

И между тем урывками учился.

Лет двадцати, с усталой головой,

Ни жив, ни мертв (я голодал подолгу),

Но горделив – приехал я домой.

***

Столица наша чудная

Богата через край,

Житье в ней нищим трудное,

Миллионерам - рай…

Учитель:

С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящихся в них нищих, голодный люд. (Анализ и чтение стихотворения «Еду ли ночью по улице темной», 1847 г)

Учитель:

Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где «каждый дом золотухой страдает», где «штукатурка валится и бьет тротуаром идущий народ», где мерзнут дети на «ложе своем». На улицах красивого города он видит, прежде всего, людей униженных и обиженных, видит такие картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает «сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются» (чтение фрагмента из стихотворения «Размышление у парадного подъезда» читает ученик)

Учитель:

Он видит голодного, больного бедняка: голод и безработица толкнули его на воровство, солдата, несущего детский гроб, дворника с огромной вязанкой дров, квартального с пьяницей, старика рассыльного, измученного вечной ходьбой, бедные похороны горемыки-чиновника, жестоко избиваемую, безобразно тощую клячу. Один из циклов своих городских стихотворений Некрасов назвал «На улице» или «Уличные впечатления».

Ученики читают выразительно стихи из этого цикла по выбору, не наизусть. «Вор», «Проводы», «Гробок», «Ванька». После чтения делаем вывод словами Некрасова: «Мерещится мне всюду драма».

Учитель:

Одним из первых в русской литературе Некрасов показал дымные фабричные окраины Петербурга, жизнь рабочих, губительный для здоровья труд и страшную эксплуатацию детей на капиталистических фабриках. (выразительное чтение учащимися стихотворения «Плач детей»)

В ряде городских стихов поэт нарисовал отталкивающие портреты торгашей, владельцев «роскошных палат», ростовщиков, взяточников, используя для этого верное оружие – сатиру. (учащиеся читают выразительно стихотворение «Современная ода», 1845г)

Учитель:

Широта тем, желание отражать жизнь во всем ее многообразии привели Некрасова к необходимости соединения противоположных жанров: эпический рассказ, повествование сменяются у него лирической сценой, иногда даже драматическим диалогом.

Однако неправильно было бы утверждать, что Некрасов не замечал красоты Петербурга.

В одном из стихотворений поэта читаем: «Прекрасен ты в безмолвии полуночи безлунной» или такие строки:

Улицы, зданья, мосты

При волшебном сиянии газа

Получают печать красоты…

Все свежо, все эффектно зимой

Словно весь посеребренный, пышен

Петербург самобытной красой!

Серебром отливают колонны,

Орнаменты ворот и мостов…

Но беда в том, что эта красота не для голодного люда. Некрасов высоко ценил Петербург за то, что он был центром общественной мысли. С одной стороны, это «город роковой», но с другой стороны – в Петербурге творили Пушкин и Гоголь, которых Некрасов так любил и так неутомимо пропагандировал. И обращаясь к этому Петербургу, поэт пишет:

…в стенах твоих

И есть и были в стары годы

Друзья народа и свободы,

А посреди могил немых

Найдутся громкие могилы.

Ты дорог нам – ты был всегда

Ареной деятельной силы,

Пытливой мысли и труда.

4. Закрепление, подведение итогов урока.

Некрасовский Петербург – это принципиально новое явление в русской литературе. Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым. Он писал о Петербурге так, как до него было не принято, и подмечал стороны жизни, до него почти не привлекавшие внимания. Он испытал эту жизнь на себе (можно обратить внимание учащихся на прозу Некрасова, например, «Петербургские углы», «Повесть о бедном Климе», «Жизнь Александры Ивановны»).

Ученик читает выразительно фрагмент из книги Н.А.Некрасова «Петербургские улицы».

«…И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ.

И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного».

5. Домашнее задание

Напишите мини-сочинение на тему «Город Некрасова».

 

3.4. Урок литературы в 8-м классе по повести Н.В. Гоголя «Портрет»

 

Цели урока:

 на основе идейно-художественного анализа помочь ученикам выявить нравственное кредо писателя;

 совершенствовать навыки анализа образной системы произведения;

 способствовать овладению коммуникативной компетентностью путём групповой работы;

 помочь в формировании важнейших ценностных установок.

ХОД УРОКА

Эпиграф к уроку:

«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится!.

Н. В. Гоголь. Портрет

1. Оглашение темы. Выявление читательских впечатлений учеников. Примерные вопросы:

1.   Понравилось ли вам произведение?

2.   Что необычного в сюжете по сравнению с повестью «Ночь перед Рождеством?»

3.   Какие эпизоды поразили вас, показались яркими и захватывающими?

