Шпаргалка по "Литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:59, шпаргалка

Описание работы

Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе" имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах. Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Кольцевая композиция подчеркивает возвращение к определенному витку спирали времени.

Работа содержит 1 файл

shpory_1.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

 

Вопросы части 1.

1. изречения выражающие в лаконичной форме – афоризм

3. как называется художественное средство, представляющее собой эмоционально-оценочное определение (на МОГУЧЕМ теле, от ВЕЛИКОГО Дону) ? Эпитет

4. Как называются персонажи упоминаемые в речи героев но не появляющиеся на сцене --внесценические персонажи

6. Стихи Есенина -Мы теперь уходим понемногу каким размером написано--- хорей

7. Как называется последовательность событий, развитие действия в художественном произведений – сюжет

32. Как называется ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпических произведений. сюжет

8. Для усиления выразительности речи Ахматова прибегает к изменению обычного порядка слов. Как называется этот прием? – Инверсия

9. Укажите род литературы которому относится некрасовская поэма воссоздавшая картину народной жизни в пореформенную эпоху - эпос

12. красоте Шираза лирический герой противопоставляет прелесть рязанских раздолий. термин которым обозначается такое противопоставление –антитеза 
13. Какой размер у стиха кто из камня из глины.... Цветаевой – АМФИБРАХИЙ

14. размер стихотворения Шаганэ ты моя - анапест

15. какой размер у стиха пастернака Гамлет-хорей.

16. Каким термином обозначается художественный прием основанный на несоответствии подразумеваемго смысла слова и его прямого значения (полицмейстер был некоторым образом...благотворитель в городе)? -ирония

17. Как называется художественное преувеличение, использованное поэтом в строке: "...луна там огромней в сто раз"? гипербола

19. жизненная позиция и мнения участников данной сцены различны. Укажите термин обозначающий сопротивление, противоборство персонажей каких либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения? -конфликт

20. авторское определение жанра онегина -- роман в стихах

22. Какой фольклорный жанр использует автор "Слова", что бы передать горе и тревогу Ярославны-Плач

23. Обращение Ярославны к силам природы представляет собой развернутое высказывание одного лица. Монолог

24. Укажите средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении явлений «И Игорь князь поскакал горностаем, полетел  соколом» --сравнение

27. какой прием использован в следующих строках Кто создан из камня, кто создан из глины -повтор

28. смежные строки имеют одинаковое начало, как называется такая стилистическая фигура? 

Много дум я в тиши передумал - анафора

29. Укажите название стилистической фигуры, оборота поэтической речи, использованного автором, что бы подчеркнуть молодость Ленского - Простим горячке юных лет - Повтор.

30. укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении ( грустное философское размышление о смысле бытия).- Элегия

34. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другое , ипользует поэт в строке: « Влачил я цепь тяжелых лет….» -метафора

35. Размер стих Маяковского А вы могли бы - ямб

Вопросы части 2.

Как кольцевая композиция стих-ия Блока о доблестях о подвигах о славе помогла поэту показать драму любви.

Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе" имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах. Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Кольцевая композиция подчеркивает возвращение к определенному витку спирали времени.

 

В каких произведениях  русских поэтов звучит драма неразделенной  любви 

ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ А. Ахматова

Можно сопоставить  в неразделенности чувства,  в  расставании, в душевном смятении лирического героя, невозможности повернуть время вспять.

"Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды..." Есенина стихотворение абсолютно аналогично по теме и даже композиция также кольцевая

 

 

 

    Вчера еще в глаза  глядел,  
    А нынче — все косится в сторону!  
Любовь в лирике Марины Цветаевой — безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь.    Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире.

Маяковский «Лиличка».

 

какие произведения русских поэтов адресованы любимой женщине и в чем их можно сопоставить с лермонтовским  "Валерик"

У Лермонтова неразделенная  любовь связанна с душевной трагедией, с переживаниями, с грустью и  страданием. У Пушкина в стихотворении  «Я вас любил…» на первый план выходит уважение к предмету любви и предоставление ей полной свободы выбора, принятие этого выбора, и легкое светлое чувство печали от неразделенности любви.

Маяковский в  любви такой же романтик , как  и Лермонтов. Для него неразделенность  в любви –это трагедия, это душевная травма, равносильная смерти. Чувство охватывает целиком лирического героя.

