Франц Кафка. Биография

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 00:50, биография

Описание работы

Известнейший австрийский прозаик и один из основоположников модернизма родился 3 июля 1883 года в Праге, в семье Германа и Юлии Кафки. Франц был старшим ребенком в большой семье. Два его брата, родившиеся позже него, умерли в младенчестве. Три сестры, старшая из которых родилась через шесть лет после рождения Франца, держались вместе, и с Францем без особой надобности не общались, хотя все и проживали на одной территории, в большом доме Германа Кафки – предпринимателя (все изменилось после болезни Франца Кафки, после чего младшая сестра стала за ним ухаживать).

Содержание

Введение. (Актуальность. Перечень разработанности темы в научной литературе и характер источников. Цели и задачи работы).
Часть I. Франц Кафка. Психологический анализ личности.
1. Ф. Кафка. Под властью Сверх - Я.
1.1. Кафка. "Классический" вариант Эдипова комплекса.
1.2. Кафка. Развитие и влияние Сверх - Я.
2. Кафка. Бессознательное провоцирование чувства вины -- как итог отношений с Фелицией Б.
2.1.Фелиция -- как новый "объект", в попытке Кафки выйти из Эдипова комплекса.
2.2. Кафка. Чувство вины, как следствие бессознательных садо-мазохистских импульсов, в стремлении к удовлетворению либидозных желаний.
3. Ф. Кафка. Латентная гомосексуальность -- как причина, определяющая характер отношений Кафки к людям, встречающимся в его жизни.
4. Кафка. Сублимация в литературное творчество -- как способ защиты от влияния бессознательного.
4.1. Невроз. Под властью внутренних противоречий.
4.2.Сублимация в литературное творчество -- как способ защиты психики.
Часть II. Франц Кафка. Психологический анализ творчества.
0. Введение.
1. Сублимация.
2. Эдипов комплекс.
3. Невроз. Чувство вины.
4. Садо-мазохизм.
5. Латентная гомосексуальность.
6. Приложение к исследованию (эссе).
6.1. Чувство вины.
6.2. Кафка и женщины.
6.3. Навстречу к мазохизму.
6.4. «Заложник» творчества.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

kafka.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Франц Кафка. Биография

 

Известнейший австрийский прозаик  и один из основоположников модернизма родился 3 июля 1883 года в Праге, в  семье Германа и Юлии Кафки.

Франц был старшим ребенком в  большой семье. Два его брата, родившиеся позже него, умерли в  младенчестве. Три сестры, старшая из которых родилась через шесть лет после рождения Франца, держались вместе, и с Францем без особой надобности не общались, хотя все и проживали на одной территории, в большом доме Германа Кафки – предпринимателя (все изменилось после болезни Франца Кафки, после чего младшая сестра стала за ним ухаживать).

Франц Кафка достаточно рано столкнулся с необходимостью выбора своих жизненных  ориентиров. Среди его многочисленных родственников (и со стороны отца и со стороны матери) явно выделялся сам отец Франца, Герман Кафка, являвший собой некую брутальную силу, в то время как все остальные представители семейства были большей частью натурами излишне утонченными, и по сути неудачниками (за исключением быть может одного из братьев матери, ставшим крупным чиновником). У юного же Кафки явно наблюдалась некая  амбивалентность, потому как с одной стороны ему хотелось оставаться женственным и возвышенным, а с другой стороны приходилось понимать, что для адаптации к жизни ему необходимо больше походить на отца.

Можно предположить, что подобные мысли в той или иной последовательности возникновения сопровождали всю  молодость Кафки, тогда как сама жизнь постоянно расставляла  свои ориентиры; и видимо тогда же Кафка махнул рукой на происходящее, решив что пусть получится так как получится. В результате чего он закончил факультет права, став работать адвокатом (в фирме по страхованию рабочих от несчастных случаев), чем – можно предположить – выполнил волю отца, ведь в душе Францу хотелось заниматься исключительно литературой. И уже это невольное подчинение отцу, видимо и являлось причиной того, что на всем протяжении своей недолгой жизни (Кафка немного не дожил до своего 41-летия) его сопровождал не прекращавшийся душевный конфликт и страдания. Причем,  он так и не смог отказаться в пользу литературы от работы в адвокатской конторе (заметим, на работе Франц Кафка был на хорошем счету, занимая к тому же одну из руководящих должностей).

