Урбанестическая тематика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:45, дипломная работа

Описание работы

Тема города, как в мировой, так и в русской классической литературе – одна из самых глубинных и интересных. В русском литературоведении существует давняя традиция исследования «московских» и «петербургских» текстов. Москва провозглашается третьим Римом, вечным городом, во многом противопоставляясь Петербургу. Известны работы, в которых подчеркивается женское-мужское начало этих двух городов, часто дополняющее друг друга. Чужой новой столице приписывались мужские черты (мотив вторжения, разлучения).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕМА ГОРОДА В РУССКОЙ КЛАССИКЕ И ЕЁ ОЦЕНКА ЛИТЕРАТУРОВЕДАМИ И КРИТИКАМИ..........................................................7

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ КЛАССИКОВ XIXв..............................................................................................18
2.1. Образ Петербурга в творчестве Пушкина....................................................18
2.2. Урбанистическая картина в произведениях Гоголя....................................22
2.3. Образ русой столицы в лирике Некрасова...................................................30
2.4. Страшный лик города в романе «Преступление и наказание» Достоевского..........................................................................................................36

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ XIXВ. В СРЕДНИХ ШКОЛАХ....40
3.1. Урок «Лик города» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»..............................................................................................................41
3.2. Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»)................................................................................................................49
3.3. Петербургские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова.................................53
3.4. Урок литературы в 8-м классе по повести Н.В. Гоголя «Портрет»...........57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................68

Работа содержит 1 файл

Урбанистическая тема в русской класске 19в. наматериалах Пушкина, Гоголя, некрасова, Достоевского.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

 

2.4. Страшный лик города в романе «Преступление и наказание» Достоевского

 

Петербург Достоевского совершенно исключителен, он резко отличается и от пушкинского Петербурга с его классической архитектурой, статуей Петра и безымянной могилкой где-то на взморье, и от гоголевского Петербурга, где призрачный свет фонарей обманывает нас и скрывает жуткую суть «фантасмагории». Петербург Достоевского лишен классического декора: один раз упомянуто, что Раскольников порою смотрел с моста через Неву на классический ансамбль центра, и всякий раз на него веяло «необъяснимым холодом». По нашему мнению, это описание центра Петербурга глазами Раскольникова содержит скрытое цитирование пушкинского стихотворения «Город пышный, город бедный». Но в целом Петербург Достоевского выглядит иным, нежели у Пушкина.

Никого больше не может обмануть и романтическая дьяволиада фонарей и витрин, их фальшивый блеск разоблачен Гоголем: писать о Невском – значило бы повторять Гоголя (Некрасов отчасти и делает это в стихах «О погоде»). Достоевский никого не повторяет, в его Петербурге «вовсе нет» ни адмиралтейской иглы, ни Невского проспекта. Даже у молодой хорошенькой проститутки, заговорившей с Раскольниковым, подчеркнут «не совсем еще осипший голос», чтобы какой-нибудь новоявленный Пискарев не принял бы ее ненароком за «совершенную Перуджинову Бианку». Нет самообмана романтической мечты в Петербурге Достоевского. Достоевский сделал Петербург антитезой стихийного гуманизма русского народа.

«Необъяснимый холод», который навевали на Раскольникова дворец и собор, - это тот самый «дух неволи», о котором говорил Пушкин. Достоевский использовал в описании классической панорамы все определения этого пушкинского стихотворения. И отвернулся от этой панорамы.

Его Петербург – город мокрого снега, бездомных собак, шарманщиков и нищих. Но сквозь эту мрачную прозу проступает возвышенная поэзия трагической легенды. Так, в «Записках из подполья» с потрясающей силой звучит характерный для этой легенды мотив живых мертвецов: «Грязь да болото, хоть стучи себе там по ночам, когда мертвецы встают, в гробовую крышку: «Пустите, добрые люди, на свете пожить! Я жила – жизни не видала, моя жизнь на обтирку пошла, ее в кабаке на Сенной пропили; пустите, добрые люди, еще раз на свете пожить!»

Этот город порою представляется Достоевскому чьим-то сном, который может исчезнуть, если проснется сновидец. Герой «Подростка» вслед за повестью «Слабое сердце» и фельетоном «Петербургские сновидения» дает свой вариант петербургской легенды: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и этот гнилой, склизкий город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?» Это все та же старая мысль о нереальности Петербурга – дальнее эхо пророчества антипетровской оппозиции: «Петербургу быть пусту!»

Но у Достоевского фантастика возникает из гиперболизации пошлости. До исполинских размеров вырастает «торжественность скуки» (это выражение Версилова опять заставляет вспомнить пушкинскую строку: «скука, холод и гранит»). Дома приобретают физиономии убийц. Сырые петербургские могилы заполняются криками отчаяния или глухим гулом непристойных, гнусных разговоров. Поэзия петербургской легенды передана через жесточайшую гиперболизацию быта.

