Слова-символы в поэзии Блока

Автор: s*************@gmail.com , 25 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение слов-символов в поэзии А. Блока.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие теории символизма;
- изучить языковые средства создания символов;
- рассмотреть виды и значения универсальных символов:
- проанализировать особенности создания символов в творчестве А. Блока.
Во введении обоснована актуальность темы работы, определены цели и поставлены задачи.
Основная часть состоит из 2 глав, структура которой позволяет раскрыть тему данной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Языковая символика и теория символизма………………………………5
1. 1. Теория символизма……………………………………………………………..5
1. 2. Языковые средства создания символов……………………………………...12
1. 3. Виды и значения создания универсальных символов………………...........20
Глава 2. Особенности создания символов в творчестве А. Блока………………25
2. 1. Языковые средства создания символов в творчестве А. Блока……………25
2. 2. Анализ языковых средств, используемых при создании символа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»……………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….……..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………....35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     И все же, несмотря ни на что, А. Блок верят в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Иисуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы: 

       

     Впереди — с кровавым флагом, 

     И за вьюгой невидим, 

     И от пули невредим, 

     Нежной  поступью надвьюжной, 

     Снежной россыпью жемчужной, 

     В белом венчике из роз — 

     Впереди — Исус Христос. 

     Бойцы проходят путь от свободы «без креста»  к истинной свободе – с Христом. И эта метаморфоза происходит помимо их воли, так как это проявление высшего начала. Эти герои обрели друг друга (вспомним историю – Иисус был с теми, кому плохо). В образе Христа заключены идеи: искупление Христом очередного кровавого греха людей прощения.

     Одни считают, что знак Христа это знак наступления праведного мира, но хорош ли этот мир, если в руках Христа кровавый флаг, другие заметили, что Христос не ведёт красноармейцев, он не с ними, а в стороне, он как бы предупреждает их от жестоких поступков, от греха. Третьи обратили внимание на описание Христа: «нежной поступью над вьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике изрос, впереди Иисус Христос», это напоминает незнакомку из Блоковского стихотворения, символизирующую мечту о прекрасном, может и Христос в поэме мечта о прекрасном будущем. Пока же этого прекрасного Блок не видит, он говорит, что боится Христа, так как это покой, боялся, что революция закончится проклятым, вечным покоем, т.е. ничего не изменит. Своеобразна форма поэмы:

     - 12 глав, 12 солдат, 12 апостолов у Христа;

     - старый мир Блок показывает через образы маски, от этого возникает впечатление, что он вовсе не опасен;

     - блок символист, в поэме есть образы символы: ветер – он то зол, то ласков, то становится вьюгой, Христос тоже многозначный символ;

     - поэма отличается многообразием ритмов: ритм городского романса, частушки, марша. Смена ритма символизирует то, что в революцию включены разные слои населения;

     - разнообразна лексика, много слов разговорного стиля (елестрический фонарик, ужо), это речевая характеристика участников революции.

     - помогает понять смысл поэмы и цветность её, контраст чёрного и белого (чёрный вечер, белый снег), рисует сложность и противоречивость революции, красный цвет передаёт тревогу автора.

      Поэма «Двенадцать» - это и история грехопадения и расплаты за него и вместе с тем история гибели старого мира и мучительного рождения нового – таково её совокупное значение, складывающееся из отдельных элементов, наполненных условностями блоковской символики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     По  результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

     Роль  форм словоизменения и словообразования в языке неодинакова, в связи, с чем они изучаются в основном в разных отделах науки о языке. Формы словоизменения являются основным средством грамматической связи слов в предложении. Поэтому изучение их составляет непосредственную задачу грамматики языка, и в частности морфологии.

     В качестве основного грамматического  средства образования форм в русском  языке выступают различные аффиксы — приставки, суффиксы, окончания. Благодаря многозначности аффиксов образование форм в русском языке отличается многотипностью.

     У Блока поэтическое слово многозначно: оно всегда получает множество значений, сложно соотнесенных друг с другом.

     Основные  символы в лирике Блока очень  устойчивы и многократно повторяются, а значение их варьируется, то многозначность таких слов постоянно возрастает. В результате этого возникают  не только отдельные слова символы, смысл которых резко сдвинут  по отношению к их словарным значениям, но и группы слов, вступающие друг с другом в совершенно неожиданные отношения.

     Исследуя  творчество периода первой русской  революции (поэму "Двенадцать") выявлено наличие большого количества прозаизмов: слов бытовых, социальной и отчасти политической лексики. Система символов хотя и не разрушается полностью, но символические значения иногда отходят на задний план, сменяясь повествованием о событиях "здешней" жизни.

     Обращение к темам народа, России, истории, социальной действительности помогает создать поэзию широчайшего лексического и интонационного диапазона.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Современный русский язык: Учебник /Под редакцией Н. С. Валгиной. - М.: Логос, 2002. – 456 с.

2. Маслова, В. А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста. – М., 2000. - 180 с.

3. Журавлев, А. П. Фонетическое значение. -  М.: ЛГУ, 2001. – 160 с.

4. Земская,  Е. А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 2003. – 247.

  1. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т. Ф. Ефремова. М.: Русский язык, 2000. – 289 с.
  2. Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. - М, 2002. – 345 с.
  3. Суслова, Н. В. Новый литературоведческий словарь-справочник. – М., 2000. – 241 с.
  4. Большой синонимический словарь русского языка: в 2 т. – СПб.: Нева, 2003. – 678 с.
  5. Громов, П. А. А. Блок, его предшественники и современники. - М., 2001. – 245 с.
  6. Максимов, Д. Е. Поэзия и проза А. Блока, М.: Сов.писатель, - 2003.- 289 с.
  7. Минц, З. Г. Блок и русский символизм. М.: Наука, 2000. - 521.
  8. Соколова, Н.К. Поэтический строй лирики Блока. -  Воронеж: Издательство, 2002. – 178 с.

Информация о работе Слова-символы в поэзии Блока