Стилистика современного газетного интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:21, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования - выявить типологию интервью в современной газете. Задачами исследования являются: 1) определение стилистических особенностей проблемного и портретного интервью; 2) описание речевого стиля интервьюируемого в разных типах интервью.

Работа содержит 1 файл

interview.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

- Что ты обычно ешь?

- Я вырос в деревне, моя привычная  пища с тех пор – картошка, соленый огурец, кислая капуста,  кислые щи, гречневая каша, знаменитое  украинское сало…Ничего вкуснее  и полезнее для здоровья, чем  эта простая еда, я не знаю. А вообще-то к трапезе я отношусь функционально: сел, поел, помыл посуду, забыл…

- Стало быть, наклонности гурмана тебе несвойственны…

- С этой стороной жизни как-то  не удалось близко познакомиться.  Есть изысканные ресторанные  яства, но я к ним равнодушен. По-моему, ничего не стоит самому достаточно быстро приготовить вкусную еду. Это не является моим хобби, но любимую жену иногда балую собственноручно приготовленными блюдами.

- Согласись, что  картошка, соленый  огурец, дымящиеся  щи без хорошей  рюмки – это  уже не то…

- Совершенно с тобой согласен. Спиртное в умеренных дозах еще никому не навредило. Наукой доказано, что организм из той пищи, которую он получает, человек, сам вырабатывает определенное количество алкоголя. Значит, без него в нашей жизни никуда.

- И что ты пьешь,  когда «грешишь»?

- Исключительно русскую водку. <…>

    (Труд-7 06.09.01)

      В «Труде-7» используются различные  виды вопросов, например:

 - Борис, твоей физической форме могут позавидовать 50-летние. Скажи, это природа, родители постарались? Или работа над собой, над своим духом и телом тоже имеет место?

(Труд-7 06.09.01)

      Перед нами сложный вопрос, состоящий из трех частей: первая часть – это  закрытый (предполагающий самой своей  структурой ответ) вопрос-утверждение, вторая – тоже закрытый, но предлагающий возможность выбора вопрос, и третья часть – это вопрос «в досыл».

      Вопросы-утверждения  довольно часто появляются в интервью. Как правило, они заранее сформулированы и рассчитаны на определенный ответ:

- Я знаю немало людей, которые занимаются лечебным голоданием. Как правило, они остаются аскетами и по выходе из голода – сидят на вегетарианской пище, не пьют спиртное…

- Это не по мне. Наверное, я  все – таки живу по принципу  «не согрешишь – не покаешься». <…>

(Труд-7 06.09.01)

     Адресатом таких вопросов-утверждений является читатель, которому таким образом сообщается дополнительная информация:

- Но между тем только официально ты женат в пятый раз. Почему ты расставался со своими женами? И кто кого бросал: ты их или они тебя?

(Труд-7 06.09.01)

         Итак, стилистика  данного типа интервью позволяет говорить о том, что газета «Труд-7» приближается по своему типу к бульварной или желтой прессе.  Чаще всего интервью данной газеты  - это портретные интервью (интервью-знакомства) с такой логической схемой построения, при которой смысловым центром становится личность интервьюируемого. Композиция таких интервью принимает тип импровизированной беседы, речевая позиция автора, связанная с темой, личностью собеседника, языковой компетенцией и языковым обликом говорящих, определяется интервьюером – представителем «новой волны» журналистов. Логическая схема, язык, тематика интервью газеты «Труд-7» подтверждает сделанный нами вывод.   

         § 4. «Московский Комсомолец» - представитель «желтой» прессы.

     В продолжение темы массовых газет  рассмотрим газету «Московский Комсомолец», которая является типичным представителем «желтой» прессы. Такие газеты характеризуются особой позицией к публикуемому материалу - равнодушно-ироничным отношением к происходящему, даже если затрагивается серьезная тема разговора. Например, в  интервью, помещенным под рубрикой «Война» с Александром Бовиным «Бермудский пятиугольник»:

Новости с Ближнего Востока  идут потоком, и в  этом потоке размывается  суть конфликта между  израильтянами и  палестинцами и его  перспективы…Почему Арафат ведет себя так, а не иначе? Есть ли еще надежда на мирные переговоры и что будет их предметом? Как должны действовать Россия и Штаты, чтобы разрядить обстановку? На эти и другие вопросы отвечает человек, который досконально изучил проблемы ближневосточного региона, - обозреватель-международник, бывший посол России в Израиле Александр БОВИН.

- Поводом для обострения  ситуации в Израиле  и Палестине стал, как помнится, поход  Ариэля Шарона  на Храмовую гору. Если бы он туда  не пошел, может,  сейчас все было бы по-другому?

- Трудно сказать, что было бы, если бы не…Вряд ли это был  лучший поступок в жизни Шарона.<…>

- Что вы думаете  о дальнейшей политической  судьбе Арафата?

- Как в анекдоте. Или Арафата  убьют, или не убьют. Если  убьют, то все понятно, а если не убьют, то есть два варианта. Или он останется в Палестине, или он не останется в Палестине. Если он останется в Палестине, то его все равно убьют. А если не останется, то будет жить где-нибудь, деньги у него есть…Но в любом случае то, что происходит сейчас, - конец его политической карьеры. Он много катастроф пережил, он вообще чрезвычайно живучий, но эта, похоже, последняя.

      (МК, 18.04.02)

  • Интервью «Бермудский пятиугольник», как и рассмотренное          выше

интервью  газеты «Труд», относится по форме к проблемным интервью-диалогам. Это характеризуется наличием зачина, в котором обозначены основные  темы разговора и социальный статус собеседника, а также типом вопросов, заранее подготовленных журналистом. Но в отличие от рассмотренных выше проблемных интервью в газете «Труд», стиль которых строго нейтрален, здесь встречаются черты разговорного стиля в лексике как интервьюера, так и интервьюируемого. Такие интервью имеет свободную композицию.