Достоевский, опираясь на традиции Пушкина и Гоголя, создал глубоко поэтическое видение самого трагического и самого фантастического города в мире: не «Северной Пальмиры», а, так сказать, «Северной Голгофы», где Христос был как бы повторно распят вместе с мучениками русской земли.

Да, Петербург – это «ад бессмысленной и ненормальной жизни» (слова из «Униженных и оскорбленных»), но по этому аду бродят святые и мученики, а в романе «Идиот» появляется «Князь Христос».

Немало спорила русская критика о преобладающем месте действия у Достоевского. Говорили о том, что важнейшие эпизоды его романов происходят на лестнице большого дома (нормальное движение в вертикальном пейзаже). Подчеркивалось преобладающее значение замкнутых мизансцен, комнат, каморок, различных закрытых помещений. Видимо, все это натяжка: действие у Достоевского может происходить и на мосту, и на площади, и на берегу глухого пруда. Но правильными являются сами попытки выделить конструктивный момент романного пространства Достоевского.

Этот роман называли «романом скверных запахов». И впрямь, Достоевский нигде более не тревожил столь настойчиво память нашего обоняния: тут и духота, и пыль, и известка, вонь дешевой краски, гниющей рыбы, прокисших винных опивков. Поневоле задохнешься в этом романе – и захочется на воздух. Изредка раскиданы для контраста упоминания о русских просторах, песчаных равнинах Африки, степях Азии: какое отличие от душного Петербурга! Но внутри этой антитезы существуют в уменьшенном виде точно такие же антитезы, ибо в Петербурге есть места, где еще труднее дышать, где низкие потолки давят душу и теснят мысль, где прямо в комнатах преет выстиранное белье и где гнусно-любопытные хари с папиросами в зубах лезут в комнату умирающего. Особенно знаменита каморка Раскольникова: выше уже перечислялись определяющие ее сравнения. Особенно знаменательно ее сравнение с «гробом».

Ибо эта каморка и некоторые подобные ей комнаты у Достоевского – символы изоляции людей: в этих каморках оторванные от народа мыслители предаются взрывоопасному теоретизированию. Улицы и площади – символы «открытой» народной жизни, на этих открытых пространствах «пьют, смеются и плачут», а Сенная площадь (топографический центр романа) становится местом культа, языческого культа земли: именно здесь Раскольников целует землю, испрашивая у нее прощения. Вспомним небрежное замечание Свидригайлова, странно совпадающее с заклинаниями Порфирия: оба они считают, что Раскольникову нужно «воздуху, воздуху, воздуху!» Сопоставим это со знаменитым лейтмотивом Лазаря. Именно Соня читает Раскольникову эпизод воскрешения Лазаря, который лежал в погребальной пещере уже четыре дня и уже «смердел», по выражению евангелия, но Христос повелел: «Лазарь, иди вон!» - и покойник вышел в своем саване, еще с подвязанной челюстью. И та же самая Соня велит Раскольникову покаяться перед народом в преступлении: «Тогда бог опять тебе жизни пошлет». Как Христос в евангелии, она приказывает Раскольникову встать из гроба и выйти на воздух (на площадь). Главная оппозиция в романном мире Достоевского – это антитеза «гроба» и «воздуха» (открытого и закрытого).

Самоизоляция – это гроб, смерть; народ – это воздух, жизнь. Каморка Раскольникова и Сенная площадь – полюсы романного мира в «Преступлении и наказания». Все идейно значимые пространственные перемещения совершаются из закрытых помещений в открытые пространства и обратно; переходы из открытого места в другое открытое не имеют такого значения. Пространство Петербурга Достоевского весьма условно, оно большей частью сведено к одному городу, который трактуется как сценическая площадка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ИЗУЧЕНИЕ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ XIXВ. В СРЕДНИХ ШКОЛАХ

 

Одной из важных тем в современной методике преподавания литературы является рассмотрение общих мотивов, которые отражены в творчестве всех видных представителей русской классики. Таковой является урбанистическая тематика. Многие произведения посвящены духу города, но наиболее ярким является образ северной столицы – тема Петербурга. Характеристика данной темы во время уроков в школе представляет методический интерес, поскольку к настоящему времени публикации в этой области не слишком многочисленны. Можно назвать работы Ю. Макка, Е. Самородницкой, В. Маранцмана и др.

Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения предлагает рассмотреть тему Петербурга в рамках изучения следующих произведений:

1. «Размышление у парадного подъезда» Н.А. Некрасова (6 класс, 2 часа).

2. «Портрет», «Нос» Н.В. Гоголя (8 класс, для дополнительного чтения).

3. «Шинель» Н.В. Гоголя (9 класс, для дополнительного чтения).

4. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (9 класс, 4 часа).

