Тактики речевого поведения в произведении А.П. Чехова «Чайка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы заключается в том, чтобы выявить, описать, классифицировать стратегии и тактики речевого поведения и, применить полученные знания в исследовании произведения А.П. Чехова.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Рассмотреть тактики и стратегии речевого поведения в рекламной среде.
Определить и описать типовые средства реализации коммуникативных намерений говорящего в речевых актах, а также характер реакции адресата в речевых актах этого типа.
Определить эмоционально- оценочные функции стратегий и тактик речевого поведенияю.
Определить и классифицировать стратегии и тактики речевого поведения в диалогах пьесы А.П. Чехова

Содержание

Введение 2
Глава 1.Стратегии и тактики речевого поведения 4
Глава 2.Стратегии и тактики речевого поведения в произведении А.П. Чехова «Чайка» 29
2.1. Обоснование выбора произведения 29
2.2. Диалог, состоявшийся между Машей и Медведенко 30
2.3. Диалог, состоявшийся между Машей и Дорном 33
Заключение 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Ускова Елизавета 22 группа.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

      Министерство  образования и науки Российской Федерации

      Тверской  государственный университет

      Филологический  факультет

 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      Тактики речевого поведения в произведении А.П. Чехова «Чайка»

 
 
 

                        Выполнила студентка 2 курса, 22 группы, филологического факультета 
                   

                        Научный руководитель:

                        Власова О. Б. 

      Тверь – 2011

      ОГЛАВЛЕНИЕ: 

      Введение 2

      Глава 1.Стратегии и тактики речевого поведения 4

      Глава 2.Стратегии и тактики речевого поведения в произведении А.П. Чехова «Чайка» 29

         2.1. Обоснование выбора произведения 29

         2.2. Диалог, состоявшийся между Машей и Медведенко 30

         2.3. Диалог, состоявшийся между Машей  и Дорном 33

      Заключение 35

      Список  литературы 37

 

     Введение

     В процессе общения участники коммуникации выбирают определённые стратегии речевого поведения, являющиеся мощным средством воздействия, основываясь на желании добиться того или иного результата с помощью вербальных средств. Стратегии и тактики, выделенные в современном обществе актуальны и для литературы 19 века. Важность исследований учёных несомненна, но вопросы, связанные с выявлением определённых стратегий и тактик речевого поведения в произведениях 19 века остаются недостаточно разработанными.

     Объектом  исследования выступает пьеса Антона Павловича Чехова «Чайка». Предметом  исследования в свою очередь выступают стратегии и тактики речевого поведения, их природа, цели их использования.

     Основная  цель курсовой работы заключается в  том, чтобы выявить, описать, классифицировать стратегии и тактики речевого поведения и, применить полученные знания в исследовании произведения А.П. Чехова.

     Достижение  поставленной цели потребовало решения  следующих задач:

    1. Рассмотреть тактики  и стратегии речевого поведения в рекламной среде.
    2. Определить и описать типовые средства реализации коммуникативных намерений говорящего в речевых актах, а также характер реакции адресата в речевых актах этого типа.
    3. Определить эмоционально- оценочные функции стратегий и тактик речевого поведенияю.
    4. Определить и классифицировать стратегии и тактики речевого поведения в диалогах пьесы А.П. Чехова

     Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены модели оказания речевого воздействия на основе исследований и всевозможные приёмы, которые используются во многих сферах повседневной жизни.

     Практическая  значимость работы состоит в возможности применения результатов в исследованиях характерных черт написания произведения, стилей написания произведения различными авторами.

     Таким образом, с помощью различных  методов, как например описательный анализ, сопоставительный метод, был решён вопрос о тактиках и стратегиях речевого поведения у героев литературного произведения 19 века А.П.Чехова «Чайка». 

      Глава 1. Стратегии и тактики  речевого поведения

        «Обыкновенно мы лучше убеждаемся

      причинами, которые приискали сами, чем теми, которые пришли на ум другим...» 

      Б. Паскаль 

      В полемике нередко одерживает верх не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно анализировать речь оппонента, быстро реагировать на неё и продуктивно организовывать свою речь. С другой стороны,

необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна именно для того, кого убеждаешь.

      Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невиновности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его к смерти.

      В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией в данном случае понимается осознание ситуации в целом, определение

направления развития и организация воздействия  в интересах достижения цели общения.

Использование речевых стратегий помогает собеседнику вначале согласиться с вами, а после подкрепить согласие конкретными действиями, из-за чего они

широко  используются в рекламе. Зачем вообще использовать какие-либо приемы в коммуникации? Наверное, для того, чтобы вызвать у собеседника нужную вам реакцию. Чаще всего желаемая реакция — согласие с вашими аргументами и предложениями, а также побуждение к действию, наиболее желательному для вас лично в данный момент времени. 

      Богатый арсенал инструментов речевого манипулирования сознанием (или даже подсознанием!) собеседника включает также и речевые стратегии. Это набор приемов, позволяющих придать высказыванию иллюзию смысла и логики (люди стремятся во всем найти смысл!). Использование речевых стратегий помогает собеседнику сначала внутренне согласиться с вами, а после этого подкрепить свое согласие конкретными действиями, а потому широко используется в рекламе и предвыборной агитации. Мы все терпеть не можем рекламу, и все же очень часто следуем ее рекомендациям. Оказавшись перед магазинным прилавком, человек почти всегда замечает примелькавшуюся марку, и рука сама тянется к кошельку.

      Знание  приема помогает выстраивать защиту от манипуляции, а это никогда не бывает излишним, ибо помогает сохранить и деньги, и время, и нервы.

      Ученые  оценивают манипуляцию преимущественно как «воздействие на человека с целью побудить его сделать что-либо (сообщить информацию, совершить поступок, изменить свое поведение) неосознанно или вопреки его собственному желанию, мнению, намерению» (Стернин, 2001, 72). В качестве основных характеристик манипуляции выделяются: неосознанность объектом манипуляции осуществляемого над ним воздействия; воздействие не только на сферу сознательного (разум), но и на сферу бессознательного (инстинкты, эмоции), которая не поддается произвольному контролю; управление отношением объекта манипуляции к предметам и явлениям окружающего мира в нужном для манипулятора русле; достижение манипулятором своих тайных, корыстных целей за счет объекта манипуляции; намеренное искажение фактов окружающей действительности (дезинформация, отбор информации и пр.), создание иллюзий и мифов и т. д. Отметим, что в последнее время манипуляция все чаще привлекает к себе внимание лингвистов. Здесь главным образом намечается три пути изучения манипуляции в зависимости от материала исследования:

      1. манипуляция в тоталитарном обществе, которая связана с формированием особого сознания, массового, поглощающего индивидуальное сознание и превращающего «я» в «мы». Это находит свое выражение и в языковой системе. В итоге предстает «языковое состояние тоталитарного общества … как некий результат многовековой манипуляции общественным сознанием и речевым поведением людей» (Купина, 1999, 11).

      2. манипуляция общественным сознанием  (избирателей) в ходе предвыборных политических кампаний (см.: Быкова, 1997; Быкова, 2000; Киуру, 2001; Купина, 2000а; Купина, 2000б; Кочкин, 1999 и др.). В данном случае исследователи демонстрируют, как политические деятели стремятся «завуалировать, скрыть свои истинные намерения, запутать, сбить с толку, обмануть адресата, манипулируя его сознанием» (Шаховский, Желтухина 1999, 101).

      3. межличностная манипуляция, которая  изучается по текстам художественных произведений (см.: Веретенкина, 1999; Денисюк, 2000; Ужакина, 2000 и др.). Здесь рассматриваются следующие «особенности межличностных манипуляций: а) скрытое воздействие одного человека на другого, б) отношение манипулятора к адресату как к средству достижения собственных целей, в) стремление манипулятора получить односторонний выигрыш, г) использование силы, игра на слабостях» (Веретенкина, 1999, 291).