 

какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России.

и какие мотивы сближают их произведения с Есенинскими стихами.

Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»,  Михаил Лермонтов  «РОДИНА», Ахматовой «Родная земля».

Для Блока Россия – это нечто одухотворенное, мистическое. Можно даже сравнить отношение к России с отношением к загадочной женщине – незнакомке. Она не разгадана им до конца и этим прекрасна и притягательна. Для Блока Россия оставалась тайной, но тайной манящей и незабываемой. Все его стихи этого времени — влечение к Родине, ее болям и радостям, к ее светлой и нищей красоте. Россия для Блока – это нечто преодолевающее время и пространство, нечто вечное, остающееся неизменным в своем характере.

Общее для Блока, Есенина и Лермонтова то, что любовь к Родине непременно связанна с природой, с образом русской деревни, с чувством простоты и гармонии, со зримыми родными ландшафтами. Но у Блока- символиста ярче незримое, неосязаемое духовное чувство к Родине. Он не просто любит свою страну, ее природу, народ, он пытается разгадать душу России, понять ее настоящее и определить будущее. Внимание его сосредоточивается на судьбе народа, на взаимоотношениях интеллигенции и народа.

В чем своеобразие понимания патриотизма лирической героиней стихотворения

Ахматовой « Родная земля»

В отличии от Блока и Есенина у Ахматовой  чувство к родине прозаичней. Для  нее Родина –это грязь на калошах, она не кажется обетованным раем, не бередит ее сны. Лермонтов – создает образ «малой родины», противопоставленный официальной народности. Для него Россия романтически идеализирована в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент.

Как предстает внутренний мир лир. героя в стих-ие Есенина?

Лирический герой  Есенина слит с природой, в ней  он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Путь лирического героя — это во многом путь автора. Во внутреннем мире нет разделения между любовью к Родине и любовью к женщине. Ностальгические нотки напоминают о беззаветной преданности его своей отчизне. Постоянное напоминание о родных пейзажах рязанских раздолий убеждает нас, что стержнем внутреннего мир лирического героя является образ Родины.

 

Кому из русских  писателей и поэтов ,Есенин близок тем, что он дорожит "памятью деревни" приведите 3 примера

Клюев талант Клюева, вырос из народного крестьянского творчества и многовековой религиозности русского народа. Жизнь, питаемая исконной силой крестьянства, соединялась у него с осознанным отрицанием городской цивилизации и большевистской технократии. сборник «Изба и поле», поэма «Деревня», В златотканные дни сентября, Талы избы, дорога, Пашни буры, межи зелены. Кольцов Кольцов встречался с различными людьми, собирал народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь. Из города, из обители культурных утонченностей, она выводит нас в открытое поле, в царство зелени и луговых цветов, и глазам открываются пестреющие во ржи, никем не посеянные, никем не взращенные васильки. Все здесь непосредственно, искренне, естественно, и жизнь дана в своей первобытности и простоте. Деревенская беда, Русская песня.

 

В каких произведениях  отечественной лирики названы творческие принципы авторов и в чем их можно сопоставить со стих. Маяковского «А вы могли бы»

Есенин «Быть  поэтом», Для Есенина быть поэтом - это значит не нарушать правды жизни, не щадить и себя, быть свободным. Лермонтов «Прощай немытая Россия…»Лермонтов бросает вызов обществу, но вызов этот более пассивный, чем у Маяковского, он просто покидает родные края и уезжает на Кавказ, чтобы не видеть пороков окружающего его общества.

 

В чем особенности звучания революционной темы в поэзии БЛОКА.

Проблема отношения  Блока к революции сложна и  загадочна. С одной стороны, Блок дает понять, что революция — явление положительное, а с другой осмысление поэтом революции было скорее мистическим, чем логическим. Блок видел в ней не историческое явление, призванное освободить и осчастливить людей, а процесс перехода всего мира в другое, новое состояние, ведущее к перерождению не только общества, но и самого человека. Блок уповал на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением нравов.

 

В каких произведениях  русских писателей изображены картины  революционного времени и в чем  эти произведения перекликаются  с поэмой блока двенадцать

 Горький Мать, сходна по общей неотвратимости революционных событий, невозможность избежать этого исторического перелома, по напряженности конфликта, так же как и у Блока изображены конфликты между сословиями. Белая гвардия Булгакова – схожесть авторской позиции с точки зрения интеллигента, интеллектуала, уничтожение традиционного быта стихийной силой революции. Есенин Анна Снегина -   Поэма "Анна Снегина" играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по поводу дальнейшей судьбы.

