Фольклорный театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:14, доклад

Описание работы

Фольклор (англ. Folklore, букв. – народная мудрость) – народное творчество. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Одним из видов народного искусства является фольклорный театр, представленный в разных видах и формах драматического исполнения.

Содержание

1.Народное творчество. Фольклорный театр...........................................3
2.Скоморохи................................................................................................3
3. Балаган………………………………………………………………….5
4. Раёк……………………………………………………………………...7
5. Особенности раешного стиха………………………………………….9
6. Виды народного кукольного театра…………………………………..10
6.1. Театр Петрушки. Образ Петрушки……………………………11
6.2. Кукольный театр Вертеп……………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Литра.docx

— 41.30 Кб (Скачать)

ДОКЛАД

по  дисциплине «Русская литература и культура»

на  тему «Фольклорный театр»

Содержание

1.Народное творчество. Фольклорный театр...........................................3

2.Скоморохи................................................................................................3

3. Балаган………………………………………………………………….5

4. Раёк……………………………………………………………………...7

5. Особенности  раешного стиха………………………………………….9

6. Виды народного  кукольного театра…………………………………..10

      6.1. Театр Петрушки. Образ Петрушки……………………………11

      6.2. Кукольный театр Вертеп……………………………………….15

     Фольклор (англ. Folklore, букв. – народная мудрость) – народное творчество. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Одним из видов народного искусства является фольклорный театр, представленный в разных видах и формах драматического исполнения.

     Народный  театр, бытующий в формах, органически  связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи  и земледельческие праздники, содержались  элементы перевоплощения. Театрализация  действия присутствовала в календарных  и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т.д.). В процессе исторического  развития в драматических действах усиливается творческое, игровое  начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд (например, русская игра-комедия "Пахомушка"), похоронный обряд (покойницкая игра "Маврух"). Подобные действа послужили у всех народов основой для дальнейшего развития народного театра и драмы. Народный театр в широком смысле непрофессионален, однако, у всех народов были свои специалисты театрального дела: древнеримские мимы, западноевропейские шпильманы, жонглёры, русские скоморохи, а также актёры-кукольники разных стран. Объединяясь в группы (в России назывались "ватаги"), они странствовали по городам и сёлам. Репертуар составляли пьесы фольклорного происхождения, позднее и переработки профессиональных пьес и др. литературных произведений.

     Издавна на Руси были скоморохи: комедианты, музыканты, певцы, плясуны, дрессировщики. Они  принимали участие в народных обрядах и праздниках. Об искусстве  скоморохов сложены пословицы («Всяк  спляшет, да не как скоморох»), песни  и былины. Их творчество отразилось в сказках, былинах, в разных формах народного театра. Они выступали  в местах народных зрелищ, на ярмарках. СКОМОРОХИ – странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Скоморохи известны с ХI в. и особенно были распространены в ХV – ХVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей. (Большой толковый словарь по культурологии.  Кононенко Б.И. 2003)

     Скоморохи бродили по Руси, потешали народ  своим искусством. Их знали в Киевской Руси, в Суздале и Владимире, в  Московском княжестве, в землях Новгородских - от берегов Днепра-реки до Студеного  моря (Ледовитого океана). Они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках, волынках и похожем  на скрипку гудке. В народе скоморохов любили, называли их "веселые молодцы", рассказывали про них в сказках, складывали пословицы, поговорки: "Рад скомрах о своих домрах", "Всякий спляшет, да не как скоморох", "Скоморох попу не товарищ". Духовенство, князья и бояре скоморохов не жаловали. Скоморохи веселили народ. К тому же у "веселых молодцов" не раз находилось смешное, острое словцо про попов, монахов и бояр. Уже в те времена скоморохов начали преследовать.

     Свободное житье было им только в Новгороде  Великом и в Новгородской земле. В этом вольном городе их любили и уважали. Скоморохом, музыкантом-профессионалом, был герой новгородских былин  певец-гусляр Садко, ставший "торговым гостем". Игрою на гуслях и пением он покорил морское царство - самого царя Морского и его дочь, прекрасную царевну Волхову. Там, где между  Ильмень-озером и озером Ладожским был "волок", где приходилось по земле волочить корабли, царевна Волхова разлилась, заструилась быстрою речкой. Так, по народному сказанию, певец-гусляр Садко открыл путь кораблям новгородским в далекие страны, в "океан-море синее".

     Со  временем искусство скоморохов стало  более сложным и разнообразным. Кроме скоморохов, которые играли, пели и плясали, появились скоморохи  актеры, акробаты, жонглеры, скоморохи  с дрессированными животными, появился кукольный театр.

     Чем веселей было искусство скоморохов, чем больше высмеивали они князей, дьяков, бояр и попов, тем сильнее становились гонения на "веселых молодцов". По городам, деревням и селам рассылались указы - гнать скоморохов, бить их батогами, не позволять народу смотреть на "бесовские игрища".

