Тактики речевого поведения в произведении А.П. Чехова «Чайка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы заключается в том, чтобы выявить, описать, классифицировать стратегии и тактики речевого поведения и, применить полученные знания в исследовании произведения А.П. Чехова.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Рассмотреть тактики и стратегии речевого поведения в рекламной среде.
Определить и описать типовые средства реализации коммуникативных намерений говорящего в речевых актах, а также характер реакции адресата в речевых актах этого типа.
Определить эмоционально- оценочные функции стратегий и тактик речевого поведенияю.
Определить и классифицировать стратегии и тактики речевого поведения в диалогах пьесы А.П. Чехова

Содержание

Введение 2
Глава 1.Стратегии и тактики речевого поведения 4
Глава 2.Стратегии и тактики речевого поведения в произведении А.П. Чехова «Чайка» 29
2.1. Обоснование выбора произведения 29
2.2. Диалог, состоявшийся между Машей и Медведенко 30
2.3. Диалог, состоявшийся между Машей и Дорном 33
Заключение 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Ускова Елизавета 22 группа.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

      Возможны  два варианта речевого поведения  туриста:

      1) это действительно так, и в  этом случае разумно было бы  обсудить с ним, как с союзником, создавшееся положение;

      2) турист использует тактику «сдвига»: он - хороший, а группа - не очень.

      На  самом деле ему просто жалко отдавать свой доллар, а мнение группы может быть совершенно иным.

      Что касается сферы делового общения, то специалисты выделяют в ней целый ряд специфических речевых тактик. Приведем некоторые из них.

      Неожиданность» - использование в речи неожиданной  или неизвестной слушателям информации.

      «Провокация» - на короткое время вызывается реакция  несогласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более четкого определения собственной позиции.

      «Апелляция  к  авторитету» - для подтверждения правильности излагаемой информации дается ссылка на авторитет слушателей, авторитет науки, авторитет известных ученых, социологов, политологов, деятелей культуры.

      Дж. Р. Паркинсон приводит такой вариант  применения этой тактики диалогической речи.

      «Во-первых, узнайте, кто начальник вашего противника. По структурной схеме учреждения. В дирекции, в приемной, у телефонистки. Вы это сможете сделать. Потом позвоните этому начальнику с просьбой решить вашу проблему. Либо сразу попросите направить вас к тому, кто может это сделать.

      Начальство  ответит: «Обратитесь к мистеру ... « И, встретив последнего, вы сможете честно сказать: «Мистер ... сказал, чтобы я обсудил с вами этот вопрос». Если противник тут же бросится решать вашу проблему – прием сработал. Аминь!».

      Следует учитывать, что на бытовом уровне авторитетом для партнера по общению, скорее всего, будут его родители, старшие по возрасту друзья, уважаемый преподаватель и т.п. В деловых переговорах «апелляция к авторитету» зачастую позволяет референту склонить чашу весов в свою сторону, т.к. мнение известного человека оказывает огромное влияние на принятие решения. Например: «Господин Х., наш известный политик, пользуется продукцией только нашей марки..».

      «Прогнозирование» - основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.

      «Внесение элемента неформальности» - учитывая предмет  речи, рассказать аудитории, деловому партнеру о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях, чтобы показать, каким образом удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение.

      Это позволит преодолеть сдержанность и  предвзятость и изменить мнение в свою пользу. Такая тактика общения популярна при проведении переговоров в западных, особенно американских, компаниях. «Свой парень»- такой стиль общения.

      «Прямое включение» - отказаться от растянутого  вступления, особенно если партнеры знакомы с предметом речи и имеют необходимый предварительный запас знаний. Это избавит вас от необходимости разъяснять все с самого начала, повысит информативность речи и позволит выиграть время для обсуждения проблемы.

      «Юмор» - не «засушивать» свою речь. Приводить смешные, парадоксальные примеры, перемежать выступление, беседу весёлыми шутками, забавными историями, в том числе и из своей жизни. Следует подчеркнуть особую эффективность этой речевой тактики. Хорошее чувство юмора, умение к месту привести шутку или каламбур в сочетании с невербальными элементами (улыбкой, например) позволят добиться успеха в речевой коммуникации любого уровня. Довольно часто при возникновении сложной и запутанной ситуации при проведении переговоров, референту приходиться «разбавлять» ход беседы шуткой «к месту», что значительно разряжает возникшее напряжение.

