Тема «маленького человека» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:44, реферат

Описание работы

Ф.М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы - темы «бедных людей», «униженных и оскорблённых». Достоевский утверждает своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Содержание

Введение
Глава I. Ведущая тема в русской и мировой литературе…………………….5
1.1.Тема «маленького человека» в мировой литературе……………………...5
1.2.Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века……………...9
Глава II. Многообразие тематики в творчестве Ф.М. Достоевского……….14
2.1.Основные факты биографии……………………………………………….14
2.2.Общая характеристика романа…………………………………………….16
2.3.Образы «униженных и «оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»…………….18
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Развитие  темы «маленького человека» имеет свою собственную логику, что мы и постараемся проследить в дальнейшем. Мы остановились на следующих произведениях русской классики: «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Петербург и Москва, в творчестве А.С. Пушкина, открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Доказательством этого послужили его «Повести Белкина», в центре которых - провинциальная Россия. Здесь и «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной их тысяч мелких почтовых станций, бедный чиновник Самсон Вырин, и отставной гусарский офицер Сильвио, и богатые дворяне, и обедневшие.

     Выбор Пушкиным героя - станционного смотрителя был не случайным. В 20-х годах 19 века в русской литературе, как известно, появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса». Кроме того, возрождается жанр путешествий. В середине 20-х годов в журналах все чаще начинают появляться стихотворения, поэмы, очерки, в которых уделяется внимание не только описаниям края, но и встречам, беседам со станционным смотрителем. Роль самого Вырина выражает его горе и проливает свет на роль Дуни в доме отца («Его дом держался; что прибрать, что приготовить, «Бывало, барин, какой бы сердитый не был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает»).

     Судьба  «маленького человека» в центре внимания автора и сострадания к  нему - не только исходный, но и окончательный  элемент отношения автора к своим героям.

       Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества.

     Пушкин  подчеркивает: «…смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в  притязаниях на почести и не слишком  сребролюбивые». В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей. Бог даёт Самсону красавицу дочь, которая тоже входит в малое хозяйство смотрителя, более того - Дуня помогает своему отцу избегать всех страданий смотрителя. Самсон Вырин тонко использует поразительную красоту дочери, чтобы сохранить своё благополучие. «Маленький человек», будучи сам «подавлен обстоятельствами», далеко не равнодушен к власти над ближними. Интересно отметить этимологию фамилии Выриных: «вырить» - значит приноравливаться, а также «вырь» - это омут, темный и гибельный водоворот. (В.И. Даль «Толковый словарь русского языка», М., Эксмо-пресс, 2002 г., с. - 159.)

     Итак, в «Станционном смотрителе» Пушкин показывает, что быть «маленьким человеком» - удел естественный и неизбежный; «маленькому человеку» открыто многое, но мало воспринято им; он стремиться к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя ещё большее страдание; стремясь к благу, не избегает греха; уходит из жизни глубоко подавленный и в ожидании высшего суда; сама смерть оказывается для него желанней жизни. Судьба станционного смотрителя - типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством «сильных мира сего», правящим классом, Пушкин предварил своей повестью Гоголя, Достоевского, Чехова и их героев, сказав своё слово о «маленьком» человеке.

     Прочитав  повести Н.В. Гоголя, мы долго помним, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе  неопределённой формы и в синей ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твёрдостью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир «маленьких людей», мир чиновников в своих «Петербургских повестях».

     Центральная в этом цикле повесть «Шинель». «Петербургские повести» отличаются по характеру от предыдущих произведений Гоголя. Перед нами чиновный Петербург, Петербург - столица - основной и великосветский, огромный город - деловой, коммерческий и трудовой, и «всеобщая коммуникация» (Н.В. Гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г. С. -3.) Петербурга - блистательный Невский проспект, на тротуаре которого всё, что живёт в Петербурге, оставляет следы свои; «вымещает на нём могущество силы или могущество слабости» (Н.В. Гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г. С-4.)  И перед читателем мелькает, как в калейдоскопе, пёстрая смесь одежд и лиц, в его воображении возникает жуткая картина неугомонной, напряженной жизни столицы.

     В повести «Шинель» Гоголь обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой  и беспощадной: «…он владеет даром  сарказма, который порой заставляет смеяться до судорог, а порой будит презрение, граничащее с ненавистью». Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола. Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновника в повести является Акакий Акакиевич. Всё в нём было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности. В «Шинели» трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильём, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Башмачкин умер: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…»

     Гоголь  говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. В «Шинели» повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала большое влияние на направление русской литературы, тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.

