Тема «маленького человека» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:44, реферат

Описание работы

Ф.М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы - темы «бедных людей», «униженных и оскорблённых». Достоевский утверждает своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Содержание

Введение
Глава I. Ведущая тема в русской и мировой литературе…………………….5
1.1.Тема «маленького человека» в мировой литературе……………………...5
1.2.Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века……………...9
Глава II. Многообразие тематики в творчестве Ф.М. Достоевского……….14
2.1.Основные факты биографии……………………………………………….14
2.2.Общая характеристика романа…………………………………………….16
2.3.Образы «униженных и «оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»…………….18
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     ГОУ ВПО «Тобольская государственная  социально - педагогическая академия   им. Д.И. Менделеева»

     Кафедра гуманитарных дисциплин. 
 
 

     Тема  «маленького человека» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и  наказание». 
 
 
 
 

     Реферат по литературе

     Студентки 12 группы  ФСПО

     Специальность «Туризм»

     Шиховой Венеры Галиевны

     Проверила: Самойлова Людмила Васильевна  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тобольск 2010 

Содержание

Введение

Глава I.    Ведущая тема в русской и мировой литературе…………………….5

  1.1.Тема «маленького человека» в мировой литературе……………………...5

  1.2.Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века……………...9

Глава II.   Многообразие тематики в творчестве Ф.М. Достоевского……….14

  2.1.Основные факты биографии……………………………………………….14

  2.2.Общая характеристика романа…………………………………………….16

  2.3.Образы «униженных и «оскорбленных» в романе                     «Преступление и наказание»……………………………………..…………….18     

Заключение

Библиография  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Забытые, всеми униженные люди, их жизнь, маленькие  радости и большие беды долгое время казались ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение породила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться, уходить в себя. Исстрадавшиеся, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали роптать против сильных мира сего, взывать к справедливости. Мелкие чиновники, станционные смотрители, «маленькие люди», сошедшие с ума, не по своей воле выходили из тени.

     Нас заинтересовала тема: «маленького человека» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

     Актуальность  выбранной темы в том, что произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже «малое» сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества.

     Мы  поставили цель: рассмотреть эту  тему на примере других произведений, обращенной к теме «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина «Станционный смотритель», Н.В.Гоголя «Шинель».

     Объект  исследования – роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

     Предмет исследования – как в романе через  систему действующих лиц раскрывается тема «маленького человека».

     Поэтому задачи следующие:

  1. Изучить и проанализировать научную, справочную и методическую литературу по истории вопроса.
  2. Сделать собственные выводы об актуальности проблемы о взглядах разных авторов на проблему, о своей точке зрения на изученный вопрос.    

     Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны произведениям Ф.М. Достоевского, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени. Стоявший перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость, приобрел громадное значение сегодня.

     Н.А. Добролюбов в статье «Забитые люди» сформулировал направления напряженной мыслительной деятельности Достоевского:  трагический пафос, связанный с болью о человеке, гуманистическое сочувствие человеку, испытывающему боль, высокая степень самосознания героев, которые страстно хотят быть настоящими людьми и одновременно признают себя бессильными.

     К ним можно добавить: постоянную сосредоточенность писателя на проблемы современности; интерес к жизни и психологии городской бедноты; погружение в самые глубокие и мрачные круги ада души человека; отношение к литературе как способу художественного предвидения будущего развития человечества. Все это делает творчество Достоевского особенно значительным, современным и масштабным для нас сегодня. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава  I. Ведущая тема в русской и мировой литературе.

       1.1. Тема «маленького человека» в мировой литературе.

     Тема  «маленького человека» появилась в мировой литературе  давно. Уже в одной из самых древних литератур мира - древнеегипетской, - (она ведет свое начало с 111 – 11тыс. до  н.э.), мы найдем произведения, посвященные этой теме. Немного истории. Как и литература Древнего Востока, древнеегипетская литература прошла 2 этапа развития; более ранний – архаический и более поздний – завершающий. Тексты архаического периода донесли   до нас тончайшие оттенки  первобытного сознания, были связаны с практической деятельностью людей, с их с освоением ими окружающего мира природы

     Древнейшие  представления отражали первобытное  восприятие многообразных явлений  природы и её потрясающей контрастности, а также все более усложнявшихся  противоречий общественной жизни. Это  соответствовало наивно – диалектическому восприятию действительности. Этим представлениям свойственны пытливость и активность в борьбе с природой и фантастический отлет мысли от природы, действительности. Из культа природы рождались мифы, которые постепенно вырастали в стройные картины мира. В мифологии возникают мифы о борьбе доброго божества со злым, о превосходстве доброго, которое становится покровителем родного племени. Тогда же начинают создаваться мифы о людях, полубогах, «культурных героях», - «титанах», дарующих людям блага культуры, о побеждающих змиев богоборцах. Так зарождается самосознание человека, выделившегося из  первоначального человеческого стада, человека сильного и действующего.

     Все более и более предметом устного  творчества, объектом художественного  слова становится человек, но пока человек не обычный, «маленький», а выдающийся герой, богатырь. Возникает богатырский эпос.

