Тема «маленького человека» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:44, реферат

Описание работы

Ф.М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы - темы «бедных людей», «униженных и оскорблённых». Достоевский утверждает своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Содержание

Введение
Глава I. Ведущая тема в русской и мировой литературе…………………….5
1.1.Тема «маленького человека» в мировой литературе……………………...5
1.2.Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века……………...9
Глава II. Многообразие тематики в творчестве Ф.М. Достоевского……….14
2.1.Основные факты биографии……………………………………………….14
2.2.Общая характеристика романа…………………………………………….16
2.3.Образы «униженных и «оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»…………….18
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Меньшее внимание в романе уделено сестре Раскольникова Дуне, однако, она тоже «претендует» на звание «униженной и оскорбленной». Но, в противоположность другим, Соне и Раскольникову, Дуня может постоять за себя и она благоразумнее многих. Жизнь ломает ее, а она не сгибается, она хочет пожертвовать собой, ради своего брата, делает это сознательно, гордо и не просит ничего взамен. Дуню также унижает общество, в лице все тех же Лужина и Свидригайлова. Про Свидригайлова можно говорить отдельно, ибо в галерее «униженных» и «оскорбленных» ему тоже отведено место, но это не в коей мере не дает ему права оскорблять и унижать других. Однако, разговор о Дуне. Вот как характеризует ее мать в письме к Раскольникову: «Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости». Эта твердость и спасает Дуню от многих жизненных неурядиц, ибо она чувствует в себе этот внутренний стержень, чувствует, что должна помочь своей семье. Ее помощь и ее «посвящение» себя другим, конечно, не такие как у Сони Мармеладовой. В ней нет этой жертвенности. Однако, Дуня человек твердый и честный, и именно за это она и оскорблена. Например, Лужиным, который позарился на ее честность, так как лучше взять бедную невесту без приданного, чтобы было потом чем попрекать. И Дуня сносила бы эти попреки, потому что она была бы женой, и долг велел бы ей во всем подчинятся мужу, даже такому подлецу, как Лужин. Но, кто знает, может быть, и не стала она терпеть унижений даже от мужа. Вспомним хотя бы эпизод с револьвером Свидригайлова. Но кажется, это скорее исключение, и все же мы понимаем, что есть предел унижению, и Дуня его никогда не переступит.

     Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце. Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в какую-либо сторону, но никогда не уравновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних признаний и больших сумм денег. Сложно анализировать Свидригайлова, думается, что даже сам автор не разгадал его до конца и предпочел умертвить. Однако, факт остается фактом, Свидригайлов как и другие унижен и оскорблен, так как он тоже часть этого петербургского чрева: «Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажженных свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца - утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер...» Эта утопленница – это душа Свидригайлова. В такую же сырую оттепель застрелился и сам Свидригайлов. Каков же выход из этого ужасного состояния униженности? И кто нашел его из всех героев? Думается, что единственный путь – это примирение с самим собой, вера в свои силы и желание изменить жизнь вокруг. Конечно, изменить не так, как это сделал Раскольников. Ведь он убил одного из «своих» – униженную и оскорбленную Лизавету. Желание покончить с оскорбленностью и вера в свои возможности – вот ключевой момент в бесконечных поисках выхода. Как верила Марфа в воскресение Лазаря, и как верила в воскресение Раскольникова Соня Мармеладова: «Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший». Вот также вышел униженный и оскорбленный Раскольников в светлый и спокойный мир, где душа живет в согласии с телом, и правая рука знает, что творит левая, и никто не может оскорбить тебя, если ты сам этого не захочешь… 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Нельзя  сегодня однозначно оценить и  понять литературный процесс. Нельзя так  же однозначно определить тему «маленького человека». Но эта тема, как когда – то, развивается параллельно с героической темой, переплетаясь с ней и, порой, вытесняя ее. Так бывает всегда в смутные времена, времена переоценки ценностей, предрассветные времена.

     Русская литература не подвергается тлению. Силу ей дают те ценности, которые выражают дух русской истории, которые можно только реально прожить и этим глубоким проживанием передавать их от писателя к читателю, от соотечественника к соотечественнику. У литературы нет иного способа существовать – не только такой – человеческий: из рук в руки, от души к душе.

     Ф.М. Достоевский является не просто продолжателем  традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей  темы - темы «бедных людей», «униженных и оскорблённых». Достоевский утверждает своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

     Как бы ни были благи цели, которые ставит перед собой человек, они не оправдывают  страданий других людей. Достоевскому принадлежат слова, что никакая революция, которая может осчастливить многих, не стоит одной слезы ребенка. В понятии человеческой жизни для Достоевского заключено нечто святое, неподвластное никаким идеям и теориям. «Возлюби ближнего своего», - говорит одна из библейских заповедей. Эту же мысль хочет донести до читателя и Достоевский. Гармония и счастье человечества заключены в этих словах, и лишь приняв их, люди смогут нравственно очиститься, переродиться, как смог «возродиться к жизни» Родион Раскольников.

     Социальная  тема, тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных», была продолжена автором в «Преступлении и наказании». Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты.

     В центре внимания писателя - страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

     1. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. М., 1979 г.

     2. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка», М., Эксмо-пресс, 2002 г.,

     3. Гоголь Н.В. «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г

     4. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» М., 1866 г.

     5. Достоевский Ф.М. роман «Преступление и наказание» аудиокнига Бориса Улитина. М.,2003 г.

     6. Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы. М., 1994 г.

          7. Мотылева Т.Л. Достояние современного реализма. М., 1973 г.

     8. Повести Белкина. М., 2001г.

     9. Русские писатели. Биографический словарь. М., 1989 г. Т. 1.

     10.Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984 г.

Информация о работе Тема «маленького человека» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»