 

Фактически вся жизнь Франца Кафки прошла в одном городе, и  саму жизнь (за исключением последних лет жизни) он провел в доме отца. Все время, впрочем, стремясь из этого дома выбраться.

 

Кафка так и остался одиноким. Причем, как и все связанное  с Кафкой, слово «одиночество»  имело как минимум несколько  смыслов и напрашивавшихся интерпретаций; ибо это было и одиночество сына при живых родителях, и одиночество брата и племянника при живых сестрах, многочисленных дядьях и двоюродных братьев, и одиночество мужчины при казалось бы таком количестве неравнодушных к нему женщин. Которые и любили его, и стремились скрепить любовь с ним узами брака, и даже венчались с ним, после чего помолвки все равно расторгались. При этом стоило говорить, что видимо причиной подобного непонимания со стороны родственников к Кафке скорей всего был он сам, его внутреннее, душевное состояние, тогда как вполне можно предположить что какого-то особого непонимания не было. А был вечный конфликт Франца Кафки с окружающим миром, закончившийся смертью одного из самых величайших писателей, которых когда-либо знало человечество, 3 июня 1924 года.

 

 

 

Психологический анализ личности и творчества Франца Кафки

 

 

Оглавление.

 

 Введение. (Актуальность. Перечень разработанности темы в научной литературе и характер источников. Цели и задачи работы).

 

Часть I. Франц Кафка. Психологический анализ личности.

 

1. Ф. Кафка. Под властью Сверх - Я.

 

1.1. Кафка. "Классический" вариант Эдипова комплекса.

 

1.2. Кафка. Развитие и влияние Сверх - Я.

 

2. Кафка.  Бессознательное провоцирование чувства вины -- как итог отношений с Фелицией Б.

 

2.1.Фелиция -- как новый "объект", в попытке Кафки выйти из Эдипова комплекса.

 

2.2. Кафка. Чувство вины, как следствие бессознательных садо-мазохистских импульсов,  в стремлении к удовлетворению либидозных желаний.

 

3. Ф. Кафка. Латентная гомосексуальность -- как причина, определяющая характер

 

отношений Кафки к людям,  встречающимся  в его жизни.

 

4. Кафка. Сублимация в литературное творчество -- как способ защиты от влияния бессознательного.

 

4.1. Невроз.  Под властью внутренних противоречий.

 

4.2.Сублимация в литературное творчество -- как способ защиты психики.

 

 

 

Часть II. Франц Кафка. Психологический анализ творчества.

 

0. Введение.

1. Сублимация.

2. Эдипов комплекс.

3. Невроз. Чувство вины.

4. Садо-мазохизм.

5. Латентная гомосексуальность.

6. Приложение к исследованию (эссе).

6.1. Чувство вины.

6.2. Кафка и женщины.

6.3. Навстречу к мазохизму.

6.4. «Заложник» творчества.

 

Заключение.

 

Список использованных источников.

 

 

 

Введение

(Актуальность. Перечень разработанности темы в научной литературе и характер источников. Цели и задачи работы).

 

 

Часть I. Франц Кафка.  Психологический анализ личности.

 

 

1. Кафка. Под властью сверх - я.

 

1.1. Кафка. "Классический" вариант Эдипова комплекса".

 

"Я полагаю, что мы не  ошибемся, если допустим существование…

Эдипова комплекса у всех вообще людей, а у невротиков в особенности" (1), --

эти слова, высказанные  Фрейдом  в 1923 году в работе "Я и Оно", по всей видимости,

пройдут   лейтмотивом  сквозь предпринятую нами  попытку психоаналитического 

исследования   личности Франца Кафки. И тогда уже,  именно Эдипов

комплекс будет являться, как  бы,  первопричиной того   невроза, во власти которого

«наш герой»  находился всю свою (быть может, и не долгую, по сути) 

жизнь.

