Пьер Скрипкин (драма В.В. Маяковского «Клоп») и Шариков («Собачье сердце» М. А. Булгакова) как сатирические типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в сопоставлении главного героя драмы В.Маяковского «Клоп» с главным героем «Собачьего сердца» М.Булгакова.
Исходя из целей, нами должны быть решены следующие задачи:
Исследование концепции В.Крижевского и Г.Зобина.
Изучение книги М.Черкашиной о Маяковском и Булгакове.
Мнение преподавателей Гарвардского университета о повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Исследование повести «Собачье сердце» Е.А.Яблоковым.
Изучение статьи С.Иоффе о м.Булгакове и его повести «Собачье сердце».
Изучение статьи С. Волошина о драме В.Маяковского «Клоп».
Сопоставительная характеристика главных героев драмы Маяковского и повести Булгакова.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 2 – 3
Глава 1. Отзывы литературоведов о Булгакове и Маяковском и их произведениях………………………………………………………….. 4 – 17
§1.1. Концепция В.Крижевского и Г.Зобина…………………………. 4 - 6
§ 1.2. М. Черкашина о Маяковском и Булгакове …………………….. 6 - 7
§ 1.3. Покровская Н., Максудов С. о повести «Собачье сердце»
М. Булгакова ……………………………………………………………. 8 - 9
§ 1.4. Е.А. Яблоков о повести «Собачье сердце» …………………….. 9
§ 1.5. С. Иоффе о «Собачьем сердце» ………………………………… 10-12
§ 1.6. С.Волошин о драме В. Маяковского «Клоп» ………………….. 12-17
Глава 2. «Пьер Скрипкин (драма В.В. Маяковского «Клоп») и
Шариков («Собачье сердце М.А. Булгакова) как сатирические типы»…………………………………………………………………….. 18-27
Заключение ……………………………………………………………… 28
Список литературы ……………………………………

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 59.62 Кб (Скачать)

Булгаков  одним из первых увидел опасность, таящуюся в нарушении демократических  норм, гарантирующих свободную жизнедеятельность, инициативу и творчество.

Булгаков  показывает, что при попытке насильственно  изменить в обществе все старые устои, плохие и хорошие, они легко разрушаются, и так же легко приноравливаются к новым условиям жизни проходимцы, легковесные и безнравственные  люди. А вот создать что-то новое  и что-то сохранить значительно  сложнее. Финал произведения остается открытым: хотя Шариков профессора Преображенского вернулся в свое естественное обличье, шариковы и швондеры все же продолжают размножаться и  процветать. 

«Собачье  сердце» по теме и художественному  решению весьма приближается к «Клопу»  Маяковского, написанному тремя  годами позже (1928).

В конце 1920-х Маяковский вновь обращается к драматургии. Его пьеса «Клоп» (1928, 1-я пост. – 1929) написана для театра Мейерхольда. Она была написана в Париже за два года до самоубийства. «Клоп» – это раздирающая клоунада на бесчеловечность человечества.

Действие  первых четырех картин пьесы происходит в 1929 году, то есть в том самом  году, когда она была поставлена. И образы ее были очень актуальны. Показывая мещанство, Маяковский осмысливал его политически. Бытовое перерождение Присыпкина — не частный случай, это социальное явление: измена человека своему классу.

Главный герой пьесы «Клоп» — владелец профсоюзного билета с аристократическими замашками. Маяковский с язвительной иронией высмеивал мещанскую натуру  Пьера   Скрипкина . Автор карикатурно обрисовывает темное мурло мещанства. Новоявленный аристократ — «бывший партиец, бывший рабочий» — постоянно попадает впросак. Речь советского мещанина полна смехотворных несоответствий. Претензия на образованность заставляет его обращаться к языку цивилизованных людей, но площадная брань все же выдает темное нутро. Высшая цель для Присыпкина — мещанское благополучие.

