Эллиптические конструкции в современной женской прозе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение эллиптических конструкций в современной прозе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) теоретически обосновать понятие эллипсис и эллиптические конструкции;
2) изучить классификации неполных предложений;
3) описать способы реализации эллиптических конструкций в произведениях В.С.Токаревой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЛИПТИЧЕСКИХ
КОНСТРУКЦИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Сущность эллипсиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Из истории изучения неполных предложений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Виды неполных предложений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2 АНАЛИЗ ЭЛЛИПТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.С.ТОКАРЕВОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.1 Ситуативно-неполные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Контекстуально-неполные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..18
2.2.1 Неполные предложения диалогической речи . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2.2 Неполные предложения в монологической речи . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 20
3 Неполные предложения с незамещенной позицией подлежащего . . . . . . .. . . . . . . . . 20
4 Неполные предложения с незамещенной позицией сказуемого . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
5 Неполные предложения с незамещенной позицией второстепенного члена предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
6 Неполные предложения с несколькими незамещенными позициями. . . . . . . . . . . . . .24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Центральное место в  классификации исследователя занимают предложения структурно и семантически неполные. Основным признаком предложений этой группы является их структурная неполнота. Структурные показатели уточняются и дополняются семантически, смысловая достаточность обуславливается ситуацией или контекстом [9, 369]. Например: Но разве можно заставить замолчать песню? Певца – можно, а песню – никогда (Гамзатов). Такие предложения квалифицируются в литературе как собственно неполные.

В зависимости от вида речи различаются неполные диалогические и монологические предложения, которые могут быть как в устной, так и в письменной речи [10, 370].

Диалогические неполные предложения представляют собой  взаимосвязанные реплики диалога (дилогическое единство). Например: На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает: - А что же слон? Он пришел? – Пришел, - отвечает мама... – А он смешной? – Немножко (А. Куприн). Каждая реплика прибавляет что-то новое к теме, развертываемой в диалоге. Опускаются члены предложения, содержащие «данное».

В монологической речи вопросительные предложения и ответные неполные предложения – способы актуализации «нового»: С чего начинается родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе (М.Матусовский) [10, 371].

Под названием структурно неполных, но семантически полных предложений  В.В.Бабайцева объединяет эллиптические  предложения  [10,374].

Мы увидели, что разные виды неполных предложений широко применяются  в языке художественных произведений, как в речи персонажей, так и в авторском повествовании.

 

 

2 АНАЛИЗ ЭЛЛИПТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ  В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ НА ПРИМЕРЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.С.ТОКАРЕВОЙ

 

Синтаксис современной  прозы наполнен инверсионными структурами, парцелляцией  и другими признаками разговорного стиля, среди которых свое место занимают и эллиптические конструкции. Ярким примером использования элементов разговорной речи в художественной прозе могут служить произведения В.С.Токаревой. На наш взгляд, проникновение разговорной речи в художественную литературу В.Токаревой происходит на уровне всех языковых средств, но, прежде всего – синтаксических и лексических.

Принципиальный подход к неполным предложениям в нашей  работе – ориентация на полный образец, в сопоставлении с которым воспринимается неполное предложение.

Всю нашу картотеку неполных предложений в художественной прозе  В.Токаревой можно разделить на два вида грамматически неполных предложений: контекстуальные и  ситуативные. 

 

2.2 Ситуативно-неполные  предложения

Ситуативные реплики  - один из продуктивных видов грамматически  неполных предложений, характерный  для разговорной речи. В художественной прозе В.Токаревой такие предложения  встречаются редко и составляют 7% всей выборки.

При передаче ситуативной реплики в письменной речи непременно описывается ситуация, и в этом описании может быть то слово, которое отсутствует в самой ситуативной реплике, но необходимо для ее грамматической полноты; например:

1. Он достал бутылку и сказал:

- Разлилось...

- На меня, - уточнила Люля. – На мою шубу.

Среди ситуативных реплик выделяются реплики побудительного значения, которые, как правило, выражены зависимыми формами слов и имеют  соответствующую побудительную  интонацию. Такие предложения строятся без глагола, так как требуемое действие ясно собеседникам из обстановки речи:

- Машина пришла! – запыхавшись, объявил жених.  Он подхватил Катю на руки  и помчался с ней к дверям.

- Пальто! – душераздирающе крикнула Нина.

