Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 00:50, биография
Известнейший австрийский прозаик и один из основоположников модернизма родился 3 июля 1883 года в Праге, в семье Германа и Юлии Кафки. Франц был старшим ребенком в большой семье. Два его брата, родившиеся позже него, умерли в младенчестве. Три сестры, старшая из которых родилась через шесть лет после рождения Франца, держались вместе, и с Францем без особой надобности не общались, хотя все и проживали на одной территории, в большом доме Германа Кафки – предпринимателя (все изменилось после болезни Франца Кафки, после чего младшая сестра стала за ним ухаживать).
Введение. (Актуальность. Перечень разработанности темы в научной литературе и характер источников. Цели и задачи работы).
Часть I. Франц Кафка. Психологический анализ личности.
1. Ф. Кафка. Под властью Сверх - Я.
1.1. Кафка. "Классический" вариант Эдипова комплекса.
1.2. Кафка. Развитие и влияние Сверх - Я.
2. Кафка. Бессознательное провоцирование чувства вины -- как итог отношений с Фелицией Б.
2.1.Фелиция -- как новый "объект", в попытке Кафки выйти из Эдипова комплекса.
2.2. Кафка. Чувство вины, как следствие бессознательных садо-мазохистских импульсов, в стремлении к удовлетворению либидозных желаний.
3. Ф. Кафка. Латентная гомосексуальность -- как причина, определяющая характер отношений Кафки к людям, встречающимся в его жизни.
4. Кафка. Сублимация в литературное творчество -- как способ защиты от влияния бессознательного.
4.1. Невроз. Под властью внутренних противоречий.
4.2.Сублимация в литературное творчество -- как способ защиты психики.
Часть II. Франц Кафка. Психологический анализ творчества.
0. Введение.
1. Сублимация.
2. Эдипов комплекс.
3. Невроз. Чувство вины.
4. Садо-мазохизм.
5. Латентная гомосексуальность.
6. Приложение к исследованию (эссе).
6.1. Чувство вины.
6.2. Кафка и женщины.
6.3. Навстречу к мазохизму.
6.4. «Заложник» творчества.
Заключение.
Список использованных источников.
Причем, видимо, конфликт назревал давно. Но реального повода «зацепиться»,-- не было.
Чуть раньше Кафка упоминал, что: «За эти два года (после смерти матери, и со времени, когда Георг вместе с отцом «стал вести дела». С. З.) фирма Бендеман процвела так, как и ожидать нельзя было, пришлось взять вдвое больше служащих, торговый оборот
увеличился в пять раз…». (2).
Да и какое такое «обвинение» мог выдвинуть отец?!
Ведь, опять же напомним, что Эдипов комплекс, по мере взросления индивида, вытесняется в бессознательное. (116). И, тогда уже, можно заключить, что, находясь в подсознании, – он оказывает свое влияние на мотивы поведения, того или иного, индивида.
В данном случае, вполне можно
предположить, что именно под
таким «влиянием» оказался
Т. е., мы вполне можем говорить о том, что отец Георгия Бендемана,-- подсознательно почувствовал, что уже начал терять власть над сыном – и, просто-напросто, искал реванша,-- чтобы «расквитаться».
И повод такой вскоре нашелся.
Как известно, просьба одного человека к другому, изначально, как бы, ставит его в некую (пусть и только подсознательную) зависимость.
И тогда уже, вероятно, именно подобный момент и уловил отец, когда к нему в спальню зашел сын «посоветоваться» по поводу того, что пригласил далекого друга из России (что любопытно – из Санкт-Петербурга) на свою свадьбу. И уже тут, отец Георгия Бендемана, решил не упустить своего шанса, и «по полной программе» расквитаться «с обидчиком». (Т. е. другими словами, попытаться показать свою власть, и вернуть сына в надлежащее – то, как было раньше – подчинение). А так как причины, из-за которых он мог «реально» обвинить сына не было, то ему ничего не оставалось,-- как ее придумать.