      «Черный оппонент» - тактика, противоположная  только что описанной. Суть её в следующем. Партнеру по общению задаете несколько вопросов с таким расчетом, чтобы на один из них он не смог ответить. Тогда незамедлительно произносится речевая формула: «Вот видите, вопрос не подготовлен».

      При использовании тактики «черный  оппонент» следует иметь в  виду:

        вопросов не должно быть более трех, в противном случае тактика разрушается и налицо просто предвзятое отношение к собеседнику;

        вопросы должны быть достаточно сложными, в ряде случаев неразрешимыми, поскольку если партнер ответит на все вопросы, тактика не сработала; речевая формула произносится при первом же затруднении с ответом, прекращая (пытаясь прекратить) речевое взаимодействие; хватить речевую инициативу.

        «Подмазывание аргумента» - слабый  довод, который может быть легко опротестован, сопровождается комплиментом партнеру по общению. Например: «Вы, как человек умный не станете отрицать»; «Всем хорошо известны ваша честность и принципиальность, поэтому вы.. »;  «Человек, недостаточно образованный не оценит, не поймет приведённый аргумент, но вы.. ». Иногда собеседнику тонко дают понять, что к нему лично относится с особым уважением, высоко ценят его ум, признают его достоинства,

      Следует подчеркнуть, что в системе речевой  коммуникации может использоваться множество речевых тактик, причем и тех, которые еще не выявлены специалистами и не описаны в литературе, поэтому важно не только эффективно и уместно использовать тактики, описанные в литературных источниках, но и уметь самому выделить их.

      Приведем  пример анализа речевого поведения, проделанного по тексту из книги Д. Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Текст представляет собой рассказ выпускника школы общения Д. Карнеги, торгового агента фирмы «Уайт мотор компани» О\'Хэйра, о том, как он добился успеха, продавая грузовики этой фирмы: «Теперь, если я захожу в кабинет покупателя и он говорит: «Что? Уайтовский грузовик? Он никуда не годится, я и даром его не возьму» Я собираюсь купить грузовик такого-то», я отвечаю: «Послушайте, дружище, грузовик такого-то - хорошая машина, если вы купите грузовик такого-то, вы не ошибетесь. Эти грузовики изготавливаются прекрасной фирмой и продаются хорошими людьми».

