Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:45, дипломная работа
Тема города, как в мировой, так и в русской классической литературе – одна из самых глубинных и интересных. В русском литературоведении существует давняя традиция исследования «московских» и «петербургских» текстов. Москва провозглашается третьим Римом, вечным городом, во многом противопоставляясь Петербургу. Известны работы, в которых подчеркивается женское-мужское начало этих двух городов, часто дополняющее друг друга. Чужой новой столице приписывались мужские черты (мотив вторжения, разлучения).
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕМА ГОРОДА В РУССКОЙ КЛАССИКЕ И ЕЁ ОЦЕНКА ЛИТЕРАТУРОВЕДАМИ И КРИТИКАМИ..........................................................7
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ КЛАССИКОВ XIXв..............................................................................................18
2.1. Образ Петербурга в творчестве Пушкина....................................................18
2.2. Урбанистическая картина в произведениях Гоголя....................................22
2.3. Образ русой столицы в лирике Некрасова...................................................30
2.4. Страшный лик города в романе «Преступление и наказание» Достоевского..........................................................................................................36
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ XIXВ. В СРЕДНИХ ШКОЛАХ....40
3.1. Урок «Лик города» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»..............................................................................................................41
3.2. Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»)................................................................................................................49
3.3. Петербургские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова.................................53
3.4. Урок литературы в 8-м классе по повести Н.В. Гоголя «Портрет»...........57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................68
2.4. Страшный лик города в романе «Преступление и наказание» Достоевского
Петербург Достоевского совершенно исключителен, он резко отличается и от пушкинского Петербурга с его классической архитектурой, статуей Петра и безымянной могилкой где-то на взморье, и от гоголевского Петербурга, где призрачный свет фонарей обманывает нас и скрывает жуткую суть «фантасмагории». Петербург Достоевского лишен классического декора: один раз упомянуто, что Раскольников порою смотрел с моста через Неву на классический ансамбль центра, и всякий раз на него веяло «необъяснимым холодом». По нашему мнению, это описание центра Петербурга глазами Раскольникова содержит скрытое цитирование пушкинского стихотворения «Город пышный, город бедный». Но в целом Петербург Достоевского выглядит иным, нежели у Пушкина.
Никого больше не может обмануть и романтическая дьяволиада фонарей и витрин, их фальшивый блеск разоблачен Гоголем: писать о Невском – значило бы повторять Гоголя (Некрасов отчасти и делает это в стихах «О погоде»). Достоевский никого не повторяет, в его Петербурге «вовсе нет» ни адмиралтейской иглы, ни Невского проспекта. Даже у молодой хорошенькой проститутки, заговорившей с Раскольниковым, подчеркнут «не совсем еще осипший голос», чтобы какой-нибудь новоявленный Пискарев не принял бы ее ненароком за «совершенную Перуджинову Бианку». Нет самообмана романтической мечты в Петербурге Достоевского. Достоевский сделал Петербург антитезой стихийного гуманизма русского народа.
«Необъяснимый холод», который навевали на Раскольникова дворец и собор, - это тот самый «дух неволи», о котором говорил Пушкин. Достоевский использовал в описании классической панорамы все определения этого пушкинского стихотворения. И отвернулся от этой панорамы.
Его Петербург – город мокрого снега, бездомных собак, шарманщиков и нищих. Но сквозь эту мрачную прозу проступает возвышенная поэзия трагической легенды. Так, в «Записках из подполья» с потрясающей силой звучит характерный для этой легенды мотив живых мертвецов: «Грязь да болото, хоть стучи себе там по ночам, когда мертвецы встают, в гробовую крышку: «Пустите, добрые люди, на свете пожить! Я жила – жизни не видала, моя жизнь на обтирку пошла, ее в кабаке на Сенной пропили; пустите, добрые люди, еще раз на свете пожить!»
Этот город порою представляется Достоевскому чьим-то сном, который может исчезнуть, если проснется сновидец. Герой «Подростка» вслед за повестью «Слабое сердце» и фельетоном «Петербургские сновидения» дает свой вариант петербургской легенды: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и этот гнилой, склизкий город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?» Это все та же старая мысль о нереальности Петербурга – дальнее эхо пророчества антипетровской оппозиции: «Петербургу быть пусту!»
Но у Достоевского фантастика возникает из гиперболизации пошлости. До исполинских размеров вырастает «торжественность скуки» (это выражение Версилова опять заставляет вспомнить пушкинскую строку: «скука, холод и гранит»). Дома приобретают физиономии убийц. Сырые петербургские могилы заполняются криками отчаяния или глухим гулом непристойных, гнусных разговоров. Поэзия петербургской легенды передана через жесточайшую гиперболизацию быта.