«—Георг,-- сказал отец и растянул свой беззубый рот,-- послушай! Ты пришел ко
мне посоветоваться. Это, разумеется, делает тебе честь. Но это ничто, это хуже чем ничто, если ты не скажешь мне всей правды. Я не хочу касаться того, что сюда не относится. После смерти нашей дорогой мамочки творятся какие-то нехорошие дела… В нашем торговом заведении что-то от меня ускользает;… я уже не тот, что прежде, память ослабела, я уже не могу уследить за всем… смерть нашей мамочки повлияла на меня куда сильнее, чем на тебя. Но раз уж мы затронули этот вопрос в связи с твоим письмом, то прошу тебя, Георг, не лги мне… У тебя нет друга в Петербурге». (5).
Сын пытается успокоить отца, уверяет, что, как бы то ни было, отец для него остается самым любимым и главным.
«--…тысяча друзей не заменит мне отца»,-- говорит он.
Затем, как мы уже заметили, укладывает отца в постель, заботливо укрывает его, и собирается потихоньку уйти, оставив отца одного. Т. е., по всей видимости, страх перед отцом в нем изжит еще не до конца, а потому он выбирает самое простое, что на тот момент ему видится – постараться поскорее уйти от отца. Другими словами – спрятаться. Словно, он еще ребенок (а Георг Бендеман предстает перед нами инфантильным невротиком), и, как ему кажется, единственная возможность избежать проявления власти отца (в данном случае власть отца проецируется в синонимическое родство со страхом сына) – это просто-напросто скрыться в другой комнате. Т. е., в любом месте, – где нет отца.
Однако, он явно недооценил своего родителя. Недооценил его влияние. Чем вскоре и поплатился.
«-- Ты меня хорошо укрыл?--…спросил отец, придавая, казалось, большое значение ответу.
-- Успокойся, я тебя хорошо укрыл.
-- Нет! — сразу же крикнул отец. Он отбросил одеяло с такой силой, что оно на мгновение взвилось вверх и развернулось, потом встал во весь рост в кровати…-- ты хотел меня навсегда укрыть, я это знаю… Но ты меня еще не укрыл. И если мои силы уже уходят, на тебя-то их хватит, хватит с избытком…». (6).
Далее идет череда взаимных обвинений, упреков (хотя, надо заметить, «первая
скрипка» все же принадлежит отцу). И, наконец, как финал – заключительная реплика отца, в общем-то, и решившая исход противостояния отца и сына.
«-- …ты был невинным младенцем, но еще вернее то, что ты сущий дьявол! И потому знай: я приговариваю тебя к казни – казни водой!. (7).
И сын беспрекословно выполняет волю отца.
«Георг почувствовал, словно что-то гонит его вон из комнаты… выскочив из калитки, он… перебежал через улицу, устремляясь к реке. Вот он уже крепко… вцепился в перила, перекинул через них ноги… Держась слабеющими руками за перила, он выждал, когда появится автобус, который заглушит звук его падения… и отпустил руки…». (8).
Что ж. Финал повествования более чем ужасен. И предопределен. Конечно же, предопределен. Прежде всего,-- наличием Эдипова комплекса у самого Франца Кафки. Автора.
И, тогда уже, достаточно сложно в чем-то упрекать героя его произведения «Приговор» -- Георга Бендемана. Да и в чем его упрекать? В малодушии?.. В трусости?.. В страхе?.. Но разве мог он поступить иначе, когда вся мотивированность его поведения изначально заложена в подсознание его же творческого родителя. Т. е. Франца Кафки.
«Превращение».
«Превращение»,-- это еще одно произведение Кафки, которое (как и «Приговор»), вышло у него экспромтом.
(Напомним, что и «Приговор»
и «Превращение» Кафка написал
за ночь. Вернее, две ночи,– прошедшие
через незначительный
Что же представляет собой новелла «Превращение»? В чем ее концептуальная суть? Каково символическое значение данного произведения?
(продолжение см. бумажную версию.)