      Коммуникативная стратегия - это комплекс определенных речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели [2, 60]. Коммуникативная тактика - одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии [1, 13]. Традиционно стратегия и тактика соотносятся как общее и частное, планы и их воплощение, цели и средства. 
Рациональное воздействие сводится к изменению рациональной картины мира. В обращениях граждан подобный вид влияния на адресата достигается, в первую очередь, с помощью стратегии аргументации, которая включает в себя следующие тактики:  
1. Тактика обоснования (Ваше невнимательное отношение к изучению и принятию решения… ставит на грань выживания многих из нас. Ведь за незначительными на первый взгляд цифрами…кроются огромные…суммы увеличения налога…) (в приводимых примерах орфография и пунктуация авторов сохранены). Данная тактика обычно реализуется путем употребления подчинительных союзов причины или следствия: так как, потому что, следовательно, в результате чего, так что, в связи с и т.д. 
2. Тактика цитирования (Согласно ст. 3 п. 8 Ф. З № 271 представляемые площади для организации торговли не являются торговыми местами…). Авторы используют, как правило, косвенную речь и передают цитаты с помощью предлога согласно, подчинительного союза что и глаголов рече-мыслительной деятельности (сказать, считать, думать). При этом всегда указывается источник или автор цитаты (название документа, Ф.И.О. человека и др.).  
3. Тактика приведения примеров (Изучая мировой опыт развития экономики, мы видим, что в успешно развивающихся странах, на долю мелкого и среднего бизнеса приходиться до 50% поступлений в бюджет разных уровней.). Примеры редко выделяются в тексте с помощью каких-либо маркеров (например, такой как).  
4. Тактика апелляции к авторитету (На наши неоднократные телефонные обращения к тов. Маликову Алексею Викторовичу (начальнику коммунального отдела городской администрации)…, привели к определенным результатам…). В качестве «авторитета» в обращениях граждан в основном выступают либо конкретные должностные лица, либо органы государственной и муниципальной власти в целом (городские власти).  
Эмоциональное воздействие предназначено для того, чтобы восприятие информации, ее оценка и эмоции адресата совпадали с теми же категориями у адресанта или удовлетворяли его целям. В обращениях представлена богатая палитра стратегий и тактик эмоционального влияния на получателя. 
Во-первых, это снова стратегия аргументации, однако теперь аргументы направлены не на знания, а на чувства адресата. Данную стратегию выражают такие тактики, как: 
1. Тактика риторических вопросов (Детей надо одеть, обуть, книги купить к школе, а за что?). Риторические вопросы не несут особой информационной нагрузки, однако они помогают расставить в тексте эмоциональные и смысловые акценты, они указывают адресату, на что необходимо обратить особое внимание. 
2. Тактика ценностной подстройки (Я беспокоюсь и переживаю за своих детей и внука.). Автор ссылается на традиционные ценности семьи, будущего детей, прав женщин, спокойной жизни, равенства перед законом и т.д. При этом используется лексика из соответствующих тематических групп. 
3. Тактика оказания давления на адресата (иногда относят к стратегии подчинения адресата) (Вы ведь наши избранники и обязаны защищать наши интересы быть патриотами своей малой Родины не забывать, что народ Вам доверил принимать законодательные решения, и мы вправе спросить с вас, что Вами сделано для улучшения условий жизни и работы в нашем районе.). Используется лексика долженствования (обязан, должен, необходимо), императивы (защищайте наши интересы, решите вопрос). 
Кроме того, граждане в обращениях в качестве эмоционально воздействующей стратегии очень часто используют стратегию одобрения/неодобрения. Как правило, тексты предложений, заявлений и особенно жалоб содержат отрицательную, иногда даже категорически негативную оценку происходящего. Это неудивительно, так как поводом для написания обращений обычно служит какое-либо нарушение или бездействие по отношению к гражданину. Стратегия одобрения/неодобрения реализуется посредством тактики оценки (Данное решение является сильным бременем для малого и среднего бизнеса.) и тактики усиления (Утром на работу и вечером с работы добираться очень сложно!). Языковыми средствами данных тактик являются оценочная, эмоционально окрашенная лексика, слова, усиливающие эффект воздействия (очень, даже, крайне, страшно (страшно мало), чрезвычайно). 
Интересно отметить тот факт, что, несмотря на общую негативную тональность текстов, многие граждане заканчивают обращения пожеланием успехов адресату. В данном случае с помощью тактики формирования эмоционального настроя реализуется стратегия поддержки адресата (Желаю Вам здоровья, благополучия и успехов в нелегком Вашем труде. Заранее благодарим Вас и поздравляем с Днем Победы.). Вероятно, авторы используют данную стратегию для сглаживания отрицательного сообщения в обращении, и это также должно влиять на эмоции адресата: так как обращение заканчивается на положительной ноте, есть вероятность того, что адресат более благосклонно отнесется к просьбе, содержащейся в документе. 
В целом языковые средства, использующиеся для реализации как рационального, так и эмоционального воздействия, можно охарактеризовать следующим образом. В гражданских обращениях, несмотря на то, что это документы, а значит, должны быть выдержаны в официально-деловом стиле и нейтральной тональности, наблюдается большое количество слов с положительной и отрицательной коннотацией, эмоционально окрашенной лексики, разговорных и даже просторечных выражений, фразеологизмов. Необходимо также отметить частое использование эпитетов, метафор, гипербол, антитез и т.д. 
Достаточно сложно четко разделить стратегии рационального влияния и стратегии эмоционального воздействия. В текстах обращений они тесно переплетены. Одно и то же предложение может содержать аргументы и к знаниям, и к эмоциям. Это объясняется большим желанием граждан максимально повлиять на адресата и отчасти их недостаточной компетентностью в вопросах составления документации.

      Глава 2. Стратегии и тактики  речевого поведения  в пьесе Чехова

      2.1. Обоснование выбора произведения

      Исследование  посвящено анализу  стратегий  и тактик речевого поведения в произведении Чехова «Чайка».

      Чехов изображает живых людей, как бы непосредственно взятых из окружающей действительности - со всеми присущими конкретному человеку привычками, индивидуальным способом мышления и чувствования, со своим языком, - за каждым его словом стоит живой человек.

      Чехов, как один из немногих художников слова, овладел тончайшим искусством описания внешнего и внутреннего человека, и эта его особенность получила свое полновесное выражение в его драмах. Чехов особенно заботился о том, чтобы лица его драм были новы, разнообразны, речи их характерны и соответствовали внутренним качествам, интимным и глубоким, поведение выражало бы как самую сущность характера, так и меняющиеся во вне его отдельные стороны. Драматургии Чехова присуща тончайшая нюансировка характеров, тончайшая обрисовка выведенных им лиц; он необычайно расширил гамму простейших человеческих чувств для выражения их в сценических образах и на сценическом языке.

