Шпаргалка по "Литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:59, шпаргалка

Описание работы

Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе" имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах. Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Кольцевая композиция подчеркивает возвращение к определенному витку спирали времени.

Работа содержит 1 файл

shpory_1.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Ахматова «Реквием» – образ матери рассмотрен изнутри, это образ одинокой, больной женщины, страдающей от разлуки с детьми.

Пастернак Б. Л. - «Гамлет

В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно шекспировскому герою, приходилось решать, быть или не быть, и выбирать, кто будет определять её жизнь.

Оно написано хореем, классическим размером, который использовал Лермонтов в стихотворении "Выхожу один я на дорогу ... " Мне кажется, что тема и настроение одиночества переданы в этом стихотворении с предельным напряжением, начиная с первого и кончая завершающим стихом. Пятистопному хорею обычно свойствен контраст между темой пути и неподвижностью героя. Такой контраст мы видим и в «Гамлете» Пастернака: герой вышел на подмостки; остановился, прислонясь к дверному косяку, и не решается идти дальше, хотя понимает, что идти необходимо. Он просто обречён идти, хотя ждут его страдания и гибель (жизнь прожить - не поле перейти). В этих противоречиях и колебаниях заключен трагизм положения Гамлета всех времён.

Есенин «Мы теперь уходим понемногу…»  

почему Некрасов мог сказать я лиру народу посвятил

Некрасов ставил вопрос о гражданственности поэтического творчества и общественной полезной деятельности поэта, резко выступая против теории «чистого искусства». Считал, что быть поэтом – это священный  долг. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Видно стремление Н. поставить поэзию на службу народу. Самое лучшее, что может он –это писать о несправедливости крепостного гнета, выражая свой протест.

 

Какую роль играют образы природы в данном фрагменте «Слово о полку Игореве »

 Христианское  миропонимание природы, характерное  для времени создания произведения, еще не полностью вытеснило языческое миропонимание. Например, солнце подает знаки (затмение), Ярославна обращается к ветру в своем плаче. Природа сопереживает героям, предупреждает Игоря об опасности, но не видит знаков, одержим жаждой славы... Все одухотворенно, живо, можно сказать, что образы природы такие же герои как и люди.

 

В чем заключается комизм экзамена , устроенного для Митрофана

С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Образование –модная условность того времени  Учителя у Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, грамматику — “образованный” семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: “Без наук люди живут и жили”.

 

В каких произведениях  русской классики отображено столкновение невежества и просвещенности, в чем  их можно сопоставить с пьесой Фонвизина.

Сопоставить: сознательное нежелание развиваться, склонность к косности мышления некоторых персонажей и  их ярое отрицание просвещения, объявление его вне закона. произведения "Горе от ума" Грибоедов. Гроза деспотизм невежества над душевной простотой и творческим началом. И собачье сердце (конфликт Швондера и Преображенского).

 

В каких произведениях можно встретить тему дружбы и в чем можно их сопоставить с Евгением Онегиным?

 Швабрин и Гринев из Пушкина «Капитанская дочка», Кирсанов А. и Е.Базаров, Штольц и Обломов, Болконский и Пьер, Мари и Наташа.

 

В каких произвед. русских писателей сатирически изображены власть имущие и в чём эти произведения созвучны некрасовской поэме?

Как мужик двух генералов прокормил Салтыков Щедрин, Мертвые души, Недоросль.

 

Перечислите произведения похожие на «Грозу» в плане семейных отношений

Недоросль (отношение госпожи Простаковой к своей племяннице Софье), Пушкин «Дубровский» - отношения помещика Троекурова по отношению к дочери были деспотичны. Вначале он ее баловал, а затем против ее воли выдал замуж, так же деспотично и жестоко он обращался со своими крепостными. Похоже и в том плане, что самодурство было соединено с бескультурьем и  ощущением безнаказанности.

 

Как проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых.