В доме Розалии Павловны Ренесанс – владелицы парикмахерской – свадьба. Врачуются ее дочь и бывший рабочий Петр Присыпкин, а ныне Пьер Скрипкин. «Говорящие» фамилии героев как бы напоминают о мимикрии как главном свойстве совмещанина, приспособившегося к нэпу и советским лозунгам. Олег Баян – шафер на свадьбе – объясняет философию нового, красного брака. Невеста и жених вступают в выгодную сделку: он к брачному алтарю принесет «древнее, незапятнанное происхождение» (пролетарское), а она – капитал. Их дом будет «полной чашей», а дети воспитаны в «изящном духе». Присыпкин гордо скажет: «Может, я свой класс благоустройством возвышаю!» Свадьба будет проходить в форме заседания профкома во главе с Олегом Баяном – «идеологом» нового времени, который всем популярно объяснит на языке газет («удалось согласовать и увязать их классовые противоречия», «вооруженному марксистским взглядом», «будущее счастье человечества») смысл революции. Как считал Маяковский, тип «переходной» эпохи удался. Краснобай, демагог, он станет ключевой фигурой советской администрации, однако поэт так и не увидел тенденции разрастания этого типа в будущем.

Присыпкин, Баян, семья Ренессанс и их свадебные  гости — это носители таких  пороков, как некультурность, грубость, приспособленчество, подхалимство, пьянство, хамское отношение к женщине, антиобщественные настроения. Славные  ребята из «молодняцкого общежития» изгоняют Присыпкина из своей среды, но в их числе есть люди, которым  не чужды мещанские вкусы. Чтобы  показать мещанство не только как  порок современного быта, но и как  явление, тормозящее развитие общества, Маяковский перенес действия остальных  пяти картин на пятьдесят лет вперед. Попав в мир будущего, Присыпкин оказывается настолько чуждым людям 1979 года, что его с полного его согласия помещают в клетку зоологического сада. Этим Маяковский противопоставил мещанству образцы культуры быта, чистой жизни. А в самом конце комедии, в обращении Присыпкина к зрителям: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Когда ж вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? За что ж я страдаю?», Маяковский приглашает их проверить, нет ли в них самих еще не изжитых качеств мещанина Присыпкина.

Перенеся  «героя» комедии в будущее, поэт придал ей огромный размах. С помощью  этого смелого литературного  приема он усилил резкость идейного столкновения, увеличил напряженность и стремительность  в развертывании действия. Сатирическая острота и гиперболичность (сознательная преувеличенность) в характеристиках  действующих лиц и в драматургических положениях пьесы помогли Маяковскому  создать обобщения, расширяющие  масштабы пьесы, наполнить образы подлинной  социальной типичностью. 

  
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Тема  курсовой работы «Пьер Скрипкин (драма  В.В. Маяковского «Клоп») и Шариков («Собачье сердце» М.А. Булгакова) как  сатирические типы.

В ходе проделанной нами работы был изучен и проанализирован материал, относящийся  к отношению известных литературоведов  и историков как к самим писателям, так и к конкретным произведениям, также проанализированы сами произведения и их герои.

В заключении, подводя общий итог, необходимо отметить, что  «Собачье сердце» и «Клоп» близки по проблематике. Оба писателя ощущают своих героев некой «демонической силой», способной сокрушить культуру, стать причиной катастрофы. Присыпкин Маяковского в обществе будущего обречен жить в клетке зоопарка как уникальное животное. Булгаковский Шариков вновь становится псом как существо, не способное быть человеком. Люди, утратившие духовность, обречены. В будущем они станут чудовищным социальным феноменом. Такую же картину мы наблюдаем и сегодня.  Мысли, высказанные более семи десятилетий назад, остаются современными и теперь, к общему нашему сожалению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Булгаков М. Ранняя проза. Рассказы, повести. – М., 1990. - 478 с.
  2. Галинская И.Л. Загадки известных книг. – М., 1986. – С.112
  3. Иоффе С. Тайнопись в «Собачьем сердце» Булгакова// Новый журн. – New rev. – Нью-Йорк, 1987. – Кн. 11-12. – С.260-274.
  4. Покровская Н., Максудов С. Десять лет спустя. «Собачье сердце» глазами студентов Гарварда в 1989 и в 1999// Ex libris Н.Г. – М., 2000. – 20 июля. – С.3.
  5. Черкашина М.В. Михаил Булгаков: в строках и между строк. – М., 1999. – 109 с.
  6. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. – М., 1997. – 198 с.
  7. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1983. –320 с.
 

    ИНТЕРНЕТ  САЙТЫ:

  1. http://www.rosculture.ru
  2. http://www.topos.ru/article/4487
 
 
 
 

 

   

Информация о работе Пьер Скрипкин (драма В.В. Маяковского «Клоп») и Шариков («Собачье сердце» М. А. Булгакова) как сатирические типы