Фёдор Иванович Тютчев

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:45, реферат

Описание работы

Поэзия Фёдора Ивановича полна лиризма, драматизма и внутреннего напряжения. В своих произведениях он мог искренне чувствовать окружающий мир. Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законом бытия. Человек - это малая часть природы, мировозданья.

Содержание

Введение………………………………………………………2-3
Жизнь и творчество Тютчева………………………………..4-22
Заключение……………………………………………………23-24
Использованная литература…………………………………25

Работа содержит 1 файл

Реферат_Тютчев.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Художественно-поэтическим  выражением этой душевной драмы и  является любовная лирика Тютчева пятидесятых- шестидесятых годов. Сам поэт, как. видно  по его стихам и письмам, сочетал  в своем сердце эту "последнюю  любовь" с привязанностью к жене, которую он называл своим "земным провидением".

Пятидесятые годы — не только годы личных душевных потрясений, пережитых поэтом, но и годы тяжелых  испытаний его политического  мировоззрения. Под влиянием севастопольского поражения тютчевские взгляды на восточный вопрос претерпевают характерные изменения, общие большинству славянофилов. На смену идее политического объединения славянских племен была выдвинута в качестве более непосредственной задачи проблема духовного объединения славян. В связи с этим и высказывания Тютчева по этому вопросу лишаются прежней откровенно панславистской окраски. Даже тогда, когда он говорит, что славянские страны — “дроби, а Россия — знаменатель, и только подведением под этот знаменатель может осуществиться сложение этих дробей” он меньше всего имеет в виду политическое поглощение славянских стран Россией. Но это не значит, что вызванная сложившимися после Крымской войны обстоятельствами пассивная внешняя политика России в восточном вопросе приходилась Тютчеву по сердцу. В письмах, рассчитанных на известное распространение в петербургских, московских и даже заграничных гостиных, он старался уверить себя и других, что Россия “лучше всего соблюдает интересы славянства” своим невмешательством в славянские дела. “Наш договор по отношению к ним (славянам. — К. П.) слегка напоминает тот, который господь бог заключил с дьяволом по поводу своего верного друга и раба Иова. Он дал ему право мучить его и всячески досаждать ему, но с условием не посягать на его душу, на его жизнь”, — пишет однажды Тютчев княгине Е. Э. Трубецкой. Это было, конечно, лишь остроумным самоутешением для поэта. В письмах к жене он бывал более откровенным. Имея в виду русские правительственные сферы, он признается: “...я примиряюсь с нашим вынужденным бездействием в настоящую минуту, ибо их действительное бессилие составляет нашу единственную гарантию против бедственных последствий их ума”.

С февраля 1848 года Тютчев занимал должность старшего цензора  при Министерстве иностранных дел. На его обязанности лежал просмотр газетных статей и заметок по вопросам внешней политики. Занимая до конца своих дней должность председателя Комитета цензуры иностранной, Тютчев стремился, "не выходя из пределов закона ...постоянно соображаться с разумом закона, требованиями века и общества". Отчеты Тютчева свидетельствуют о постепенном из года в год сокращении числа запрещенных книг. Конечно, в понятие "требование века и общества" поэт вкладывал свое содержание. И тем не менее деятельность Тютчева-цензора (еще недостаточно изученная исследователями), принимая во внимание те условия, в которых она протекала, оправдывает характеристику, данную поэтом себе и своим сослуживцам, "державшим" при мысли "не арестантский, а почетный караул" ("Веленью высшему покорны...").

Пользуясь своим положением (в качестве председателя Комитета Тютчев являлся членом Совета Главного управления по делам печати) и связями (главным образом дружескими отношениями с Горчаковым), он не раз выступал в роли заступника изданий, подвергнутых цензурной каре или находившихся под угрозой преследования. Правда, издания, за которые ратовал поэт, были органами охранительного лагеря, но для поэта не было сомнения в том, что царская цензура вообще представляет собою не что иное, как "лицемерно-насильственный произвол". И борьба с таким произволом не раз приводила его к открытым столкновениям с начальством. Вот почему, несмотря на то, что вся общественно-политическая деятельность поэта отнюдь не была направлена на потрясение - основ самодержавного строя, в правительственных кругах он пользовался репутацией фрондера и "либерала". Еще во время Крымской войны гр. Д. К. Нессельроде, сын канцлера, в разговоре с братом жены поэта осуждал Тютчева за "оппозицию правительству". Позднее, когда министр народного просвещения Е. П. Ковалевский предложил Александру II назначить в Комитет по делам книгопечатания Тютчева, Тургенева и нескольких других литературных деятелей, царь отклонил это предложение словами: "Что твои литераторы? Ни на одного из них нельзя положиться". И если Александр II терпел "литераторов" в рядах цензоров, так это потому, что он мог вполне "положиться" на следивших за ними Тимашевых и Шуваловых.

Зоркий наблюдатель  окружающей действительности, Тютчев остро ощущал гнилость и нравственную растленность старого мира. "...Если бы для государств и для отдельных  личностей можно было ставить  одинаковый диагноз, - пишет он в  одном из писем, - то следовало бы опасаться, судя по некоторым симптомам изнуряющей нас болезни, что это начало размягчения мозга". Характеризуя придворно-аристократические круги как "накипь русского общества", как "подделку под истинный народ", поэт неизменно противопоставлял им "настоящий народ". Он верил в то, что русский народ, несущий на своем теле многовековые "рубцы насилий и обид", таит в себе могучие нравственные силы - залог великого будущего.