"… бессилие, -- писал Кафка  в своем дневнике 16 января 1922 года.,(2) -- не

в силах спать, не в силах бодрствовать, не в силах переносить жизнь… часы

идут вразнобой, внутренние мчатся вперед в… демоническом… 

нечеловеческом темпе, наружные, запинаясь, идут… обычным ходом… эти два 

различных мира… разрывают друг друга самым ужасающим образом…

одиночество теперь непреложно и беспредельно. Куда оно ведет?… к безумию…"…

 

Однако, что же собой  представляет   Эдипов комплекс?

Первое упоминание Фрейдом об Эдипове  комплексе, относится к 

1900 году. В работе «Толкование сновидений» (3) он писал: "… родители играют

преобладающую роль в детской душевной жизни всех позднейших психоневротиков, 

любовь к одному из них и ненависть  к другому образуют неизменную составную  часть 

психического материала… чрезвычайно важного для симптоматики последующего

невроза… Древность в подтверждении  этой истины завещала нам чрезвычайно 

убедительный миф…».

Далее Фрейд кратко пересказывает  одноименную трагедию Софокла,-- «Я разумею… миф о царе Эдипе… Эдип, сын Лая, фиванского царя, и Иокасты, покидается своими родителями вскоре  после рождения на свет, так как оракул возвестил отцу, что еще не рожденный им сын будет его убийцей. Эдипа спасают, и он воспитывается при дворе другого царя, пока сам, сомневаясь в своем происхождении, не спрашивает оракула и не получает от него совет избегать родины, так как он должен стать убийцей своего отца и супругом своей матери. По дороге с мнимой родины он встречает царя Лая и убивает его во внезапно разгоревшемся сражении. Потом подходит к Фивам, разрешает загадку преграждающего путь сфинкса и в благодарность за это избирается на фиванский престол и награждается рукою Иокасты. Долгое время он правит в покое и мире и производит от своей жены-матери двух дочерей и двух сыновей…". (4). В итоге, Эдип все же узнает, кто его настоящий отец и мать, ослепляет себя и покидает родину.

Следует заметить, что Зигмунд Фрейд  отводил Эдиповому комплексу  основную роль в психоанализе, считая, что именно в нем следует искать первоистоки причин, оказывающих влияние на всю последующую жизнь индивида.  "Совершенно  

несомненно,-- отмечает он (5),-- что в  Эдиповом комплексе можно видеть один из самых 

важных источников сознания вины, которое так часто мучает невротиков».  И уже тогда, 

именно половое влечение к матери и ненависть к отцу, будут  и являться  составляющими

Эдипова комплекса.

Мать является первым объектом эротического влечения, поэтому, --

как считал Фрейд (6), --и отношения  между матерью и ребенком уже  с самого рождения

носят сексуальную окраску. Причем, маленький мужчина не только сам хочет обладать

матерью,  но и рассматривает  отца как некоего соперника, явно выражая  недовольство,

если видит, что отец (в присутствии него), позволяет какую – либо нежность  к матери. А

уже отсюда,--  и возникновение у ребенка агрессивных чувств по отношению к отцу.

Выражающихся, иной раз, и в желании  его смерти (7).

Однако Фрейд отмечает (8), что  одновременно с этим желанием, (при  других

обстоятельствах),  у этого же самого мальчика, проявляется и амбивалентное чувство.

Выражающееся  в виде нежности и  любви к отцу (8).

Вероятно, в силу возраста, в душе ребенка в ту пору еще нераздельно  господствует

принцип наслаждения, так или иначе, и объясняющий  совмещение как  инцестуозных, так 

и враждебных и желаний. Волошинов пишет (9) : "Когда принцип реальности получает

силу, и голос отца с его запретами  начинает мало - помалу перерабатываться в голос 

собственной совести, -- начинается тяжелая, упорная борьба с инцестуозными 

влечениями, и они вытесняются  в бессознательное. Весь Эдипов комплекс подвергается

полной амнезии (забвению). На месте  вытесненных влечений рождается  страх и стыд; их

вызывает в душе самая мысль  о возможности полового влечения к матери… В 

дальнейшей жизни человек разыгрывает  все снова и снова, -- сам, конечно, совершенно

этого не сознавая, -- с новыми участниками  жизни это первичное событие  Эдипова 

комплекса, перенося на них свои вытесненные, а потому и вечно живые чувства  к матери

и к отцу. Это основано на так  называемом механизме перенесения… Под ним Фрейд

понимает бессознательное перемещение  вытесненных влечений, главным образом 

сексуальных, со своего прямого объекта  на другой -- замещающий".