Изменилась  и судьба новгородских скоморохов. Новгород потерял свою вольность. Скоморохов стали преследовать и здесь. Одних  вывозили в Москву, в царские и  княжеские дворы; другие расселились  по глухим местам Новгородской земли. И по сей день на севере встречаются названия: деревня Скоморохово, мыс Скомороший. Иные скоморохи оказались очень далеко от родных краев. Селились они и в средней России, и в Сибири. Поэтому следы скоморошьих песен можно найти и сейчас по всей нашей стране. Но особенно много их в бывшей Новгородской земле.

     Образы  скоморохов и их музыка вошли в  произведения русских композиторов-классиков: "Камаринская" Глинки, где звучит плясовой скомороший напев, пляска скоморохов в опере "Снегурочка" Римского-Корсакова; скоморохи Скула и Брошка в  опере Бородина "Князь Игорь"...

     Народное  искусство скоморохов в измененном виде живет полной жизнью в наши дни: кукольные театры, цирк с его  акробатами, жонглерами и дрессированными  животными, эстрадные концерты с  их меткими частушками и песнями, оркестры и ансамбли русских народных инструментов развились в отдельные  большие области из разнообразного веселого искусства скоморохов.

     Во  второй половине XVIII в. происходит разделение в сфере искусства — по критериям  «высокого» и «низкого», а народного  — на «городское» и «крестьянское».  Городской фольклор оказался тесно связанным с ярмарочной культурой, для которой XVIII в. также стал отправной точкой развития (к 1830 г. в стране действовало около 1700 ярмарок). Ярмарка воспроизводила атмосферу всенародного праздника по духу близкого карнавалу, в ее пространство включались трактиры, кабаки, центры увеселений, в нем находили свое место и торговцы, и праздный люд, бродяги, воры, нищие. Ярмарка являлась основным средством реализации городской фольклорной культуры, одним из главных ярмарочных зрелищ выступал балаган.

     БАЛАГА́Н, (перс. balahana - балкон) – 1. Легкая деревянная постройка для ярмарочных зрелищ. 2. Народное театральное зрелище с примитивной сценической техникой; театральный стиль, основанный на подражании этой примитивной технике (театр.) 3. Временная деревянная будка для ярмарочной торговли. (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940). Балаганы традиционно устраивались на площадях (первый балаган был открыт в Москве в 1765 г. бесплатно, что связывалось с установкой власти на легализацию городских народных гуляний с целью уравнять в праве на них представителей всех сословий). Балаган олицетворял центр праздничного веселья и служил комплексным воплощением многих видов искусств: театра, пантомимы, клоунады и проч. Композиционный принцип балаганного, и в целом, ярмарочного зрелища – типично гротескный: соединить в одном явлении (по крайней мере, месте) известное, знакомое и необычное, экзотическое (причем последнее нередко достигалось путем открытого обмана и жульничества). Невиданному и экзотическому отдавалось естественное предпочтение. Демонстрировались великаны, сатиры, бородатые женщины, лилипуты, женщины-рыбы. В балаганах Санкт-Петербурга в 1870-90-х гг. на всеобщее обозрение выставлялись теленок о двух головах, мумия «египетского царя-фараона», дикарь с острова Цейлон, поедающий живых голубей, человек, пьющий керосин и закусывающий рюмкой, «дама-паук», «девочка-сирена» с русалочьим хвостом и многое другое. Обычное подавалось как необычное, страшное обращалось в веселое. Народ шел на «зрелище» и ярмарочные устроители делали все, чтобы не разочаровать публику. Отсюда использование приемов неожиданности, потрясения, чрезмерности, так что посетитель уходил ошеломленный, подавленный избытком эмоций. Создавалось немыслимое буйство красок, шума, движения, сливавшееся в «гигантский, чудовищный, безобразный хаос»6. Вспоминая о своих впечатлениях от первого посещения балагана, А. Бенуа писал: «...я вышел из балагана одурманенный, опьяненный, безумный...». Именно на подобный резонанс – не просто получения удовольствия или эстетических эмоций, а производство шока, смешения чувств, доведения до экзальтации, соединенной с потрясением, — рассчитывались ярмарочные действа. Если балаган не переворачивал частных норм, то в целом он представлял собой подлинный антимир, полный ярких красок, необычных костюмов, кричащих вывесок трактиров, аттракционов, звучания шарманок, труб, флейт, боя барабанов. Любой цвет, звук, слово усиливались чрезмерностью, нарушающей предел привычного восприятия.

       Собственно сам балаган (от  персидск. «балахане» — верхняя комната, балкон)  – это спектакль, сценическое действо. Фактически его фабула едва намечалась и не имела особой значимости, она лишь должна была соответствовать общей ярмарочной атмосфере суматохи, путанице понятий, беспорядку. Беспорядок собственно и являлся той «упорядочивающей» структурой, согласно которой организовывалась ярмарочная жизнь. «Бешеный темп», «пулеметная дробь акробатических трюков», «элементы абсурда» — таковы выдержки из анонсов газет по поводу арликинады англичан братьев Ганлон-Ли, выступавших в балагане на Марсовом поле в Санкт-Петербурге в 1875- 1877 гг.