Личность главы семейства купчихи Кабанихи  подавляет всех своим авторитетом и своеволием. Она деспотична и своенравна. Не ставя ни в грош творческие, культурные задатки своей невестки, она старается ей привить старые нравы и обычаи, не просто любовь и уважение к мужу и свекрови, но рабское подчинение, преклонение и безмерной покорности мужниному авторитету.

 

 

 

В каких произведениях  русской классик раскрыты взаимоотношения  между родителями и детьми и в чем эти произведения можно сопоставить с Капитанской , в чём сходство и различие с романом "Отцы и дети"?

Пушкин А.С.: "Капитанская дочка"  у Гринева наряду со своеволием, присутствует мотив детскости. (даже и зовут его часто Петрушей). Как к ребенку относятся к нему родители (из письма отца: «...собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин» и проч.), нянька-Савельич («Дитя хочет жениться! А что скажет батюшка, а матушка-то что подумает?»), да и сам Гринев, хоть и старается показать, что он «уже не ребенок», все равно воспринимает себя именно как дитя. 
в романе "отцы и дети" Базаров наоборот исключает подобное отношение, более того, он не приемлет даже ласки со стороны родителей,  хотя сам их уважает и заботится о них.

старый князь Болконский и Князь Андрей 
"Недоросль" Митрофанушка воспитывался без должного оцовского влияния(от противного)

"Мертвые души" Гоголя (отец наказал Чичикову береги копейку и тд).

 

Как хар-ет родителей  Базарова их отношении к сыну?

Родители Базарова простые и добрые люди, они обожают своего единственного сына.  Базаров любил своих отца и мать, хоть и скрывал свою любовь под суровой, напускной сдержанностью. Благотворное влияние семьи не было решающим в становлении характера Евгения. Он считал, что "Всякий человек сам себя воспитать должен ...". Годы упорного труда сделали его образованным человеком. Им гордится отец.

 

каковы жизненные  принципы Гринева-старшего и как  они повлияли на его решение относительно службы сына?

главный принцип Гринева-старшего – это сохранение чести. Еще в начале повести он дает своему сыну наказ "Береги платье снову, а честь смолоду". Петр Гринев послушался отца. Он был офицером, который отважно защищал свою честь и честь своей возлюбленной.

 

С какой целью автор  избрал в качестве главного героя  своего произведения плута и мошенника Чичикова

Гоголь не идеализирует русское общество в своей поэме, он не старается сделать героем человека благородного, порядочного, честного. Возможно потому, что не благородство он хочет показать , а пороки современного ему общества, и насколько глубоко эти пороки проникли в разные слои общественной жизни. Поэтому и героя он выбирает такого, который бы мог вращаться в этих кругах, через этого героя Гоголь проводит нас в порочные круги бюрократической и помещичьей России. От этого картина быта гоголевской  России была бы неполной.  А это не соответствовало цели  автора и всей поэмы.

 

Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского?

Это не было подлинной дружбой, потому что они сошлись от скуки, были очень разными, и у Е. О. не дрогнула рука, на дуэли, когда он убил Ленского. Только после его смерти он осознал, что они могли бы быть друзьями. Друзья от нечего делать.

Почему в повествование  о Печорине нарушена хронология?

Повести в романе "Герой нашего времени" даются не в хронологической последовательности, что обусловлено необходимостью постепенного раскрытия характера героя. Печорин раскрывается нам глазами разных людей.

Композиция помогает автору создать "историю души человеческой". Повествование открывает Максим Максимович, это дает бытовой взгляд на Печорина, со стороны человека, далекого от главного героя. В таком освещении характер Печорина представляется странным. Потом речь переходит к стороннему наблюдателю, автору –рассказику. Более тонкий взгляд на Печорина, более объективный. Речь самого Печорина субъективна, аналитична.

В центре внимания глубинная проблема человеческой личности –идейно-нравственная сущность характера. Жизненная позиция человека, процесс изменения этой позиции.

