Этика речевого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении цели, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Содержание

Введение.
Ключевые понятия.
Этика делового общения традиционного общества.
Культура речи.
Вопросы и ответы, обеспечивающие продуктивный внешний диалог.
Воздействие речи на собеседника.
Общение как взаимодействие.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Этика речевых коммуникаций.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Неформально проявления этих состояний получили названия Родитель, Взрослый и Ребенок. Состояния Я – это нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по – своему жизненно важен для человека. Ребенок – это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними.

     Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями Я, которые в  данный момент общения вступают во взаимодействие. Эта, казалось бы, сугубо психологическая схема нашла применение в разработке рекомендаций по психологии и технике делового общения. Так, она используется В. Зингертом и Л. Лангом в их работе «Руководитель без конфликтов». 

     Основные  характеристики позиций

     Родителя, Взрослого, Ребенка.

  Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения Все знают, что…

Ты не должен никогда… Ты всегда должен… Я не понимаю, как это допускают… и  т. д.

Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонация Обвиняющие, снисходительные, критические Связанные с  реальностью Очень эмоциональные
Состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Спокойное, максимум внимания Угнетение, удивление
Позы Руки на бедрах, указывающий перст. Руки сложены  на груди Наклон к  собеседнику и ориентация на него Спонтанная  подвижность (ходьба, сжатие кулаков)
 

     Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

     Ориентация  на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией  и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.

     Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

     Анализ  взаимодействия при выделении этих двух ориентаций позволяет выявить  некоторые интересные закономерности общения. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совершенно разных стратегий  в общении.

     Стратегия «контролера» - стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодеиствием.

     Стратегия «понимателя» - адаптация к партнеру. Показательно, что разные ориентации связанны с разным распределением позиций в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям «вертикального взаимодействия». Ориентация на понимание больше сопрягается с равным горизонтальными взаимодействиями.

     Следует отметить, что существует и обратное влияния: например, человек, «попавший» в общений на самую «верхнюю»  позицию, обязательно в большей  степени будет «контролером», чем  если бы он был внизу: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие. Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

     Открытость  общения – это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

     Помимо  открытого и закрытого общения  в чистом виде существуют еще и  смешанные типы:

  • Одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит как «Вопросы задаю я!»
  • Общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои «обязательства», рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

     вида  взаимодействия асимметричны, поскольку  общение осуществляется с неравноправных позиций партнеров.

     При выборе позиции в общении следует  учитывать все обстоятельства: степень  доверия к партнеру, возможные  последствия открытости общения. И вместе с тем, как показывают социально – психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигает при открытом характере.

     Перейдем  к более конкретной характеристике взаимодействий в деловом общении. Процесс общения всегда можно рассматривать как локальный акт: разговор с определенным собеседником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т. д.

     В развернутом виде в общении можно  выделить такие этапы общения:

     1. установлении контакта.

     2. ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.)

     3.обсуждение  вопроса, проблемы;

     4. принятие решения;

     5. выход из контакта.

     В деловом общение эта схема  может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.

     Именно  сознательным вычислением этих этапов и их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения.

     Всякое  общение начинается с контакта. Довольно часто неуспех делового общения  предопределен с самого начала: неудавшийся  контакт (точнее его отсутствие) ведет  к дальнейшей цепочке неправильных действий.

     Задача контактной фазы – пробудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. По мнению психологов, существуют защитные психологические механизмы, которые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного. Контактная фаза должна размыть границы этой зоны.

     При установлении контакта нужно прежде всего продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это  достигается мягкой улыбкой (если она  уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало началу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим доброжелательную атмосферу. Далее – обращение словесное, приветствие. После этого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, включиться в общение. Довольно часто эту паузу не выдерживают, не дают другому ответить и вслед за приветствием обрушивают всю приготовленную информацию. Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда обращаются к собеседнику, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только для того, чтобы убедится, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение.

     Не  следует вступать в контакт, когда  собеседник занят теми или иными  делами (разговаривает, причесывается  и т. п.), обращаться к собеседнику  со слов «Я», «Мне», лучше начать разговор словами «Вы», «Ты» («Вам не кажется…», «Ты не мог бы…» и т. п.), «наполнять» контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния.

     Этап  ориентации помогает определить стратегию  и тактику делового общения, развить  интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развёрнутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:

  1. вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение;
  2. выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;
  3. начать решение основной задачи общения.

     Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать  непринужденную атмосферу общения – это своего рода искусство.

     Хороша  здесь уместная шутка, но, к сожалению, она не всегда приходит на ум. На этом этапе крайне важно определить психологическое  состояния собеседника и корректировать его. Если у собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием – присвоить собеседнику желательное качество: «Зная Вашу старательность…», «Вы такой настойчивый…». Не менее эффективна похвала в адрес собеседника, напоминание о приятных событиях, сообщение интересной информации.

    Заключение 

     Этика делового общения основывается на таких  правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т. е. укрепляют  сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера.

     Жизнь постепенно убеждает, что бизнес на нравственной основе в конечном счете  оказывается более выгодным, чем  бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения.

     Деловое общение очень близка к психологии. Важнейшей категорией психологии и  этики делового общения является психология рабочей группы, команды  или трудового коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально – психологический климат, корпоративная мораль, так называемые «мы – чувства» и т. д. Современный менеджер не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только когда, когда учитываются некие этические правила и нормы, принимающие характер неписанных законов.

     Поскольку психология делового общения – составная  часть комплекса психологических  наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые  общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнения, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т. д.)

      

    Список  используемой литературы. 

1. Грамматика  общения – Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. – Л.: ЛГУ, 1990 г.

2. Русский язык  и культура речи: Учебное пособие  для вузов/ Л.А. Введенская, Л.  Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. 18 –  е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 544с. (Высшее образование.)

3. Психология  и этика делового общения: Учебник  для вузов / В. Ю. Дорошенко,  Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко  и др.; под ред. Прфессора В.  Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: Культура и спорт,  ЮНИТИ, 1997. – 279 с.

4. Как проводить деловые беседы.:– П. Мицич., - М.: Экономика, 1987.

5. Психология  личности. – А. Г. Асмолов: - М.: МГУ, 1990.

6. коммуникационный  менеджмент – Зверинцев А.  Б.: - Рабочая книга менеджера PR. – СПб.: Союз, 1997.

Информация о работе Этика речевого общения