Достоевский, опираясь на традиции Пушкина и Гоголя, создал глубоко поэтическое видение самого трагического и самого фантастического города в мире: не «Северной Пальмиры», а, так сказать, «Северной Голгофы», где Христос был как бы повторно распят вместе с мучениками русской земли.
Да, Петербург – это «ад бессмысленной и ненормальной жизни» (слова из «Униженных и оскорбленных»), но по этому аду бродят святые и мученики, а в романе «Идиот» появляется «Князь Христос».
Немало спорила русская критика о преобладающем месте действия у Достоевского. Говорили о том, что важнейшие эпизоды его романов происходят на лестнице большого дома (нормальное движение в вертикальном пейзаже). Подчеркивалось преобладающее значение замкнутых мизансцен, комнат, каморок, различных закрытых помещений. Видимо, все это натяжка: действие у Достоевского может происходить и на мосту, и на площади, и на берегу глухого пруда. Но правильными являются сами попытки выделить конструктивный момент романного пространства Достоевского.
Этот роман называли «романом скверных запахов». И впрямь, Достоевский нигде более не тревожил столь настойчиво память нашего обоняния: тут и духота, и пыль, и известка, вонь дешевой краски, гниющей рыбы, прокисших винных опивков. Поневоле задохнешься в этом романе – и захочется на воздух. Изредка раскиданы для контраста упоминания о русских просторах, песчаных равнинах Африки, степях Азии: какое отличие от душного Петербурга! Но внутри этой антитезы существуют в уменьшенном виде точно такие же антитезы, ибо в Петербурге есть места, где еще труднее дышать, где низкие потолки давят душу и теснят мысль, где прямо в комнатах преет выстиранное белье и где гнусно-любопытные хари с папиросами в зубах лезут в комнату умирающего. Особенно знаменита каморка Раскольникова: выше уже перечислялись определяющие ее сравнения. Особенно знаменательно ее сравнение с «гробом».
Ибо эта каморка и некоторые подобные ей комнаты у Достоевского – символы изоляции людей: в этих каморках оторванные от народа мыслители предаются взрывоопасному теоретизированию. Улицы и площади – символы «открытой» народной жизни, на этих открытых пространствах «пьют, смеются и плачут», а Сенная площадь (топографический центр романа) становится местом культа, языческого культа земли: именно здесь Раскольников целует землю, испрашивая у нее прощения. Вспомним небрежное замечание Свидригайлова, странно совпадающее с заклинаниями Порфирия: оба они считают, что Раскольникову нужно «воздуху, воздуху, воздуху!» Сопоставим это со знаменитым лейтмотивом Лазаря. Именно Соня читает Раскольникову эпизод воскрешения Лазаря, который лежал в погребальной пещере уже четыре дня и уже «смердел», по выражению евангелия, но Христос повелел: «Лазарь, иди вон!» - и покойник вышел в своем саване, еще с подвязанной челюстью. И та же самая Соня велит Раскольникову покаяться перед народом в преступлении: «Тогда бог опять тебе жизни пошлет». Как Христос в евангелии, она приказывает Раскольникову встать из гроба и выйти на воздух (на площадь). Главная оппозиция в романном мире Достоевского – это антитеза «гроба» и «воздуха» (открытого и закрытого).
Самоизоляция – это гроб, смерть; народ – это воздух, жизнь. Каморка Раскольникова и Сенная площадь – полюсы романного мира в «Преступлении и наказания». Все идейно значимые пространственные перемещения совершаются из закрытых помещений в открытые пространства и обратно; переходы из открытого места в другое открытое не имеют такого значения. Пространство Петербурга Достоевского весьма условно, оно большей частью сведено к одному городу, который трактуется как сценическая площадка.
Глава 3. ИЗУЧЕНИЕ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ XIXВ. В СРЕДНИХ ШКОЛАХ
Одной из важных тем в современной методике преподавания литературы является рассмотрение общих мотивов, которые отражены в творчестве всех видных представителей русской классики. Таковой является урбанистическая тематика. Многие произведения посвящены духу города, но наиболее ярким является образ северной столицы – тема Петербурга. Характеристика данной темы во время уроков в школе представляет методический интерес, поскольку к настоящему времени публикации в этой области не слишком многочисленны. Можно назвать работы Ю. Макка, Е. Самородницкой, В. Маранцмана и др.
Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения предлагает рассмотреть тему Петербурга в рамках изучения следующих произведений:
1. «Размышление у парадного подъезда» Н.А. Некрасова (6 класс, 2 часа).
2. «Портрет», «Нос» Н.В. Гоголя (8 класс, для дополнительного чтения).
3. «Шинель» Н.В. Гоголя (9 класс, для дополнительного чтения).
4. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (9 класс, 4 часа).
