Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение эллиптических конструкций в современной прозе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) теоретически обосновать понятие эллипсис и эллиптические конструкции;
2) изучить классификации неполных предложений;
3) описать способы реализации эллиптических конструкций в произведениях В.С.Токаревой.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЛИПТИЧЕСКИХ
КОНСТРУКЦИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Сущность эллипсиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Из истории изучения неполных предложений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Виды неполных предложений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2 АНАЛИЗ ЭЛЛИПТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.С.ТОКАРЕВОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.1 Ситуативно-неполные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Контекстуально-неполные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..18
2.2.1 Неполные предложения диалогической речи . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2.2 Неполные предложения в монологической речи . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 20
3 Неполные предложения с незамещенной позицией подлежащего . . . . . . .. . . . . . . . . 20
4 Неполные предложения с незамещенной позицией сказуемого . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
5 Неполные предложения с незамещенной позицией второстепенного члена предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
6 Неполные предложения с несколькими незамещенными позициями. . . . . . . . . . . . . .24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Подразумевая глагол, Шахматов, по существу, строил новое предложение, имеющее иную структуру по сравнению с анализируемым предложением. Подстановка глагола изменяет синтаксическую функцию имеющихся членов, позволяет по-разному толковать формы слов. Так, в приведенном выше предложении при подстановке глагола подашь существительное самовар, воспринимается как дополнение в винительном падеже, при подстановке глагол вскипит указанное существительное нужно считать подлежащим. С помощью «подразумевания» Шахматов приравнивал предложения разговорной речи к полным глагольным предложениям, характерным для книжно-письменной речи [7, 143].
Таким образом, под термином «неполные» Шахматов объединил различные в структурном отношении предложения. В одних действительно пропущены члены – это подтверждается данными контекста, формами имеющихся членов (предложения с пропущенными подлежащими). Другие предложения полностью выражают заключенный в них смысл собственными средствами и не нуждаются в «восстановлении» каких-либо членов; не подтверждает подразумевания и контекст. Это предложения разговорной речи (см.: За ваше здоровье!; Веселье хоть куда; У меня в мозгу точно гвоздь и др., отнесенные Шахматовым к числу неполных) [7, 143-144].
Далее учение о неполных предложениях было развито А.М. Пешковским в работе «Русский синтаксис в научном освещении», впервые изданной в 1956 году. В основу определения неполных предложений и их классификации положены сравнения с полными предложениями и установление недостающих членов [9, 352]. Пропуск члена предложения определяется Пешковским на основе подразумевания. Этот принцип дополняется требованием формальной полноты словосочетаний, входящих в предложение, так как, по мнению Пешковского, полным является лишь такое предложение, которое состоит из полных словосочетаний [7, 144].
А.М.Пешковский впервые строил учение о неполных предложениях на базе грамматических отношений между словами. Он учел функцию интонации и определил факторы, создающие неполноту предложений (заимствование слов из окружающей речи, замена их реальными представлениями из обстановки речи или из предыдущего опыта говорящих и др.) Однако свою классификацию ученый строит не на основе этих факторов и обусловленном ими характере неполноты предложений, а чисто формально – на синтаксическом положении пропущенного члена предложения.
Под неполнотой понимается «неполнота формального состава, то есть отсутствие того или иного члена, требуемого наличным составом предложения, самой формой словосочетаний» [9, 396].
В зависимости от того, какого именно члена не хватает, Пешковский предлагает следующую классификацию из шести рубрик.
1 Личные распространенные
или нераспространенные
Как видно из примеров,
заимствование подлежащего
2 Личные распространенные
или нераспространенные
Последнее предложение содержит в себе опущенный глагол с очень бледным вещественным значением, более или менее приближающимся к значению бытия. Как особую разновидность А. М. Пешковский выделяет предложения с приглагольным инфинитивом намечающим отсутствующее сказуемое, например: Люди пахать, а мы руками махать(Поговорка); Взяли, связали, да в город, да полтора года и просидел немец в тюрьме… Жена – хлопотать (Н. Гоголь).
3 Предложения личные
и безличные, распространенные
или нераспространенные с
4 Те же предложения с глагольной связкой, но без предикативного члена. Например: Анна Петровна и теперь осталась, как тогда была, дама видная (Н. Чернышевский). Этот случай возможен только в придаточном предложении.
5 Те же предложения
с переходным глаголом в
Не без оснований А.М.
В разработке проблематики неполных предложений большое значение имела статья И.А.Поповой «Неполные предложения в современном русском языке»*, которая внимание к этому сложному явлению и открыла многолетнею дискуссию, в которой структурные и семантические свойства неполных предложений получили разноречивые оценки [10, 365].