2. Проблемное изложение учителя о жанре повести и «петербургских повестях» как важном этапе творческой биографии Гоголя. (Если в классе есть ученик, занимающийся индивидуальным исследованием по данной теме, рассказ можно доверить ему как опережающее задание).

Учитель:

Повесть была излюбленным жанром Гоголя. Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал важной вехой в истории русской литературы. Вспомните название первого цикла и его особенности

(«Вечера на хуторе близ Диканьки» возвестили о появлении в русской литературе самобытного писателя с оригинальным, ярко выраженным взглядом на мир и неповторимым стилем. В цикл входит восемь произведений, которые объединены сквозным рассказчиком - наивным и лукавым пасечником Рудым Панько. Нередко «Вечера...» называют украинскими повестями, в которых отразились национальная самобытность, природа. Их главная особенность в романтических коллизиях, яркости красок, тонком юморе. Произведения сборника вдохновенно изображают простого человека. Герои этих повестей честны, благородны, жизнелюбивы, молоды, сильны, красивы. Они борются с суеверием и предрассудками, побеждают нечистую силу, преодолевают любые препятствия. «Вечера на хуторе близ Диканьки» воспринимаются как красивая народная сказка»).

Рассказ ученика, получившего опережающее задание, о «петербургских повестях».

Третий гоголевский цикл повестей складывается постепенно. Его название не принадлежит писателю, но давняя традиция скрепила им цикл из пяти повестей.

В 1833-1834 годах написаны «Невский проспект», первая редакция «Портрета» и «Записки сумасшедшего». В 1835 все они опубликованы в сборнике «Арабески». В 1836 году в пушкинском «Современнике» печатается «Нос». В 1842 году вышли в свет переработанный «Портрет» и «Шинель».

Опираясь на содержание повести «Портрет», предположите, что дало название третьему циклу повестей Гоголя (Петербург как место действия произведений.). Вот мы и приблизились к теме, где так неповторимо сочетаются традиция и новаторство, к теме Петербурга.

Опрос учащегося, занимающегося индивидуальным исследованием «Тема Петербурга в русской литературе 19 века».

Великое творение гения Петра I, город прекрасных дворцов, воплощающий могущество России, - таким воспели его в поэмах XVIII - начала XIX веков. Но Пушкин внёс в его изображение важные поправки. У него в «Медном всаднике» красота столицы – оборотная сторона трагедии «маленького человека». Поэма снабжена подзаголовком «петербургская повесть». Вслед за Пушкиным эту тему развивают Гоголь, Некрасов, Достоевский, Блок. Контрастные лица столицы, «города пышного, города бедного» в повестях Гоголя разрастаются в непомерных гиперболах, в колоссальном звучании гоголевского смеха и в лирической скорби. У писателя был личный горький опыт покорения северной Пальмиры. Двадцатилетним юношей, приехав из Малороссии, он познакомился с жизнью столичных чиновников и петербургских художников - своих будущих персонажей. В статье «Петербургские записки 1836 года» Николай Васильевич признаётся: «Трудно схватить общее выражение Петербурга, потому что в городе этом царит разобщение: как будто бы приехал в трактир огромный дилижанс, в котором каждый пассажир сидел во всю дорогу закрывшись и вышел в общую залу потому только, что не было другого места».

Петербург поразил Гоголя глубокими общественными противоречиями и трагическими социальными контрастами. Здесь человеческие отношения искажены. Всё показное, фальшивое, гибнут талант и вдохновение. Все эти впечатления легли в основу «Петербургских повестей».

Сквозным героем является сам город, в котором воплощён весь трагизм русской действительности. Это не просто фон изображения, это звено в композиционной структуре повести. Герои сходят с ума или погибают в неравном поединке с жестокой действительностью. Трагическое неустройство жизни - главная тема сборника.

3. «Мозговой штурм».

Как вы определили тематику «Портрета»?

(В ходе обсуждения обозначаются темы Петербурга, волшебной силы искусства, ответственности человека за свою судьбу, губительной власти денег).

4. Оглашение темы урока.

Одна из них и будет сегодня в центре нашего внимания. Запишите её «Проблема ответственности человека за свою судьбу».

5. Работа с суждениями литературоведов.

Дома вы прочли статью учебника «Николай Васильевич Гоголь». В ней выдвигается суждение: «повесть «Портрет» - история художника, изменившего искусству и понёсшего наказание за то, что он стал относиться к творчеству как к выгодному ремеслу». Достаточно ли полно оно отражает проблематику произведения (Этот сложный вопрос задаётся, чтобы ученики проводили анализ произведения с учётом второй части. Нам даётся сопоставление двух вариантов поведения служителей искусства, их отношения к жизни, творчеству, людям.)?

Информация о работе Урбанестическая тематика