      Использование для целей манипуляции особенностей устройства и функционирования языка  – это и есть языковое манипулирование. Р. М. Блакар в своей статье с говорящим названием «Язык как инструмент социальной власти» замечает, что «каждый языковой элемент является очень сложным и чувствительным инструментом, на котором играет тот, кто пользуется языком» (Блакар, 1987, 97), что «выбор слов и выражений является необычайно важным инструментом власти для структурирования той “действительности”, о которой идет речь» (Там же, 103). Можно говорить о том, что «всякое использование языка предполагает воздействующий эффект» (см.: Иссерс, 1997, 51).

      До  сих пор проблема языковой манипуляции, хотя и является одной из самых актуальных, остается малоизученной. И для этого есть свои причины. Во-первых, сложность описания языкового манипулирования состоит в том, что не всегда возможно разгадать истинные цели и мотивы манипулятора. Во-вторых, проследить за речевым поведением манипулятора и оценить эффективность манипулятивных ходов способен лишь тот, кто хорошо ориентируется в психологии манипулируемого и ситуации, в которой происходит речевое воздействие.

      Стратегия речевого поведения - способ (линия) речевого поведения автора

      текста, в данной ситуации общения соотносимый  с конкретными коммуникативными целями (обменом информацией и речевым воздействием отправителя текста на получателя) (Бейлинсон 2005: 15; Иссерс 1999: 57).

      Стратегии речевого поведения традиционно  делятся на две группы: стратегии речевого информирования (т.е. стратегии речевого поведения, направленные на обмен информации между автором и его получателем) и стратегии речевого воздействия (т.е. стратегии речевого поведения, направленные на воздействие автора на получателя). Поскольку само речевое воздействие может быть прямым, косвенным и скрытым, то и стратегии речевого воздействия можно разделить на стратегии прямого речевого воздействия, косвенного речевого воздействия и скрытого речевого воздействия. Каждый из видов стратегий речевого воздействия (стратегии прямого речевого воздействия, косвенного речевого воздействия и скрытого речевого воздействия) представлен отдельными типами стратегий.

      Стратегия общения реализуется в речевых  тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. К проблемам речевых тактик в последние годы обращается все больше ученых.

      Так как тактика является решением одной  задачи в рамках единой стратегической цели, то ее подчинение манипулятивной стратегии в рекламе обусловливает и ее манипулятивность. Тактика «вычленяется по признаку одного единственного смысла, который может быть выражен самыми различными вербальными и невербальными средствами» (Верещагин, Костомаров, 1999, 13–14). Таким образом, сама тактика имеет семантическую структуру, характеризуется как некий «смысловой инвариант», по терминологии Е. М. Верещагина (1991). Она состоит «из конкретных речевых ходов, соответствующих общей стратегии» (см. об этом: Формановская, 1998, 72). Под этими речевыми ходами, формально выраженными и структурированными, мы понимаем приемы.

      Сама  по себе тактика невербальна, но она  вербализуется на поверхностном (текстовом) уровне. Тактика – это план содержания, который манифестируется в плане выражения, т. е. тактика обретает свою форму с помощью приема, который связан с огромными возможностями языковой системы и потенциальными возможностями иллюстраций, элементов видеоряда. Прием определяет использование вербальных и невербальных средств для выражения инвариантного тактического смысла. То, что тактика характеризуется как манипулятивная, накладывает отпечаток и на подчиненный ей прием, который благодаря этому тоже приобретает статус манипулятивного.

      Соотношение между тактикой и приемом характеризуется как асимметричное: с одной стороны, один и тот же прием может подчиняться разным тактикам, т. е. одна структурная единица может передавать разные смыслы, а с другой – одна манипулятивная тактика может вербализоваться с помощью разных приемов.

      Итак, манипулятивный прием – это конструктивный принцип организации вербальных и графических средств в рамках рекламного текста, продиктованный использованием той или иной манипулятивной тактики. Таким образом, структура манипулятивного

      В ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере - другие. Причем речевые тактики разных уровней общения могут, с определенной коррекцией, взаимопроникать. При речевом воздействии на

      различные социальные группы населения следует  также выбирать соответствующие речевые тактики, имея в виду при этом, что ни одна из тех или иных тактик и является универсальной и эффективной во всех случаях жизни.

Информация о работе Тактики речевого поведения в произведении А.П. Чехова «Чайка»