      Проблемные  интервью значительно уступают в  процентном соотношении  портретным интервью, которые и являются самыми  частоупотребляемыми на страницах газеты «МК».  Портретные интервью с популярным человеком – лицо «желтых» газет. Они печатаются под рубриками «Кинозвезда», «Телегазета», «Шоу-дива» и многими другими. Как правило, героями бесед становятся эстрадные исполнители, кинозвезды, телевизионные ведущие, реже – политики. Часто зачин представляет собой краткую биографию и творческий путь интервьюируемого:

Родился 21 января 1960 года в  г.Алмалык Узбекской  ССР. По окончании Щепкинского училища работает в Москве. В 1991-м, после выхода фильма «Виват, гардемарины!» признан лучшим актером года журналом «Советский экран», а всеми советскими девушками – самым сексуальным мужчиной отечественного кинематографа. Начал сниматься в кино в

1976 –м («Рогон», «Гардемарины, вперед!», «Частный  детектив, или Операция  «Кооперация», «Сердца  трех-2», «На Дерибасовской   хорошая погода, на Брайтон-Бич  опять идут дожди», «Королева Марго», и др. Арт-директор  клуба «Кино». Женат  вторым браком. Двое детей.

(МК, 23.05.02)

    Такие беседы имеют композицию импровизированной  беседы, вопросы возникают спонтанно, по ходу интервью:

- Почему вы не  выпускаете альбомов?

- Вот сейчас сделала альбом, потратила  на его запись и раскрутку  как минимум раз в пять-шесть больше, чем дилеры предлагают.

- А почему они  так занижают?

- Потому что пираты держат весь рынок, они оборзели, им никто не указ. Они что хотят, то и делают. Они имеют власть, и никто с ними не в состоянии бороться.

(МК, 18.04.02)

      Использование разговорной и сниженной лексики в любых публикуемых материалах, вне зависимости от тематики и жанра является характерной чертой  «желтой» прессы.

      Поскольку портретные интервью ориентируются  главным образом на личность человека, то это должны быть по большей части вопросы, ответы на которые  характеризовали бы данную персону.

     При подготовке к интервью журналист  составляет основные вопросы, целью  которых является получение наиболее важных сведений. Однако в реальной ситуации интервьюируемые часто  уходят от ответа.  В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа поведения собеседника журналист сможет определить причину неудовлетворительного ответа  и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить необходимые сведения, на которые был рассчитан основной вопрос. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее, а возникают по ходу беседы, а так же в тех случаях, когда возникает неожиданно новый поворот темы или новая тема разговора:

- Как  реагируете, когда вас узнают на улицах?

- Трудно. Начинаю раздражаться и  внутренне и внешне. Знают не  меня самого, а некий образ,  знакомый давно. Отношение ко  мне сформировано публичностью  актерской профессии. Поэтому  я говорю себе: «Надо быть тем,  кем тебя хотят видеть». Но  в этот момент моя сущность начинает бороться с моим экранным имиджем: я раздражаюсь, позволяю своему собирательному герою нелицеприятные выпады.

- Поклонницы утомляют?

- Уже нет. Толпы поклонниц меня  осаждали в начале 90-х. Это была  какая-то мания, фобия!<...>

- Наверное, приятно?

- Нельзя сказать, что это приятно  или неприятно – это неизбежность.<...>

(МК, 23.05.02)

    Цель  таких вопросов – проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, это своеобразная проверка поступающей информации на достоверность.

    Но  успех интервью обеспечивается не только характером вопросов, но и их неординарностью. Именно  наличие этого качества в вопросах «провоцирует» неординарность ответов, способных проявить характер героя текста:

- Ты ведь когда-то мечтал стать солдатом, а в результате оказался в самой гуще шоу-бизнеса. А говорят, что богема и армия – две вещи несовместимые.

- Три мечты, три профессии будоражили  мое детское воображение –  солдат, водитель такси и каменщик <...>

(МК, 16.05.02)

    Иногда  журналист смешивает несколько  вопросов в одном, так как пытается подсказать собеседнику ход размышлений, и тогда эта совокупность вопросов превращается в подсказ:

- Во многих городах вы открываете центры психологической помощи разведенным женщинам. Решили освоить новый вид бизнеса?

(МК, 25.04.02)

     Жанр  интервью необычайно популярен особенно в массовых изданиях, причиной тому является стремление облегчить восприятие информации читателям. Внимание читателя привлекает  оформление интервью – графически выделены реплики журналиста и его собеседника. Тенденцией последних десяти лет являются новшества в оформлении некоторых репортажей и очерков – при описании какого либо из действующих лиц репортажа в начале абзаца пишется выделенное графически имя человека, о котором идет речь, таким образом, создается иллюзия, что перед глазами жанр интервью. 

         § 4. «МК в Коми» - региональное приложение газеты «Московский Комсомолец».

      «Московский Комсомолец в Коми» – региональное приложение газеты «Московский Комсомолец». Располагается на 2, 3, 12, 14 страницах  «Московского Комсомольца», сохраняет  графически стиль московского издания  – использует одинаковые шрифты, оформление и названия некоторых рубрик, например, «События недели» (с пометкой «Республика»). Основную долю материала МК в Коми составляют информационные жанры: заметки и интервью.  Интервью, публикуемые в каждом номере под рубрикой «Звезды говорят» с Анной Полажаевой, занимают 14 (до мая 2002 года – 12) страницу. Тематика этих интервью привычна и обыкновенна для газет «желтой прессы» - личная жизнь популярных людей (посетивших, в частности, республику Коми).

Информация о работе Стилистика современного газетного интервью