5. Лирика Н.А. Некрасова («На улице», «Вчерашний день в часу шестом...» и др.) (10 класс, 2 часа).

6. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (10 класс, 5 часов).

7. «Медный всадник» А.С, Пушкина (9 класс, 1 часа).

Исходя из программы, мы видим, что «Петербургские повести» Н.В. Гоголя вынесены на самостоятельное изучение. Поэтому мы предлагаем всесторонне рассмотреть тему Петербурга в рамках изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В качестве примера мы приводим урок ««Лик города» в романе Ф.М. Достоевского», изучение петербургских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова,

3.1. Урок «Лик города» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

Цели и задачи:

 актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературы XIX века;

 оказать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях 1810-1860-х годов;

 подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

 продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;

 продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение;

 способствовать формированию чувств любви к классике.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: схема «Петербург в русской литературе первой половины XIX века»; схема «Петербург Достоевского»; иллюстрация учащихся к роману на тему, «каким я увидел (а) Петербург Достоевского»

На доске запись: Санкт - латинское «святой»,Петер - греческое «камень, скала», «бург» - немецкое «замок, крепость»;

Эпиграф к уроку:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено - бледный,

Сказка, холод и гранит...

А.С. Пушкин

ХОД УРОКА

1. Приветствие, оргмомент

Учитель зачитывает эпиграфы.

О каком городе мы будем сегодня говорить с вами?(о Петербурге)

2. Актуализация знаний учащихся

Да, сегодня на уроке мы будем говорить о Петербурге, Петербурге Достоевского. Но прежде, чем мы перейдём к теме, вспомните, каким предстаёт Петербург в известных вам произведениях первой половины XIX века.

(Учащиеся отмечают. Что тема Петербурга в русской литературе ьыла положена ещё в ХУШ веке М.В. Ломоносовым, а в ХIХ веке продолжена К. Батюшковым в « Прогулке в Академию Художеств», где автор восхищается красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга, А.С. Пушкиным в петербургской повести «Медный всадник» и романе в стихах «Евгений Онегин».

У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. Но учащиеся отметят, что Петербург Пушкина двойственен. Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый город, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя.

Далее учащиеся отметят, что в 30-е годы тему Петербурга вслед за Пушкиным продолжает Н.В.Гоголь в своих «Петербургских повестях» и поэме «Мертвые души». В «Петербургских повестях» Гоголь отразил свои впечатления и жизненные переживания, которые были связаны с его личной судьбой. Первое впечатление, произведенное Петербургом, было не таким, как ожидал писатель. Единственное место, которое Гоголь описывает со всей пышностью, - это Невский проспект. Он как бы противостоит городу нищих. Но автор сам же опровергает эту пышность. Гоголь показывает, что красота Невского проспекта призрачная, ложная. В то же время в «Мертвых душах» Гоголь ярко и красочно описывает столицу. Он сравнивает её со сказочными Шехерезадой, Семирамидой, упоминает Невский проспект, Гороховую, Литейную улицы, рассказывает о висячих мостах, роскошных домах, коврах, о роскоши улиц. Но Гоголь говорит, что за всей этой пышной наглядностью, за парадным блеском тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и щегольски разодетые прохожие, прячутся трущобы бедноты, несчастные простые люди.

В 50-60 е годы Н.А. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах мы видим горе, холод, смерть, город и его улицы становятся символичными. Некрасов показывает Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова мрачный.

Обратите внимание на схему «Эволюция образа Петербурга в русской литературе 1-ой половины XIX века». Сделайте выводы.

XVIII век.

М.В. Ломоносов К. Батюшков «Прогулка в Академию художеств»

 

Восхищение красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга.

 

XIX век.

А.С. Пушкин, «Медный всадник»

Город пышный, город бедный

Дух неволи, стройный вид

Свод небес зелено – бледный...

 

Люблю тебя, Петра творенье...

 

Скука, холод и гранит....

 

Город противоречив, двойственен. Человек в этом городе одинок, город сводит героя с ума.

Н.В. Гоголь, роман «Мёртвые души», «Петербургские повести»

«...капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада. Вдруг какой - нибудь эдакой, можете себе представить Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! Или там эдакая какая - нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой - нибудь в воздухе, мосты там висят эдаким чертом .можете представить себе безо всякого, то есть, прикосновения, - словом, Семирамида, сударь, да и полно!»

 

Почти отсутствует описание городского пейзажа, проявляется интерес к обитателям Петербурга. Великолепие города отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холодный, равнодушный, он враждебен человеку.

Н.А. Некрасов

 

...Грязны улицы, лавки, мосты, каждый дом золотухой страдает.

 

...в июле пропитан ты весь смесью водки, конюшни и пыли- характерная русская смесь...

 

Город бедняков Город и улицы символичны. Показывает город через уличные сцены. Пейзажрачен.

Информация о работе Урбанестическая тематика