2.2 Контекстуально-неполные  предложения 

2.2.1 Неполные предложения в диалогической речи

Неполные предложения  особенно типичны для диалогической  речи, представляющей собой сочетание  реплик или единство вопросов и ответов. Такие предложения являются очень продуктивными конструкциями разговорной речи, и в прозе Токаревой они встречаются довольно часто (27% всей выборки). Первое предложение, начинающее диалог, является, как правило, развернутым, полным по структуре. Последующие предложения представляют собой реплики, выраженные зависимыми словами или словосочетаниями. В условиях широкого контекста – замкнутого диалогического построения – эти неполные предложения обычно очень кратки и заключают в себе лишь то новое, что говорящий хочет сообщить собеседнику:

- Сколько стоит квартира? – спросила Анна.

- Сто рублей.

- Я могу  платить, - сказала Анна.

- Не  надо.

Если в вопросе имеется  вопросительное слово, то ответная реплика  выражается знаменательным словом, форма  которого так или иначе дублирует  форму вопросительного слова:

1. - А сколько длится весь курс? – спросила Анна.

- Девять  месяцев, - ответил травник.

 

2.2.2 Неполные предложения  в монологической речи

Неполносоставными, или  неполными предложениями монологической речи являются предложения связного отрезка монологической речи, в которых пропущен какой-либо член, названный в предыдущем или последующем контексте [7, 149]. Неполносоставные предложения одинаково возможны и допустимы в устной и письменной формах речи, так как обе формы создают для данных предложений словесный контекст. В зависимости от того, какой член предложения пропущен, выделяются неполные предложения с незамещенной позицией подлежащего, сказуемого, второстепенных членов предложения и с несколькими незамещенными позициями.  

 

3 Неполные предложения с незамещенной позицией подлежащего

Анализ нашей выборки  позволяет сделать вывод, что  наиболее употребляемыми в художественной прозе В.Токаревой являются эллиптические  предложения, где пропущено подлежащее. Такие предложения составляют 29,5% .

Так же неполными предложениями с незамещенной позицией подлежащего можно считать такие, в описаниях которых можно встретить большие отрывки, представляющие собой ряды предложений с общим подлежащим, которое названо только в первом из них, а во всех последующих опускается, показателями незамещенной позиции  являются глаголы прошедшего времени, единственного числа, изъявительного наклонения:

1. Анна вставала на рассвете. Больше не ложилась, но и не просыпалась до конца. Пребывала в состоянии анабиоза, как муха в спячке. Вяло ползала по стенам.

 

4  Неполные предложения  с незамещенной позицией сказуемого

Так же в художественной прозе В.Токаревой используются неполные предложения с незамещенной позицией сказуемого. Анализ нашей  выборки позволил сделать вывод  о том, что сказуемое опускается реже, чем подлежащее. Эллиптические предложения с незамещенной позицией сказуемого составили 12,2 % выборки. Это может объясниться тем, что «во-первых, именно сказуемое заключает в себе то новое, что сообщается в предложении, во-вторых, при помощи сказуемого в значительной мере выражается предикативность» [7, 150]

Рассмотрим еще один пример: на горячее принесли осетрину с грибами. Анна ела редкую еду и думала о том, что дома – вчерашний суп. В последней части приведенного нами примера дома – вчерашний суп, грамматическое значение нулевой формы глагольного сказуемого выявляется в парадигме, т.е. в противопоставлении форм: дома будет вчерашний суп, дома был вчерашний суп.

 

5 Неполные предложения  с незамещенной позицией одного  из второстепенного члена предложения

Кроме главных членов в неполном предложении могут  быть пропущены второстепенные члены. В художественной прозе В.С.Токаревой  такие предложения встречаются  довольно часто. По нашим подсчетам  они составляют  24,3 % нашей выборки.

Показателем  незамещенной синтаксической позиции является нереализованная  сильная синтаксическая связь. Сильной, или обязательной, называется такая  синтаксическая связь, когда главное  слово обязательно требует при  себе зависимое. Так, переходные глаголы обязательно требуют при себе зависимое существительное в форме винительного падежа без предлога, занимающее в предложении позицию прямого дополнения.

Также в художественной прозе В.Токаревой присутствуют такие примеры, где пропущены второстепенные члены предложения при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену: такой любви как к Кирееву, не было, но она и не хотела такой. В шесть утра, с восходом солнца, надо дать первую каплю, разведенную в чайной ложке воды. Далее каждый час прибавлять по одной. В данных примерах пропущенные дополнения восстанавливаются из контекста.

 

6 Неполные предложения  с несколькими незамещенными  позициями

В художественной прозе  В.Токаревой очень редко встречаются  неполные предложения, где не замещено несколько синтаксических позиций. Такие предложения составили 3,7% нашей выборки.