5. Лирика Н.А. Некрасова («На улице», «Вчерашний день в часу шестом...» и др.) (10 класс, 2 часа).
6. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (10 класс, 5 часов).
7. «Медный всадник» А.С, Пушкина (9 класс, 1 часа).
Исходя из программы, мы видим, что «Петербургские повести» Н.В. Гоголя вынесены на самостоятельное изучение. Поэтому мы предлагаем всесторонне рассмотреть тему Петербурга в рамках изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
В качестве примера мы приводим урок ««Лик города» в романе Ф.М. Достоевского», изучение петербургских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова,
3.1. Урок «Лик города» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Цели и задачи:
актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературы XIX века;
оказать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях 1810-1860-х годов;
подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;
продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение;
способствовать формированию чувств любви к классике.
Тип урока: интегрированный.
Оборудование: схема «Петербург в русской литературе первой половины XIX века»; схема «Петербург Достоевского»; иллюстрация учащихся к роману на тему, «каким я увидел (а) Петербург Достоевского»
На доске запись: Санкт - латинское «святой»,Петер - греческое «камень, скала», «бург» - немецкое «замок, крепость»;
Эпиграф к уроку:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено - бледный,
Сказка, холод и гранит...
А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
1. Приветствие, оргмомент
Учитель зачитывает эпиграфы.
О каком городе мы будем сегодня говорить с вами?(о Петербурге)
2. Актуализация знаний учащихся
Да, сегодня на уроке мы будем говорить о Петербурге, Петербурге Достоевского. Но прежде, чем мы перейдём к теме, вспомните, каким предстаёт Петербург в известных вам произведениях первой половины XIX века.
(Учащиеся отмечают. Что тема Петербурга в русской литературе ьыла положена ещё в ХУШ веке М.В. Ломоносовым, а в ХIХ веке продолжена К. Батюшковым в « Прогулке в Академию Художеств», где автор восхищается красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга, А.С. Пушкиным в петербургской повести «Медный всадник» и романе в стихах «Евгений Онегин».
У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. Но учащиеся отметят, что Петербург Пушкина двойственен. Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый город, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя.
Далее учащиеся отметят, что в 30-е годы тему Петербурга вслед за Пушкиным продолжает Н.В.Гоголь в своих «Петербургских повестях» и поэме «Мертвые души». В «Петербургских повестях» Гоголь отразил свои впечатления и жизненные переживания, которые были связаны с его личной судьбой. Первое впечатление, произведенное Петербургом, было не таким, как ожидал писатель. Единственное место, которое Гоголь описывает со всей пышностью, - это Невский проспект. Он как бы противостоит городу нищих. Но автор сам же опровергает эту пышность. Гоголь показывает, что красота Невского проспекта призрачная, ложная. В то же время в «Мертвых душах» Гоголь ярко и красочно описывает столицу. Он сравнивает её со сказочными Шехерезадой, Семирамидой, упоминает Невский проспект, Гороховую, Литейную улицы, рассказывает о висячих мостах, роскошных домах, коврах, о роскоши улиц. Но Гоголь говорит, что за всей этой пышной наглядностью, за парадным блеском тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и щегольски разодетые прохожие, прячутся трущобы бедноты, несчастные простые люди.
В 50-60 е годы Н.А. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах мы видим горе, холод, смерть, город и его улицы становятся символичными. Некрасов показывает Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова мрачный.
Обратите внимание на схему «Эволюция образа Петербурга в русской литературе 1-ой половины XIX века». Сделайте выводы.
XVIII век. М.В. Ломоносов К. Батюшков «Прогулка в Академию художеств»
| Восхищение красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга.
|
XIX век. А.С. Пушкин, «Медный всадник» | Город пышный, город бедный Дух неволи, стройный вид Свод небес зелено – бледный...
Люблю тебя, Петра творенье...
Скука, холод и гранит....
Город противоречив, двойственен. Человек в этом городе одинок, город сводит героя с ума. |
Н.В. Гоголь, роман «Мёртвые души», «Петербургские повести» | «...капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада. Вдруг какой - нибудь эдакой, можете себе представить Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! Или там эдакая какая - нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой - нибудь в воздухе, мосты там висят эдаким чертом .можете представить себе безо всякого, то есть, прикосновения, - словом, Семирамида, сударь, да и полно!»
Почти отсутствует описание городского пейзажа, проявляется интерес к обитателям Петербурга. Великолепие города отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холодный, равнодушный, он враждебен человеку. |
Н.А. Некрасов
| ...Грязны улицы, лавки, мосты, каждый дом золотухой страдает.
...в июле пропитан ты весь смесью водки, конюшни и пыли- характерная русская смесь...
Город бедняков Город и улицы символичны. Показывает город через уличные сцены. Пейзажрачен. |