      Чехов изображает живых людей, как бы непосредственно взятых из окружающей действительности - со всеми присущими конкретному человеку привычками, индивидуальным способом мышления и чувствования, со своим языком, - за каждым его словом стоит живой человек.

      В «Чайке» представлены совершенно разные личности, с совершенно разными желаниями, намерениям, люди, которые имеют какие-то скрытые, а то и не всегда, цели, которые достигаются не только поступками, но и словами. Чехов использует множество коммуникативных приёмов и стратегий, с помощью которых становятся ясными и открытыми характеры персонажей.

      2.2. Диалог, состоявшийся между Машей и Медведенко

      Для примера возьмёт первый диалог, который мы встречаем в пьесе «Чайка», состоявшийся между Машей и Медведенко:  

        Медведенко. Отчего  вы всегда ходите  в черном?

        Маша. Это траур  по моей жизни.  Я несчастна.

        Медведенко. Отчего? (В  раздумье.) Не понимаю... Вы здоровы, отец у вас хотя и небогатый, но с достатком. Мне живется гораздо тяжелее, чем вам. Я получаю всего двадцать три рубля в месяц, да еще вычитают с меня в эмеритуру, а все же я не ношу траура. 

      Садятся. 

        Маша. Дело не в деньгах. И бедняк может быть счастлив.

        Медведенко. Это в теории, а на практике выходит так: я, да мать, да две сестры и братишка, а жалованья всего 23 рубля. Ведь есть и пить надо? Чаю и сахару надо? Табаку надо? Вот тут и вертись.

        Маша (оглядываясь на эстраду). Скоро начнется спектакль.

        Медведенко. Да. Играть будет Заречная, а пьеса сочинения Константина Гавриловича. Они влюблены друг в друга, и сегодня их души сольются в

      стремлении  дать один и тот  же художественный образ. А у моей души и  у вашей нет общих точек соприкосновения. Я люблю вас, не могу от тоски сидеть дома, каждый день хожу пешком шесть верст сюда да шесть обратно и встречаю один лишь индифферентизм с вашей стороны. Это понятно. Я без средств, семья у меня большая... Какая охота идти за человека, которому самому есть нечего?

        Маша. Пустяки. (Нюхает табак.) Ваша любовь трогает меня, но я не могу отвечать взаимностью, вот и все. (Протягивает ему табакерку.) Одолжайтесь.

        Медведенко. Не хочется.

      Медведенко  здесь использует стратегию манипулятивного воздействия, на первый взгляд совершенно не заметно. Это межличностная манипуляция, которая понимает под собой скрытое воздействие на другого человека. Медведнко старается вызвать жалость Маши, делая акцент на недостаток средств. Семья очень важная составляющая, а потому небольшое жалование, которое подразумевает под собой проблемы, действительно могут вызвать если не жалость, то хотя бы сочувствие.

      Мне живется гораздо  тяжелее, чем вам. Я получаю

      всего двадцать три рубля  в месяц, да еще  вычитают с меня в  эмеритуру, а все

      же  я не ношу траура.

      В этом примере можно видеть так  же ход «сдвиг», используемый обычно в диалоге для определённого речевого воздействия. Жалуясь о своей неудачи, Медведенко всё же старается создать какой-то положительный у себя облик, делая акцент на том, что он всё же не сдаётся («я всё же»), несмотря на эти трудности в жизни, что подсознательно делает его сильнее и лучше.

      Сравнивая любовь Заречной и Треплева с «любовью»  между ним и Машей, Медведенко использует ход «контраст». Тут мы видим явный конфликт интересов между ним и  Треплевым, ведь известно, что сердце Маши принадлежит именно сыну Аркадиной. Поэтому Медведенко делает акцент на красивой сильной любви между Заречной и Треплевым и продолжает, говоря о совершенно противоположной по всем параметрам их любви с Машей. С одной стороны он говорит о том, что их отношения ничтожны, сравнивая их с другими, с другой стороны, будто заставляет Машу отказываться от чувств Треплева, подразумевая то, что у них ничего не получится.

Информация о работе Тактики речевого поведения в произведении А.П. Чехова «Чайка»