 

В каких произведениях  русской классики горячее участие  близких помогает героям преодолевать трудности, в чем они созвучны со Словом?

если Ярославна "спасает" Игоря, обращаясь к силам природы, то Маша Миронова "спасает" Петра Гринева, прося помощи самой императрицы, она также как и Ярославна оставалась верной Петруше, которого любила, и Швабрин не смог ее соблазнить ни лестью ни угрозами.   Про Соню Мармеладову, что она помогала своей семье и Раскольникову, отправившись с ним на каторгу, а так же как Наташа Ростова помогала раненному Андрею Болконскому.

 

В каких произведениях  изображены идейные столкновения?

Пугачев и Гринев были идейно антиподами, что не мешало им проявлять  друг к другу сострадание и прощение.

Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — конфликт нового и старого, прогрессивного и реакционного, просвещения и крепостничества. Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости. 

Базаров и Кирсанов конфликт, столкновение двух общественных сил, представителей разных этапов русской общественной жизни 19 века – дворянства и разночинцев.

 

В каких ещё произведениях представлены сложные перипетии судеб героев, и как они перекл. с Андреем Соколовым (судьба человека)

"Повесть о  настоящем человеке" Бориса Полевого. Там тоже человек все прошел  ради спасения от гибели, ноги  потерял, но дух его не был  сломлен, он даже летал, несмотря на то, что ходил на протезах. Василий Теркин.

 

 

 

 

 

 

  1. Любовь - "Я Вас любил"(Пушкин), "Я не унижусь пред тобою"(Лермонтов), "Мне нравится, что вы больны не мной", "Откуда такая нежность"(Цветаева)

 

  1. Природа - "Осень","Звезда"(Лермонтов),"Зимнее утро", "К морю", "Зимний вечер"(Пушкин)

 

 
3. Одиночество - "Узник"(Пушкин), "Узник","И скучно и грустно..."(Лермонтов),"Попытка ревности"(Цветаева)

 
4. Поэт и поэзия - "Поэт"(Лермонтов и Пушкин), "Моим стихам написанным так рано..."(Цветаева),"Февраль.Достать чернил и плакать..."(Пастернак)

 
5. Родина - "Рассвет на рельсах"(Цветаева), "Возвращение на родину", "письмо матери"(есенин), "Умом Россию не понять"(Тютчев)

 
6. Дружба - "19 октября","к чаадаеву", "к студентам"(пушкин), "могу ли не вспомнить я"(цветаева цикл стихов "подруге"), "возьмемся за руки друзья" (окуджава)

 
7. тема свободы - "Узник" (Лермонтов), "Узник" "Вольность"(Пушкин)

 
8. Гражданская лирика - "Мне голос был..."(Ахматова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинения

Какова роль образа вишневого сада в пьесе Чехова?

Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, уходящей дворянской культуры, уходящей России. Вишневый сад олицетворяет не только усадьбу: он прекрасное творение природы, которое должен сохранить человек. Автор уделяет большое внимание этому образу, что подтверждается развернутыми ремарками и репликами героев. Вся атмосфера, которая связана в пьесе с образом вишневого сада, служит утверждению его непреходящей эстетической ценности, утрата которой не может не обеднить духовной жизни людей. Именно поэтому образ сада выносится в заглавие. Вишневый сад выступает своеобразным нравственным критерием, по отношению к нему определяются не только действующие лица пьесы, но и мы.

В чем заключается  драматизм судьбы Онегина.

Конфликт – противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной). Герою не противостоит никто конкретно, у него нет противника, которого можно было бы победить, разрешив конфликт.

Е. О. подавляет обыденность, устойчивые формы русской социальной, бытовой, культурной жизни, приводят к разочарованности, бездействию, хандре, скуке.

При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" — это, прежде всего, художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему-нибудь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой — порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделает его из толпы. Жизнь "без цели, без трудов".В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"