Следует отметить, что процесс вытеснения Эдипова комплекса не всегда проходит

безболезненно для ребенка. Иной раз случается, что он приводит к образованию разного

рода  невротических заболеваний. И особенно -- детских фобий (10).

И быть может потому, именно процесс  выхода из Эдипова комплекса, Фрейд  считал очень «важным»  в  последующей судьбе индивида. И уже тогда,-- именно в выборе постороннего реального объекта, он видел возможность: "… отделить либидозные желания от матери… и примириться с отцом, если он оставался с ним во вражде, или освободиться от его давления, если он в виде реакции на детский протест попал в подчинение к нему. Эти

задачи,-- замечал Фрейд,--  редко удается… решить идеальным образом… А невротикам…

вообще не удается; сын всю свою жизнь склоняется перед авторитетом  отца…" (11).

И вот тут, на наш взгляд, стоит  отметить, что Франц Кафка, на протяжении всей

жизни так и не смог выйти из-под  влияния своего отца, Густава Кафки. Запись в дневнике

от 2 декабря 1921 года, подтверждает наше предположение. Кафка пишет: "Недавно представил себе, что малым ребенком я был побежден отцом и теперь из честолюбия не могу покинуть поле боя -- все последующие годы напролет, хотя меня побеждают снова и

снова". (12).

Стоит отметить, что психологическое  противостояние отца и сына действительно 

продолжалось на протяжении всего  времени их совместного существования. Худощавый

быть может даже с ярко выраженной худобой (при росте 183 см его вес  едва ли достигал

50 – 55 кг) -- вечно понурый, с  «опущенными» чертами лица, излишне  чувствительный,

 неуверенный в себе и легко  впадающий в отчаяние Франц Кафка, (для которого

пессимистичность и пониженность настроения явно были более чем характерной 

особенностью),   вызывал недовольство у крупного, жизнерадостного и 

самодовольного Германа Кафки. Всегда имеющий на все только свое  (обязательно

отличное от других)  мнение –  его отец явно представлял тот  особый тип личности, 

«твердолобость» которых не только не располагает  к каким-либо компромиссам в 

суждениях, но и вполне искренне считающих, что их   авторитет (сродни настоящей 

авторитарности) не должен вызывать ни у кого никаких сомнений. Ни в семье, ни у

работников.  (Герман Кафка оказался  неплохим коммерсантом: когда-то открытый им

небольшой магазинчик "модной" одежды, вскоре перерос в огромную оптовую  фирму,

разместившуюся на первом этаже дворца Кински на Большой площади старого города в

Вене. А  под конец жизни он вообще собирался продать свое предприятие, став

владельцем пятиэтажного доходного дома (15)).

 Но уже как бы то ни  было, не только Франц Кафка,  но и его сестры (да и  мать),-- 

находились под одним и тем  же «прессингом» зарвавшегося в своем  «самодурстве» 

«родителя». Причем, только мать Франца  -- Юлия Кафка – практически полностью

смирилась с таким «напором».  "Моя мать, -- писал Франц Кафка  Фелиции 

Бауэр, -- возлюбленная рабыня моего отца, который тиранит ее" (16).  Тогда

как Элли, Валли, и Оттла -- сестры Кафки -- точно также как и Франц, стремились

всяческими путями избежать подобной тирании.  Быть может потому и  относительно

рано (по крайней мере, две старшие  из них) «выскочили»  замуж.

К слову сказать, Франц Кафка  на протяжении всей жизни не

оставлял попыток показать «свою  значимость» перед отцом. А подобное, он мог сделать 

(вспомним Эдипов комплекс), только  «став с ним на один уровень». 

Макс Брод, его самый близкий   друг,  биограф и душеприказчик  (именно  ему мы обязаны посмертными публикациями Ф. Кафки, собственно и сделавшими Кафку  известным, -- тогда как, вспомним,  при жизни  были опубликованы лишь  несколько небольших сборников новелл) писал в биографии Кафки: "Вот почему Кафка хотел сконцентрироваться на литературной работе как на попытке "уйти от собственного отца…" (13).

Информация о работе Франц Кафка. Биография