Татьяна Ларина – милый идеал Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Русская классическая литература всегда глубоко интересуется женскими характерами.
Лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как объект обожания и любви, но, прежде всего, как личность, значительную, интересную, духовную, возвышенную.
Первым, по мнению великих русских критиков, это сделал А. С. Пушкин.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………...2
Глава 1. Прототипы любимой героини А.С.Пушкина………………………….5
Глава 2. «Татьяна, милая Татьяна…»……………………………………..……..8
2.1 Место и роль образа Татьяны в романе «Евгений Онегин»……….14
2.2 Татьяна Ларина и Евгений Онегин………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….32
Литература……………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

копия курсовой работы.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

       Формирование  ее характера с самого раннего  детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний.

       Это вовсе не значит, что среда, в которой  воспитывалась Татьяна, была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себя все низкое, пошлое, ординарное, не соответствующее ее романтическому восприятию мира, она создает свой особый, поэтический мир. Татьяна  умна, своеобразна, самобытна.

       Она, в отличие от Онегина, выросла "в глуши забытого селенья", в атмосфере русских народных сказок, "преданий простонародной старины ". Татьяна сильнее его, сильнее нравственно, потому что близка к своим истокам, она - \"русская душою\"[12;т.6]. Само определение русскости Татьяны связано со свойственным ей поэтическим чувством природы:

Татьяна (русская душою, 
Сама не зная почему) 
С ее холодною красою 
Любила русскую зиму.

       На  солнце иней в день морозный,

       И сани, и зарею поздней

       Сиянье  розовых снегов,

        И мглу крещенских вечеров.

             В «Евгении Онегине» природа выступает как положительное начало в человеческой жизни. Образ природы неотделим от образа Татьяны, так как для Пушкина природа есть наивысшая гармония души человеческой, и в романе эта гармония души присуща лишь главной героине – Татьяне.

       Словно  лишь природе Татьяна может поведать свои горести, мучения души, страдания  сердца.

         Только в единении с природой  находит Татьяна гармонию духа,  
в этом видит она возможность счастья для человека. Татьяна, с  
ее безгранично искренней душой, с ее непоколебимой верой, с ее наивно влюбленным сердцем находит успокоение на лоне природы, да и где еще искать ей понимания, сочувствия, утешения, к кому еще обратиться, как не к природе, ведь она «в семье своей родной казалась девочкой чужой», так как в вечном движении, в колыхании ее лесов, в трепете  
серебристого листа, на котором любовно играет луч солнца, в ропоте ручья, в  
веянии ветра Татьяна находит божественное умиротворение через  красоту:
 

Теперь  она в поля спешит…

Теперь  то холмик, то ручей

Остановляют поневоле

Татьяну прелестью своей.

       В романе образ Татьяны раскрывается через природу.

       Весна – это зарождение любви Татьяны, а любовь в свою очередь – весна: 

Пора  пришла, она влюбилась.

Так в  землю павшее зерно

Весны огнем  оживлено.

        
            Татьяна, которая полна поэзии и жизни, влюбляется именно весной, когда душа ее открывается для перемен и когда в природе происходят перемены. Природа обновляется, и главная героиня расцветает в своей надежде на счастье, как расцветают первые цветы,  пробуждаясь ото сна. По мере чтения романа русская природа с ее чередой времен суток и времен года настолько срастается с образом любимой Пушкиным героини, что порой ловишь себя на мысли: Любой пейзаж в романе – «окно» в мир поэтической души Татьяны.

       Очень символичен отъезд Татьяны в Москву, несмотря на ее любимое время года – зиму, автор этим приемом показывает всю последующую жизнь героини  с «нелюбимым человеком»[1;166], чувства,  как и реки, скованы льдом, все засыпано снегом, природа «спит» и любовь Татьяны  «спит - глубоким сном».   

       Прости  ж и ты, моя свобода!

       Куда, зачем стремлюся я?

              Что мне сулит судьба моя? 
 
 

             Перед тем, как уехать в Москву, Татьяна  
прощается с родным краем, с природой, словно предчувствуя, что уже не вернется обратно:
 

Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса, 
Прости, веселая природа; 
Меняю милый, тихий свет 
На шум блистательных сует… 
 

       Именно  единство с природой, Россией, народом, культурой делает Татьяну существом влюбленным в жизнь и во все ее проявления, что невольно восхищаешься душой столь юной, чистой, но такой твердой и непоколебимой. 
В Татьяне слышится вера Пушкина в русский характер, в его духовную мощь, а, значит, и надежда на русского человека. Самим существованием Татьяны высказывается авторская истина: без полного единения со своим народом, с его культурой, с родной землей не может существовать натура столь возвышенная и цельная, полная поэзии и жизни.  
           В характере героини Белинский подчеркивал подлинную народность, не только стихийную, но и сознательную. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами. Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву.

         Героиня – воплощение национального  характера. Татьяна – живой пример неразрывной связи человека со своей страной, с ее культурой, с ее прошлым[2;т. 7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Место  и роль образа Татьяны в  романе «Евгений Онегин». 
 

       Роль  Татьяны в романе очень велика, образ ее, будто незримый лучик  солнца, проходит через весь роман, присутствует в каждой главе.

       Чистый  образ Татьяны лишь еще ярче выявляет трагедию Онегина, всего общества, но все же основная миссия «милой Тани»  – быть Музой Пушкина, самой поэзией, олицетворением жизни в «Евгении Онегине».