Еще один пример: знаменитости в условиях перестройки оказались бедные и жадные. А иностранцы – богатые и щедрые.

Во второй части данного  предложения не выражено ни сказуемое, ни дополнение, но эти незамещенные позиции восстанавливаются из предыдущего предложения.

Анализ синтаксической организации художественной прозы В.Токаревой позволяет сделать вывод о том, что в произведениях Виктории Токаревой частотно использование неполных предложений с незамещенной позицией подлежащего, менее частотны неполные предложения с незамещенной позицией второстепенных членов предложения. Редко встречаются неполные предложения с незамещенной позицией сказуемого; единичными являются неполные предложения, в которых не замещено несколько позиций. Процентное соотношение видов незамещенных синтаксических позиций в неполных предложениях – высказываниях в художественной прозе В.Токаревой можно представить следующим образом (см.рисунок 1).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении научной  литературы, посвященной эллиптическим предложениям, и соответствующих разделов учебников по современному русскому языку, нам пришлось столкнуться с определенными трудностями. Дело в том, что практически все ученые-языковеды, занимавшиеся этой темой, дают разные определения эллиптического предложения и сильно отличающиеся друг от друга их классификации. Единого мнения среди них нет. Ученые подходят к этому вопросу с различных точек зрения.

Изучение теоретических  источников по раскрытию сущности понятия эллиптических предложений дало нам возможность прийти к выводу о том, что в исследованиях термин «эллиптические предложения» рассматривался в широком смысле (как синоним неполных предложений) и в узком смысле (как особый структурный тип неполного предложения).

Русская лингвистическая  наука достигла значительных успехов  в изучении такого распространенного  явления, как неполнота предложения, Применение комплексного подхода позволило выделить основные особенности неполного предложения, как в формально-семантическом, так и функционально-коммуникативном плане. Под понятие синтаксической неполноты попадают неполные контекстуальные, неполные ситуативные и эллиптические предложения, несмотря на тот факт, что последние способны выступать изолированно. В тексте неполные контекстуальные и ситуативные предложения разграничиваются по объему контекста, требуемого для восполнения смысла.

В нашей работе не разграничивались собственно эллиптические и неполные предложения, и  в категорию синтаксического эллипсиса включается весь корпус высказываний, характеризующихся неполнотой формального состава.

Следуя цели нашей  работы – изучение неполных предложений в современной прозе, мы пришли к выводу, что неполное высказывание является необходимой, заданной особенностями формирования текста речевой единицей. Являясь сложным структурно-семантическим целым с определенной коммуникативной и прагматической установкой, текст влияет на языковые единицы, входящие в его состав. Наличие в тексте конструкций, не способных в изолированном положении нести все необходимые для понимания смыслы, не является препятствием для создания текста.

Неполные предложения, традиционно считающиеся особенностью диалогической речи, широко представлены в разных типах текста в монологической речи. Основная причина их употребления - актуализация текущей информации, привлечение внимания читателя к действиям героя, что создает динамическую прогрессию текста.

Распространенность конструкций  с незамещенными синтаксически  ми позициями в литературных произведениях объясняется высоким уровнем их экспрессивности. Они придают тексту динамизм, фрагментарность лаконизм, дисгармонию, интонационную аритмию, а также создают иллюзию разговорности. Но экспрессивность текста повышается, когда несколько различных в структурном и коммуникативном плане конструкций выступают в идентичных функциях. Умелое комбинирование полных / неполных, парцеллированных и усеченных конструкций, а также различных по цели высказывания предложений ведет к сложности и синкретизму функций. На примере языка В.С. Токаревой мы можем отметить, что процесс сближения экспрессивных синтаксических конструкций в авторской речи служит интонационно-ритмической организации текста, сближению разных типов речи (авторской, прямой, несобственно-прямой), а также художественно-образной конкретизации изображаемого.

 

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец./ М.Р. Львов. 2-е изд., испр. - М.: Издательский цент «Академия», 2004. – 272с.

2.   Современный русский язык. [В 2-х ч.]. Ч. 2. Под ред. Д.Э.Розенталя. Изд. 2-е, испр. Учебник для ун-тов. М., «высш. школа», 1976. 221 с.

3. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка/ А.П. Сковородников. – Томск, 1981. – 255 с.

4.    Полянская Л.П. Безглагольные предложения во французском языке эпохи классицизма [электронный ресурс]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук/ Л.П. Полянская.

Информация о работе Эллиптические конструкции в современной женской прозе