Фольклорный театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:14, доклад

Описание работы

Фольклор (англ. Folklore, букв. – народная мудрость) – народное творчество. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Одним из видов народного искусства является фольклорный театр, представленный в разных видах и формах драматического исполнения.

Содержание

1.Народное творчество. Фольклорный театр...........................................3
2.Скоморохи................................................................................................3
3. Балаган………………………………………………………………….5
4. Раёк……………………………………………………………………...7
5. Особенности раешного стиха………………………………………….9
6. Виды народного кукольного театра…………………………………..10
6.1. Театр Петрушки. Образ Петрушки……………………………11
6.2. Кукольный театр Вертеп……………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Литра.docx

— 41.30 Кб (Скачать)

     Известный русский писатель Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «...была создана фигура ... известная  всем народам..... Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чорта и смерть, сам-жо остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов — именно он преодолеет всё и всех».

     Разрушаться "Комедия о Петрушке" начинает в начале XX века. Петрушечники стали  появляться на детских праздниках и  новогодних елках, текст сцен менялся, теряя свою остроту. Петрушка перестал убивать. Он размахивал дубинкой и разгонял своих врагов. Разговаривал он вежливо, а "свадьба" видоизменялась, превратившись в танец с невестой. Исчезла грубая простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар и млад.

     Кукольный театр вертеп получил название от своего назначения: представлять драму, в которой воспроизводился евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа в пещере, где нашли пристанище Мария и Иосиф. Первоначально представления вертепа давались только во время Святок, что подчеркивалось и в его определениях. В.И. Даль, например, писал:

«Вертеп – зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым  ходят о Святках, представляя  события и обстоятельства рождения И. Христа».

ВЕРТЕП (первоначальное значение слова – пещера, потаенное место), славянский народный кукольный рождественский театр (преимущественно украинский и русский). Наибольшее распространение получил в 17–19 вв.

     Вертеп  представлял собой переносной прямоугольный  ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который  мог состоять из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные  вертепы. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – обычные интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть (небо) обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; иногда сбоку устраивались макет пещеры или хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии и Иосифа, младенца Христа и домашних животных. Нижняя часть (земля или дворец) оклеивалась яркой цветной бумагой, фольгой и т. п., посередине на небольшом возвышении устраивался трон, на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны двери: из одной – куклы появлялись, в другой – исчезали.

     История российского вертепа поистине драматична. После Октябрьской революции, когда  начались гонения на церковь и  религию, основной удар пришелся на ритуалы  и обряды, связанные с Рождеством. Социальные потрясения 1920–1930-х привели  к тому, что народный кукольный  театр, – в том числе и вертеп, – в России был не просто прочно забыт, но практически утрачен. Отдельные виды народного театра сохранились только на окраинах советской империи – в некоторых деревнях Молдавии (Маланка) и Белоруссии (батлейка). Кое-где на Западной Украине сохранились, скорее, не вертепы, а некоторые вертепные традиции: в Рождество дети ходили колядовать с крошечными бумажными самодельными вертепчиками, скрываясь от бдительного присмотра властей. В России были забыты тексты вертепных представлений (с 1917 до 1980 не было опубликовано ни одного текста), практические принципы вождения кукол. Казалось, что живой народный вертеп потерян навсегда, и только в музеях Москвы, Ленинграда и Киева сохранились его следы – ящики и комплекты кукол.

     В 1980 Фольклорный ансамбль Дмитрия  Покровского решил восстановить вертеп для программы Русский  народный театр. Задача была тем сложнее, что нужно было, ничего не придумывая заново, реконструировать подлинный  вертеп, возвращаясь к истокам  народного театра. Покровский обратился  за содействием к исследователю  театра кукол, режиссеру, фотографу  Виктору Новацкому. Новацкий проделал огромную исследовательскую работу, изучая музейные вертепные экспонаты, пытаясь понять и «оживить» его кукольную жизнь. Им была проделана и сложнейшая текстологическая работа: по крохам собрано все, что было опубликовано в начале 20 в., добавлены фрагменты из двух неопубликованных вертепных текстов, предоставленных сотрудником кафедры фольклора МГУ Э.Померанцевой. Найдены были и описания вертепных представлений, на которые опирались в своей работе над спектаклем Дмитрий Покровский и его артисты: необходимо было восстановить и голосовые особенности вертепных актеров, оградив их от возможных современных анахронизмов.

     Результат восстановления был неожиданным: вертепное  действо оказалось сакральным, показав  глубокое родство с мистерией, мифом. Вертеп Покровского и Новацкого положил начало возрождению живого народного театра в России, – той его ветви, которая имеет к петрушечному и балаганному театру весьма отдаленное отношение.

     После падения советской власти и легализации  православия кукольные и т.н. «живые»  вертепы (в которых куклы замещаются актерами) стали появляться во множестве. На практике подтвердился принцип, открытый Д. Покровским и В. Новацким еще при первом восстановлении вертепа: его эмоциональное воздействие на зрителя тем сильнее, чем нейтральнее произносится текст. В исполнении важно не актерское мастерство, а внутреннее отношение к происходящему. Тогда за скромным и непритязательным действием разворачивается не только двухтысячелетняя история христианства, но и более древние обряды и ритуалы, связанные с календарным циклом. Так, например, считается, что вертеп нельзя играть вне Святок – времени от Рождества до Крещения. На Украине бытует поверье, что играть вертеп в другие дни – тревожить души предков. Однако Дмитрий Покровский, безусловный авторитет в области фольклора, утверждал, что причины этого запрета в другом. Как невозможно петь «летние» песни зимой, – голоса не будут звучать, – так и рождественское действо не получит нужной энергетики в отрыве от конкретного календарного времени.

     Вертеп, – возможно, именно в силу сохранившихся  отзвуков языческих традиций, –  не входит в число канонических рождественских христианских действ. С 1990-х, когда православная религия переживает в России новый  виток своего развития, вертеп иногда играется для детей и на утренниках, проводимых церковью. Множество вертепов участвует и в светских Рождественских фестивалях искусств.

     Источники

  1. Большая советская энциклопедия. Москва, 1974 г.;
  2. Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре

    (XI-начало ХХ  вв.), СПб., 2003 г.;

  1. Онлайн Энциклопедия Кругосвет;
  2. Л. Кершнер "О "веселых молодцах" - скоморохах и других музыкантах";
  3. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона;
  4. Толковый словарь Ожегова;
  5. http://www.booth.ru/vertep/vert_yasch.htm

Информация о работе Фольклорный театр