И.А.Попова предлагает такое определение: «Неполные предложения – это такие предложения, в которых их смысловая неполнота находит отражение в неполноте их формально-грамматического состава». Под термином «смысловая неполнота» отдельно взятого предложения подразумевается неполнота словесной передачи фактического содержания сообщения. При этом выбор критерия смысловой неполноты предложения в значительной мере условен, произволен и продиктован практическими соображениями. Подробно рассматривается, и критерий неполноты состава следует понимать полноту выражения им реального содержания.
И.А.Попова в конце своего исследования
констатирует невозможность дать удовлетворительно,
построенное на грамматической основе
определение неполного
1.3 Виды неполных предложений
Виды неполных предложений различаются теми факторами, которые создают возможность пропуска члена (или членов), условиями потребления [12, 329]. Виды неполных предложений выделяются с учетом следующих факторов: а) сферы употребления (устная или письменная речь); б) характера общения (монолог или диалог); в) взаимодействия предложения с контекстом; г) особенностей воспроизведения предложения или свободного построения его в речи. Каждый вид обуславливается взаимодействием всех указанных условий и имеет свои особенности грамматического состава и употребления [7, 148].
Различные подходы к
решению вопроса о сущности и
объеме понятия эллиптических
__________________________
* См.: Труды Института языкознания. – М., 1953. – Т. II.
Неоднозначность понимания понятия «эллиптические предложения» может быть представлена тремя точками зрения [13, с.273-276].
Согласно первой точке
зрения, рассматривающей
Единственным делением при таком понимании неполных предложений является деление их на ситуативные и контекстуальные.
Контекстуальные неполные
предложения характеризуются
Н.С.Валгина среди
контекстуальных предложений
1. Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам).
Отсутствие подлежащего:
- Постой, ты кто же? – удивился Куров.
- Ростислав Соколов, - отрекомендовался мальчик и даже поклонился при этом (Б.Пол.).
Отсутствие сказуемого:
- Ты бросил жену, Микола?
- Нет, она меня (Шол.).
Отсутствие сказуемого и обстоятельства: Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям, обществу (Т.).
Отсутствие сказуемого и дополнения: Кто его ждал? Пустая неуютная комната (Б.Пол.).
Отсутствие второстепенного члена предложения (дополнения, обстоятельства) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену: Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои. (С.Бар.).
2. Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью: - Ну, где ж твои Ближние Мельницы? – А это тебе что? Скажешь, не мельницы? – Где? – Что значит «где»? Тут. – Где ж тут? – Где мы идем (Кат.). В последнем предложении не названа главная часть.
3. Неполные предложения,
составляющие часть сложного
предложения с неназванным
В сложносочиненном предложении В одной руке он держал удочку, а в другой – кукан с рыбешкой (Сол.) во второй части предложения не названы главные члены, имеющиеся в первой части.
В сложноподчиненном предложении Лопахин прыгнул в окоп и, когда понял голову, увидел, как ведущий самолет, нелепо завалившись на крыло, оделся черным дымом и стал косо падать (Шол.) в придаточной части предложения когда поднял голову не названо подлежащие, общее с главной частью.
В бессоюзном сложном предложении: Так и едем: по ровному месту – на телеге, в гору – пешком, а под гору – так с трусцой (Сол.) в пояснительной части предложения не названо сказуемое, упомянутое в пояснительной части.
4. Предложения с неполной формой слова или неполными словосочетанием: Я решил заняться ловлей певчих птиц; мне казалось, что это хорошо прокормит: я буду ловить, а бабушка – продавать. Такие предложения связаны с повторением структурно однотипных построений в составе сложного предложения.
Неполнота ситуативных неполных предложений обуславливается преимущественно обстановкой речи, ситуацией в целом. Взятые в отрыве от этих условий, они непонятны. Ср.: Ввалился Конюков, волоча за собой рыжего немолодого пленного немца, примерно его лет и комплекции. – Словил, товарищ капитан, - лаконично сказал Конюков, - словил. Вот словил и вам представляю. (Сим.). Ситуативные неполные предложения характерные для разговорной речи. В художественной речи ситуацию создают авторские ремарки, а также реплики автора, рассказчика [2, 81].
В.В.Бабайцева по соотношению структурных и семантических свойств выделяет следующие разновидности неполных предложений:
а) семантически неполные, но структурно полные предложения;
б) структурно и семантически неполные;
в) структурно неполные, но семантически полные [9, с.367-368].
Примерами предложений семантически неполных, но структурно полных являются предложения с неопределенно-личными местоимениями, которые замещают позиции подлежащего, но не содержат полной, исчерпывающей информации. Например: потом вдруг как будто ч т о – т о вспомнилось ей (Л. Толстой). Такие предложения обычно рассматриваются как полные предложения на основании структурного критерия: обе позиции главных членов замещены, хотя в плане лексической семантики может быть недостаточно такого неопределенного указания на деятеля.
Информация о работе Эллиптические конструкции в современной женской прозе