       Для усиления образа Татьяны автор обращается к античности, к природе, будто отрывает свою героиню от всего земного, пытаясь сказать, что девушка эта – «совершеннейший эфир». В романе почти полностью отсутствует портрет Татьяны, что в свою очередь делает ее образ более загадочным и романтичным,  в противовес  младшей сестре Ольге –  портрет которой дан автором очень подробно.

         Этим приемом автор пытается  донести до читателя, что красота  внешняя часто лишена жизни. Если отсутствует прекрасная и чистая душа, то она [красота]  лишена и поэзии. Но несправедливо было бы утверждать, что Пушкин не наделил свою героиню красотой внешней так же, как и красотой души. И здесь обращением к античным богам Пушкин дает нам возможность представить себе прекрасный облик Татьяны.

       Так, например, одним из самых частых спутников Татьяны является образ вечно юной богини-охотницы Дианы.

         …вод веселое стекло не отражает  лик Дианы [9;847].

       Созвучны  даже имена  «Татьяна» и «Диана», что делает их связь более тесной.

         Выбор Пушкиным именно этой  античной богини для своей Тани уже показывает ее вечно юную душу, ее неопытность, наивность, ее чистоту и поэтичность.  
             Поэт, как настоящий художник, рисует не лицо, а лик своей Музы.

       В романе Татьяна озарена «лучом Дианы». Теперь античная богиня олицетворяет собой луну.

       Благодаря этому лунному сиянию, которое  будто источает сама Татьяна, и звездному небу, портрет Татьяны написан «движеньем света». «Движение луны есть одновременно движение сюжетной линии романа», - пишет Кедров [13;374-376].

       При «вдохновительной луне» Таня пишет свое бесконечно искреннее послание Онегину и заканчивает письмо, только когда «лунного луча сиянье гаснет». Бесконечное звездное небо и бег луны отражаются в зеркале Татьяны в час гадания:

       Морозна ночь, все небо ясно; 
Светил небесных дивный хор 
Течет так тихо, так согласно… 
Татьяна на широкий двор 
В открытом платьице выходит, 
На месяц зеркало наводит; 
Но в темном зеркале одна 
Дрожит печальная луна…

       Неуловимый  трепет души Татьяны, даже биение ее пульса и дрожание руки передаются вселенной, и «в темном зеркале одна дрожит печальная луна».

       «Дивный хор светил» останавливается  в маленьком зеркальце, а путь Татьяны вместе с луной, с природой продолжается. Можно лишь добавить, что душа Татьяны подобна чистой луне, источающей свой дивный, печальный свет. Луна в романе абсолютно чиста, на ней нет ни пятнышка. Так и душа Татьяны чиста и непорочна, ее мысли, стремления так же высоки и далеки от всего пошлого и приземленного, как и луна. «Дикость» и «печальность» Татьяны не отталкивают нас, а наоборот, заставляют почувствовать, что, как и одинокая луна в небе, она недосягаема в своей душевной красоте.  

       Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы,

       Незнаемый в траве глухой

       Ни  мотыльками, ни пчелой [2;т. 7].

       Натура  Татьяны не многосложна, но глубока  и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана  как  будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.

         Автор, кажется, прячет ее ото  всех, поселяет в глуши, и держит  втайне от всего света, словно пленницу.

       Задумчивость  была ее подругою с колыбельных дней, и даже ребенком она не любила кукол, и ей чужды были детские шалости. Причина такого отчуждения и одиночества - в необычности, исключительности натуры Татьяны, одаренной " от небес " "Воображением мятежным, / Умом и волею живой, / И своенравной головой, / И сердцем пламенным и нежным" [12;57] Ей больше нравились страшные рассказы в зимний вечер. И потому она скоро пристрастилась к романам, Пушкин питает ее ум только романами Ричардсона и Руссо. Татьяна любит бродить по полям,

С печальной думою в очах,

С французской  книжкою в руках.

       Наделяет  ее романтическими чертами.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И вестник  утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

       Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Она чувствует  себя в провинциально - поместной  среде одинокой и непонятой. " Вообрази, я здесь одна, / Никто  меня не понимает ", - признается Татьяна в письме Онегину.

       Подчеркивая индивидуальность Татьяны, Пушкин рисует неуловимый образ тоненькой девочки, который возникает в воображении читателя - словно антипод младшей сестры Ольги.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью  её румяной

Не привлекла  б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в  семье своей родной

Казалась  девочкой чужой.

[12;гл.2]

       Татьяна - иная, запоминающаяся. Её образ в романе сложен и противоречив. Во второй и третьей главах Татьяна – деревенская барышня, романтичная, мечтательная. К ней вполне подходит характеристика, которую Пушкин дал одной своей героине из неоконченного «Романа в письмах»: «Стройная меланхолическая девушка лет семнадцати, воспитанная на романах и на чистом воздухе»[6;220]. Бросается в глаза хорошая образованность Татьяны, она прекрасно владеет французским языком; как многие дворянские девушки той поры, она знает его лучше, чем русский; когда Пушкину надо объяснить, почему Татьяна писала письмо Онегину по-французски, он добавляет, что «она по-русски плохо знала», т. е. владела лишь бытовой разговорной речью, языком же культуры, на котором она могла бы выразить сложные оттенки чувств, для нее был французский. Однако, перечисляя любимые книги героини, Пушкин называет новейшие произведения английских авторов и говорит об увлечении Татьяны английской романтической литературой («Британской музы небылицы тревожат сон отроковицы»). Поскольку ряд из этих книг еще не был переведен на французский язык, можно предположить и знание Татьяной английского языка, что в ту пору говорило уже об очень высоком для женщины образовательном уровне.

Информация о работе Татьяна Ларина – милый идеал Пушкина