     Литература  сегодняшнего дня переживает такое  же время, как на рубеже 19 – 20 вв.; ощущение пошатнувшихся основ, резкое изменение взглядов на общепринятые и общепризнанные ценности, моральные, социальные, эстетические принципы. Ушли в прошлое герои прежних лет: покорители целины, мудрые руководители колхозов, заводов, героические труженики. Героем книг стал обыкновенный человек, ничем не выдающийся, даже стремящийся не выделиться. «Маленький человек», превращающийся в антигероя, в свою противоположность.   
 
 
 

     Глава  II. Многообразие тематики в творчестве Ф.М. Достоевского.

                 2.1. Основные факты биографии.

     Ф.М. Достоевский родился в 1821 году в большой семье - у него было шесть братьев и сестер, - над которой безгранично властвовал отец, врач Маршенской больницы для бедных в Москве. Мать, Мария Федоровна Нечаева, происходила из семьи зажиточных московских купцов. Достоевская умерла в 1837 году, когда Федору Михайловичу не исполнилось еще 16 лет.

     Оставшись в 18 лет сиротой, одинокий и мнительный, он страдал от контраста между  честным кругом детства и новой  казенной обстановкой. Он мечтал о творчестве и свободе, в жизни встречал только высокомерие сверстников и тупость чиновников. «У меня есть прожект сделаться сумасшедшим,» - пишет он брату. «Сделаться сумасшедшим» - остаться свободным и независимым за чертой мнимого безумия. В 18 лет он записал пророческие слова: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

     В 1843 году зачислен на службу при чертежной Инженерного Департамента, но с большим азартом отдавался, «очертаниям» «Бедных людей», чем точным, но бездушным линиям.

     Достоевский упорно и систематически работал над романом «Бедные люди». Тот давался в мучениях, но в этом была своеобразная прелесть: «Нет, если я был счастлив когда-нибудь... то это тогда... когда я еще не читал и не показывал никому своей рукописи: в те долгие ночи, среди восторженных надежд и мечтаний, и страстной любви к труду, когда я сжился с моей фантазией, с лицами, которых сам создал, как с родными, как будто с действительно существующими, любил их, радовался и печалился с ними, а подчас даже плакал самыми искренними слезами над незатейливым героем моим».

     Рукопись "Бедных людей" прочитал Н.А. Некрасов в 1845 году. Он пришел в такой восторг, что тотчас же, в четвертом часу утра, отправился с романом к В.Г. Белинскому, разбудил его криком «Новый Гоголь явился», на что критик сердито заметил, что у Некрасова Гоголи, как грибы, по ночам растут. Так исполнилась мечта молодости Достоевского - к нему пришла слава. «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни,» - отметил писатель много лет спустя. Свидание с Белинским, высоко оценившим роман, укрепило его радужное настроение: великий критик сказал ему, что «Бедные люди» - «ужас и трагедия». Он был уверен, что «народившийся гений со временем убьет своими произведениями всю настоящую и прошедшую литературу». Новое слово, сказанное Достоевским в «Бедных людях», по мнению Белинского, как сообщил П.В. Анненков, состояло в том, что это первая попытка у нас социального романа. «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах, и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «ведь это тоже люди, ваши братья». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Общая характеристика романа.

     Темой «Преступления и наказания» является история психологических и нравственных последствий убийства. Делая историю внутренних переживаний героя после совершенного преступления предметом беспощадного нравственно-психологического исследования, Достоевский ни на минуту не отрывает Раскольникова и его внутреннюю жизнь от внешнего мира.

     Смысл названия произведения «Преступление и наказание» — это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько — от Бога. Сюжет «Преступления и наказания» строится на описании причин убийства, старухи, гибели жертв Раскольникова и изобличению преступника. Сюжет романа охватывает, таким образом, страдания человека, которому «не к кому пойти». Конфликт «Преступлении и наказании» мир в противоборстве добра и зла достиг апогея, несправедливость стала нестерпимой, и Раскольников отринул его со всеми догмами и мифами. Он видел, что вокруг него страдают не худшие, а лучшие, не злые, а добрые. Центральный конфликт романа вырос из столкновения страшного новых людей и новых требований с старым порядком, но вылился в единоборство одного со всеми. Он носит философский, этический характер, в нем миру противостоит Я, «которое все осознало». Так определяется конфликт «Преступления и наказания» - конфликт Раскольникова и общества, сохранившего всю прошлую историю. Жанр романа почти все писавшие о Достоевском отмечали особую драматическую или трагедийную форму его. На наш взгляд, полную характеристику «Преступления и наказания» привел В.Я. Кирпотин, доказав, что это роман-трагедия, «потому что в нем, как в трагедии древних или в трагедии Шекспира, царствует все подчиняющий себе конфликт волюнтаристического дерзания и закономерной необходимости». Роман-трагедия создается органическим внесением трагического конфликта в эпическое повествование. Идея «Преступления и наказания» раскрывается в борьбе Сони и Раскольникова, которая представляет собой вечное смешение добра и зла. Композиция «Преступление и наказание» - одно из самых совершенных по композиции произведений Достоевского. Оно состоит из шести частей и эпилога. Перед читателем проходят сцены суда над Раскольниковым в двух ипостасях: нравственной и юридической. Убийство рассматривается на втором плане, а на первый выступает анализ психологического состояния личности, нравственного облика «преступника». Первые три части романа при всей борьбе мотивов «оправдания» и «осуждения» подчинены «осуждению», три последующие – «оправданию». Роман состоит как бы из двух половинок, которые еще определяют как «за» и «против». В каждой части произведения Раскольников сопоставлен с лицами, которые оттеняют какую-либо сторону его личности. Все линии сюжета, поступки героев, бурные диалоги, сны и кошмары - всё сведено в главный фокус романа: изображение мира человеческих страданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 2.3. Образы «униженных и «оскорбленных»  в романе                      «Преступление и наказание».