       Композиционно сходным оказывался  и кукольный театр Петрушки, ставший  постоянным спутником ярмарки  с 1840-х гг. Несмотря на незамысловатость  и примитивизм, «комедия» пользовалась  неизменным успехом. Полная алогизмов,  нелепиц, бестолковой суеты, она  внушала зрительские симпатии  и тем, что главный герой  по ходу действия расправлялся  с персонами, олицетворяющими  высший порядок – квартальным  полицейским, воинским начальником,  лекарем, т.е. производил поругание  официально принятого порядка.

       Помимо действий, важнейшим орудием  воздействия на настроение публики  являлось ярмарочное слово. Балаганное  слово – шутка или рассказ,  острое и меткое высказывание  в адрес толпы, балагурство.  Последнее представляет собой  непрерывный поток шуток, присказок,  словесных сочетаний, образованных  рифмованием и аллитерацией.

     Это смеховой монолог «ни о чем», главное  – его непрерывность, поскольку  прекращение монологического процесса, удерживающего единство, слитность  фона антимира, немедленно приводит к  его исчезновению и возвращению  от смеха к заботе и серьезности. Балагурство «разрушает значение слов и коверкает их внешнюю форму», «вскрывает нелепость в строении слов», т.е. обращает семантический  порядок в хаос. Решению данной задачи способствует рифма, позволяющая  выстраивать в один ряд слова принадлежащие различным, далеким друг от друга семиотическим кодам, но сходные по звучанию; рифма «оглупляет» слово, десемантизирует старые значения и создает новые, непривычные. Одновременно она маркирует текст, свидетельствуя, что перед нами мир недействительный, буффонный. Выполняя роль средства достижения комического эффекта, рифма создает морфологические симбиозы, соединяет логически несоединимое, порождая словосочетания — «монстры». Рифмованный поток сохраняет постоянную незавершенность, открытость текста, позволяя бесконечно присоединять к нему слова с новым значением.

     Другим  видом представлений на ярмарках был передвижной театр картинок – раёк. Это название связано  с содержанием картинок из библейских и евангельских сюжетов. РАЕК – в зрелищных искусствах термин имеет два значения. 1. Устаревшее название верхнего яруса театра, то же, что и галерка. 2. Потешная панорама, вид народного увеселения на ярмарочных гуляниях. Раек представляет собой небольшой ящик с отверстиями в передней стенке (часто – снабженными увеличительными стеклами), внутри которого перематывается с одного катка на другой длинная полоса с какими-либо изображениями. Зрители наблюдают сквозь отверстия картинки, а раешник – владелец панорамы – передвигает изображения и комментирует их.

     Раек  был одним из самых популярных увеселений, процветавших во время  народных гуляний на протяжении всего 19 в. Его происхождение восходит к большим панорамам, привозимым иностранными гастролерами в Россию на балаганные гуляния примерно с  последней трети 18 в. Отсюда, скорее всего, ведет свое происхождение  и само название аттракциона: в основании  панорамы когда-то лежало европейское  т.н. «Райское действо» (Раrаdеissрiеl), использующее библейские сюжеты.

     Билет на просмотр стоил от 1 коп. до 5 коп. за весь репертуар. При этом сюжеты русского райка были чрезвычайно разнообразны: из библейских тем особенно популярен был Адам со своим семейством; богатыри (Илья Муромец, Микула Селянинович и др.); государственные деятели и знаменитые люди (Бисмарк, Наполеон, Суворов, Степан Разин, танцовщица Фанни Эльслерт, Балакирев и др.); батальные сцены, в которых чаще всего воспевались победы русского оружия; видовые панорамы (Петербург, Италия, Франция, Германия); исторические события; коллекции «уродов» и карликов; моды; и т.д. Сравнительно небольшие отверстия для просмотра (особенно если в них отсутствовали увеличительные стекла) не давали возможности зрителям прочитать надписи под картинками, поэтому основной частью потешной панорамы становились комментарии раешника (т.н. «рацея»). Это были остроумные прибаутки, широко использовавшие различные художественные приемы и близкие ко многим малым фольклорным жанрам. Здесь использовались фрагменты песен, пословицы, поговорки, прибаутки, небылицы и т.д. Функционально рацея близка к выкрикам торговцев и жанрам, основанным на формулах (календарные приговоры, заклички и т.д.). В балаганной практике существовало два типа раешных комментарией-рацей: эмоциональные и нарочито бесстрастные, в котором раешник выделял голосом смысловые акценты. В рацеях широко использовалось звукоподражание, что помогало «оживить» статичную картинку, придать ей действенный характер.

Информация о работе Фольклорный театр