     Отдельный человек становится предметом, целью  и основой образа литературы и  «приветствует» в прочитанном произведении ( как и сейчас ) в 3-х видах: и как автор, писатель и как восприемник ( читатель ), и как  объект ( персонаж литературы). Героем произведения уже может стать обычный, «узнаваемый» человек, который испытывает чувство незащищенности в мире и такое одиночество, что сказать об этом можно только собственной душе. При этом в литературе начинает проявляться борьба 2-х противоположных тенденций, точнее, столкновений 2-х противоположных мировоззрений, а иногда противоречивое их сплетение в одном и том же произведении. Это гуманистическая тенденция – за человека и антигуманистическая – против человека; сочетание их – проповедь добра или проповедь зла – для человека. Он делает выбор. Так возникает в литературе призыв – обращение к читателю

     Античный  роман с его обыкновенным ( если не сказать – заурядным ) героем продолжает развитие темы « маленького человека».Он возник, очевидно, в 1 веке до н.э. До нас дошло 5 греческих романов, а также множество отрывков и только названий. В отличие романа нового времени с его свободным сюжетом, содержание греческих романов и их основные персонажи были строго заданными. Герой античного романа – «маленький человек» - лишен характера и социальной типичности. Он ни хороший и ни плохой, в меру добрый, в меру беспечный, глуповатый; оказавшись в круговороте событий, он пытается найти тихую гавань и находит её…Римский роман, при всей своей зависимости от греческого, отличается от него и техникой, и структурой, и – ещё существеннее – своим бытописательским характером: исторически достоверны детали быта и персонажи. Античный роман, имея определенную схему, обращался к разным читателям. «Маленький человек» в античном романе – это человек, социально защищенный, не богатый, но и не бедный, часто теряющий свое богатство и чудесным образом возвращающий его. Но вместе с тем, даны и образы действительно социально униженных людей – рабов Рима.

     Как бы заново открыв тему «маленького  человека» в 18 веке, сентиментализм покажет более тонкое понимание  человеческой души. Лоренс Стерн в 1768 году так начинается свое «Сентиментальное путешествие». Николай Михайлович Карамзин был переводчиком на русский язык романа Л.Стерна «Сентиментальное путешествие» и стал создателем нового стиля в русской культуре 18 века – чувствительного, изящного, психологически тонкого – сентиментализма. Сюжет повести Карамзина «Бедная Лиза» был не нов и с виду не замысловат: крестьянская девушка, соблазненная и оставленная богатым молодым человеком Эрастом, бросилась в пруд. Но в этой простой истории публика нашла именно то, что ждала: сострадание к бедным людям, сострадание к жертвам страстей, сострадание к самому греху. Герои Карамзина словно люди, потерпевшие кораблекрушение, выброшенные на суровый и дикий берег, одинокие на безлюдной земле. Конфликт повести порожден действительностью, в которой торжествовала грубая сила, отнимающая у человека право на счастье. По Карамзин, «маленький человек» (делает человека беззащитным, «маленьким» глубокое, истинное чувство) обречен на страдание, и виной тому «закон», «власть». Сентиментализм первым заявит о трагизме судьбы «маленького человека». Гете сказал о Стерне: « Он положил начало и способствовал дальнейшему развитию великой эпохи более чистого понимания человеческой души».

     Двадцатый век принёс окончательное формирование в России тоталитаризма. В период наиболее жестоких репрессий, в то время, когда человек был окончательно обезличен и превращен в винтик огромной государственной машины, писатели яростно откликнулись, встав на защиту личности.

     Ослеплённые величием целей, оглушённые громкими лозунгами, мы напрочь забыли об отдельном человеке, который остался человеком и после сорок пятого, и после пятьдесят третьего, и после шестьдесят четвёртого - человеком с его повседневными заботами, с его желаниями и надеждами, которые не может отменить никакой политический режим. Тот, кого в своё время Белинский назвал «маленьким человеком», о ком сокрушался Достоевский, кого пытался поднять с колен А.П. Чехов. Огромных усилий что стоило писателям его воскрешение. Традиции классиков, титанов русской литературы, продолжили писатели городского направления прозы, те, кто писал о судьбе деревни в годы гнёта тоталитаризма, и те, кто повествовал нам о мире лагерей. Их были десятки. Достаточно назвать имена нескольких из них: А.И. Солженицын, А.Т. Трифонов, А.Т. Твардовский, В. Высоцкий. Чтобы понять, какого огромного размаха достигла литератур в судьбах «маленького человека» двадцатого столетия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               1.2. Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века.

     Одним из первых писателей, которых открыл мир «маленьких людей» был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина «Бедная Лиза. Автор положил начало огромному циклу произведений о «маленьких людях», сделал первый шаг в неизвестную до этого тему А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества - Самсон Вырин судит это общество. Художественное открытие Пушкина было устремлено в будущее - оно пробивало русской литературой дорогу в неведомое.

     Наибольшего апогея эта тема достигла в произведениях  Н.В. Гоголя. Гоголь открывает читателю мир чиновников в своих «Петербургских повестях». Н.В. Гоголь, раскрывший в  своих «Петербургских повестях»  и других рассказах истинную сторону  столичной жизни и жизни чиновников, ярко и весомо показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей». Критический реализм Гоголя раскрыл и помог развить эту тему писателям будущего как никто другой. Гоголь ратовал за глубокую и оригинальную критику, должную быть «верным представителем мнений» своей эпохи. В Петербургских записках 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально-насыщенного искусства, которое замечает общие элементы нашего общества, двигающие его пружины. Он даёт замечательно глубокое определение реалистического искусства, следующего за романтизмом, обнимающего своим действенным взглядом ветхое и новое. В реализме гоголя содержится раскрытие сложности жизни, её движение, рождение нового. Реалистический взгляд утверждается в творчестве Н.В. Гоголя во второй половине 30-х годов. «Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей литературы, утверждения в ней социально-гуманистического направления и натуральной школы. Герцен считал «Шинель» колоссальным произведением Н.В. Гоголя, а Ф.М. Достоевский говорил: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Творчество Н.В. Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу.

Информация о работе Тема «маленького человека» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»