     Действительно, «Преступление и наказание» можно  было бы назвать «Униженные и оскорбленные», если бы не было другого романа, и если бы основной идеей не была теория Раскольникова и расплата за нее. Весь роман буквально наполнен удручающими пейзажами Петербурга, самых низших его слоев, описаниями быта мещан. Такое чувство, что любое помещение и любая улица, куда вслед за автором проникает наш любопытный взгляд, буквально смердят, и хочется быстрее вырваться на воздух, к прохладным водам Невы, но и тут нет покоя. На каждом шагу нам встречаются люди, доведенные до крайней степени бедности. Мы действительно видим дно, чрево Петербурга, будто Достоевский вступает в соревнование со своим собратом В. Гюго, который описывал чрево Парижа. С самых первых строк романа мы попадаем на это дно: «Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой». Не удивительно, что в таких условиях живут не гордые и целеустремленные люди, а забитые и униженные жизнью и нищетой существа, готовые на все ради куска хлеба. Вглядимся в эти лица и посмотрим, почему они так унижены и оскорблены. Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то, наоборот, терпит это унижение. Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни. Казалось бы, почему он так унижен? Ведь он студент, учится на юридическом факультете, специальность эта сулит доход, да и сам Раскольников не глуп. Однако, одет он как нищий, живет в комнате, которая больше похожа на шкаф и до смерти боится свою квартирную хозяйку. Но, думается, он сам довел себя до такого состояния. Раскольников – слабый человек, к этому мнению склоняются многие. Он слаб и бессилен, оттого и унижен. Он едва ли смог помешать свадьбе своей сестры Дуни с Лужиным, он не в силах вернуть Соню Мармеладову на путь истинный, он не может ничего изменить не только во всем мире (как ему это мечталось), но даже в своей судьбе. Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование. Он знает, что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: «О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц...» Вслед за Раскольниковым мы вглядываемся в образ Сони Мармеладовой, этой униженной из униженных и оскорбленной из оскорбленных. Кажется, столько унижения не может вместить человеческая душа, однако, душа Сонечки Мармеладовой может. И если Раскольников унижен в душе, а в обществе он все же сохраняет свое лицо, то Соня Мармеладова оскорблена всем обществом, толкнушим ее в это петербургское чрево. Она настолько унижена, что даже не может жить вместе со своей семьей, а вынуждена прятаться подальше от них, рядом с такими вот Свидригайловыми, подслушивающими и подсматривающими за стенкой. Мы буквально со слезами на глазах читаем сцену, где Лужин ложно обвиняет не в чем не повинную Соню, а она не имеет даже сил защитить себя: «Соня стояла на том же месте, как без памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг краска залила ей все лицо; она вскрикнула и закрылась руками. - Нет, это не я! Я не брала! Я не знаю! - закричала она, разрывающим сердце воплем, и бросилась к Катерине Ивановне. Та схватила ее и крепко прижала к себе, как будто грудью желая защитить ее ото всех». И хрупкие плечи безумной Катерины Ивановны кажутся ей лучшей защитой. В чем же причины униженности Сони? Конечно, она не сама выбрала свой путь, об этом мы хорошо знаем. Соня унижается не ради себя, но ради своей семьи и своего бедного алкоголика-отца, и за это ее можно даже назвать мученицей, а не грешницей. Как уже говорилось, Соня унижена в обществе, но в душе она чиста, невинна и горда. В душе у нее мир и покой и Евангелие, которое всегда непременно лежит на ее столе. Конечно, мира в душе у Сони Мармеладовой нет, но зато ее сердце радуется оттого, что ее семья не голодает, и что все на свете есть промысел Божий. Она знает, за что оскорблена и унижена, и это во многом облегчает ей жизнь: «Да скажи же мне наконец, - проговорил он, почти в исступлении, - как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Итак, Соня оскорблена и унижена, но это только внешне, внутренне она не подавлена, ибо знает, что дело ее благое.

Информация о работе Тема «маленького человека» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»