 

Кому и почему бросает  вызов в финале стихотворения  Маяковский «а вы могли бы?»

Лирический герой  Маяковского – бунтарь. Маяковский бросает вызов обыденному сознанию, серости и пошлости мышления, бездуховности и унылости бытия.  «Я сразу смазал карту будня». «Карта будня» здесь выражает схематичность, упорядоченность,, некое расписание хода жизни. Маяковский как поэт революционер стремится разбудить в людях чувство протеста против общепринятых правил, норм поведения, стандартного мышления. Относясь к поэтам футуристам, которые позиционировали свое творчество, как протест против общественного сознания, он выражал общий настрой этого авангардного течения в советском искусстве двадцатого века. Как поэт революционер он призывает к новому будущему. Но новое будущее немыслимо в соединении со старым общественным сознанием. Именно к культурной революции на уровне сознания призывает Маяковский своих читателей. 

 

В каких произведениях  русских поэтов звучит тема внутренней свободы И В чём она и  созвучны стихотворению Цветаевой " Кто создан из камня, кто создан из глины.."

В стихотворении  Цветаевой чувствуется протест. Она не хочет быть такой как  все, она не хочет быть приземленной, созданной из плоти. Самым главным  для нее является ощущение внутренней свободы в том числе и от земного материального бытия. Тема внутренней свободы отражается и в стихотворении  Тютчева Силентиум. Но если Цветаева смело открывает свой внутренний мир всем, не боится быть непонятой, и не сомневается, что затронет каждое сердце, то лирический герой Тютчева ради обретения внутренней свободы наоборот прячет свой внутренний мир ото всех, как бы боясь что вторжение в этот мир приведет к несвободе, что открытость может повлечь за собой непонимание. Тема внутренней свободы затронута и в стихотворении Лермонтова «Тучи».  У Лермонтова тема свободы и изгнания перекликаются. В стихотворениях "Тучи" . Герой Лермонтова ощущает себя таким же странником как и тучи, чуждым обществу и его страстям, особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. Но если героиня Цветаевой как бы бросает обществу открытый вызов, то у Лермонтова чувство отчуждения от общества естественно, это его обычное состояние,  и по другому он не может себя чувствовать.

 

В чем своеобразие  воплощения в стихотворении вечной темы поэтического труда

Ахматова  «Когда б вы знали из какого сора»

Для Ахматовой  поэтический труд –это радость, это  именно творческий процесс, индивидуальный, неповторимый. Для нее  поэзия, это  простые строки, рифмы слова, превращенные в поэзию, и вырастают они из повседневности, из обычных зримых знаков и символов, встречающихся ,быть может,  каждый день. 

 Для Цветаевой «Стихи растут, как звезды и как розы»  
стихи – это нечто чуждое повседневной жизни, быту. Это неземное,  это послания  из другого мира, это тайны открытые только поэту. Поэтому поэтический труд для Цветаевой – это больше вдохновение, прозрение  и способность слышать голос неба, чем  земной труд и внутреннее усилие. 

Для Есенина «Быть поэтом — это значит то же..» поэтический труд – это  жизнь в правде, это беспощадность к себе и окружающим, это прохождение через боль, через потери и страдания, но с другой стороны поэзия для него и защита от обыденности, от пошлости, это «живительная влага», которая может заменить кров, семью, все жизненные блага.  

  

Кто из русских поэтов обращался в своем творчестве и образу матери и в чем их произведения созвучны стихотворению Твардовского "памяти матери"?

Есенин «Письмо матери». Мать для них это символ истока, это отправная точка, к которой поэты стремятся вернуться. Оба живут далеко от матери и чувствуют тоску, ностальгию.  Но если у Есенина больше чувства любви к матери, беспокойства за ее судьбу, за ее материнскую боль, то у Твардовского больше чувства сыновьего долга, уважения к пожилому человеку, Твардовский разделяет чувство одиночества своей матери, понимает что значит для нее разлука и отчуждение от детей. Есенин разделяет боль своей матери от  разлуки с сыном и неизвестности за его судьбу.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"