Этика речевого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении цели, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Содержание

Введение.
Ключевые понятия.
Этика делового общения традиционного общества.
Культура речи.
Вопросы и ответы, обеспечивающие продуктивный внешний диалог.
Воздействие речи на собеседника.
Общение как взаимодействие.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Этика речевых коммуникаций.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве – это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики – это те, которые позволяют отнести партнера к какой – то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых: превосходства, привлекательности и отношения к нам.

     Люди, вступающие в общение, не равны: они  отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

     Схема восприятия такова. При встрече с  человеком, превосходящим нас по какому – то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он нам был равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем – то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому – то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

     Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или интеллектуальном?

     Для определения этого параметра  в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

  • Одежда человека, его внешнее оформление, включая даже атрибуты, как знаки отличая, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т. д.;
  • Манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т. д.).

     Информация  о превосходстве обычно так или  иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о  принадлежности человека к той или  иной социальной группе или его ориентации на какую – то группу.

     Эти элементы служат знаками групповой  принадлежности и для самого носителя одежду и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места  в группе, в той или иной иерархии, а также положение других людей во многом определяют общение о взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими – то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

     Действие  фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие – то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы привыкли считать его более умным, хорошим, интересным и т. д., т. е. опять – таки переоценивать многие его личностные характеристики.

     Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень  интеллекта, планы на будущее, отношение  к сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и тоже дело, но с разными фотографиями – красивых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.

     Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

     Итак: чем больше привлекателен внешне для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свой канон красоты.

     Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности нужно искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или в цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые или не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типу внешности. И привлекательность – не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально – одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

     И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

     Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивается некто, тем большее сходство его взглядов с собственным. Убежденность в этом предполагаемом «родстве души» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам.

     Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей кА социальных существ главное – определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стериотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком предписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.

     В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера – его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

     Наиболее  простой способ понимания другого  человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя ему. При идентификации  человек как бы ставит себя на место  другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Дейла Карнеги (кстати, моего любимого автора – психолога), изложенная им в книге «Как оказывать влияние на людей», основана на механизме идентификации.

     Очень близка к идентификации эмпатия, т. е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс (1902 - 1987) определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание». Эмперическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.

     С точки зрения характеристики общения  как идентификация, так и эмпатия  требует решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т. е. партнер по общению, понимать меня.

     Процесс понимания друг друга опосредован  процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом  того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

     Общение как рефлексивный процесс был  описан еще в конце 19 – го века Дж. Холмсом, который, исследуя общение  двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть  субъектов. Он выделил ситуацию общения  неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Джон Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:

  • Джон, каков он есть сам по себе
  • Джон, каким он сам себя видит
  • Джон, каким его видит Генри.

     Впоследствии  Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуации:

    Джон, каким ему представляется его  образ в сознании Генри.

     Соответственно у Генри тоже четыре позиции.

     Общая модель рефлексии представлена в  учебнике по социальной психологии Г. Андреевой (Москва, МГУ 1975г.в.).

     Есть  два субъекта общения: А и Б. Между  ними устанавливаются коммуникации:

  1. От А к Б
  2. От Б к А

     Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: у А – А(штрих), Б – Б(штрих), а также представление о другом: у А – Б2, у Б – А2.

     Взаимодействие  в процессе общения осуществляется следующим образом: А ( в качестве А1) обращается к Б2, Б реагирует (в  качестве Б1) на А2. Насколько это близко к реальным А и Б, еще надо исследовать, ибо ни А ни, ни Б не знают, что имеются несовпадающие с реальностью А1, Б1,А2,Б2, и при этом между А и А2, Б и Б2 нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линиях – А – А1 – А2 и Б – Б1 – Б2. Если выступающий (А) имеет неверное представление о себе (А1), о слушателях (Б2), и главное, о том, как его воспринимают слушатели (А2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.

     Приближение всего этого комплекса представлений друг к другу – сложный процесс, требующий специальных усилий. 

     
  1. Общение как взаимодействие.
 

     Анализ  общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как приём анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или «чистое» восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении все – таки в какой – то мере, с большими оговорками, но поддаются отделению от «целого», то вычисление «отдельного» взаимодействия практически невозможно.

     Главное содержания общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня» и т. д.

     В общении происходит постоянная реакция  на действия другого. В одном случае нам, например, кажется что партнер  нас к чему – то подталкивает и мы сопротивляемся, в другом –  что наши действия «заодно»; в третьем – что партнер затрагивает наши интересы, и мы отстаиваем их и т. д. За словами стоят действия, и обращаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос «Что он делает?», и наше поведение строится исходя из полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

     Одним из возможных способов понимания  общения, которое дает возможность  увидеть смысл и содержание своих  действий, и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а  также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации общения ведущий и кто – ведомый.

     Подход  к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается  в русле трансакционного анализа, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла.

     Широко  известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в  которой основными понятиями  являются состояния Я и трансакции, т. е. единицы общения. Репертуар  этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории:

  • Состояния Я, сходные с образами родителей;
  • Состояния Я, направленные на объективную оценку реальности;
  • Состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.

Информация о работе Этика речевого общения