В поэтическом творчестве Тютчева шестидесятых — начала семидесятых  годов преобладают стихи на политические темы и мелкие стихотворения “на случай”. И те и другие нередко писались поэтом как бы по обязанности, что оправдывает частое отсутствие в них подлинного вдохновения. Сколь бы иронически ни отзывался порою сам Тютчев о “бесполезном и смешном пережевывании общих мест” славянофильства, его политические стихотворения все же грешат такими “общими местами”. Близость Тютчева к придворно-правительственным сферам, цену которым в глубине души он прекрасно знал, наложила на многие из его политических стихов печать откровенной реакционности и полуофициозности. Было бы тем не менее ошибочным на основании этих стихотворений, обычно в художественном отношении риторически холодных, говорить о творческом ущербе Тютчева. Наряду с ними мы находим в его поэзии этих лет великолепные стихи так называемого “денисьевского цикла” и превосходные образцы лирики природы (“Как хорошо ты, о море ночное...”, “Как неожиданно и ярко..”, “В небе тают облака...” и др.), принадлежащие к числу признанных шедевров поэта.

Последние годы жизни Тютчева были омрачены тяжелыми утратами. В 1870 году умерли его старший сын Дмитрий  и брат Николай, в 1872 году - младшая  дочь Мария. Физические силы самого Тютчева  слабели с каждым годом. Но вопреки  его собственному горькому признанию: "Живая жизнь давно уж позади", - не угасал в нем острый интерес к окружающей действительности.

События, совершающиеся  в Западной Европе (франко-прусская война, объединение Германии, гражданская  война 1871 года во Франции), привлекали к себе пристальное внимание поэта. С таким же интересом относился он и к русской общественно-политической жизни. В 1872 году Тютчев целыми днями просиживал на так называемом "нечаевском" процессе. Весной следующего года, прикованный к постели тяжелым предсмертным недугом, он диктовал пространные письма на политические темы. "Сделайте так, чтобы я хоть немного чувствовал жизнь вокруг себя" - с такими словами обращался поэт к своим близким, когда уже не дни, а часы его были сочтены .

Умер Тютчев 15 (27) июля 1873 года в Царском Селе и похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, проанализировав  всю биографию поэта можно  сделать выводы. Тютчев вошел в историю русской литературы  и в сознание читателя прежде всего как певец природы. Уже первые издатели и исследователи поэзии Тютчева- Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.А. Фет, В.С. Соловьев- отмечали не только красоту и живописность картин природы поэта, но и глубокое философское содержание. Один из видных советских исследователей и биографов Тютчева, К. Пигарев, справедливо  отмечал, что только "у одного Тютчева философское восприятие природы составляло в такой сильнейшей степени самою основу видения мира поэта".

Ф.И. Тютчев в своей  лирике природы стремится показать не столько красоту пейзажа, сколько выразить свои взгляды на вселенную, на окружающий человека мир, на закономерности бытия. В центре внимания Тютчева-поэта были не выражение своей любви к природе, а раскрытие тайн мироздания, законов жизни природы, отношения человека к вселенной, Земле, к другому человеку.

В философии человека, так же как  и в философии природы, кардинальным положением Тютчева является утверждение  двойственности, единства полярностей  в человеке, как в его частной  жизни, так и в общественной.

Естественно, что в  стихотворениях о жизни общества и индивидуума появляются новые  художественные формы и средства для выражения сложных отношений  человека к человеку, человека к  обществу. Расширяется тематика стихотворений, они наполняются новым политическим содержанием,  появляется тенденция ко всестороннему описанию характера героя. Это стремление приводит поэта к созданию  стихотворных циклов : цикл стихотворений о Наполеоне, стихи со славянофильской тематикой- “Славянам”, “Чехии от  московских друзей” и др.

Главными проблемами стихотворений становятся человек  и история, человек и общество, человек и современность, и наконец, любовь, ее роль  в жизни человека.

В 50-60 –е годы  в поэзии Тютчева  усиливаются трагические ощущения и акценты, как в обрисовке душевного состояния индивидуума, так и  в оценке жизни общества. Натурфилософских стихотворений в этот период почти нет, но во много раз увеличилось количество политических. В центре внимания поэта- тема России, ее роли в мировой политике, ее места в мире.

Резко изменился и  характер любовной лирики. Любовная лирика зарубежного периода была  жизнерадостной, переполнена утверждением ярких, сильных, жизнеутверждающих мотивов, красок, образов.

После возвращения в  Россию любовная лирика носит явно трагический характер, что подтверждается почти каждым стихотворением "денисьевского" цикла.

Лирика природы этого  периода свидетельствует о  тенденции  к простоте, правдивому и точному  описанию природы и быта русского народа. Эта тенденция выявляется во многих стихах и особенно ярко в стихотворениях “Русской женщине”, “Эти бедные селенья”, “Есть в осени первоначальной” и др.

Поэзия Тютчева, как  и многие другие литературные явления  прошлого, далеко не сразу получила всеобщее признание. Было время, когда Тютчева считали поэтом “для немногих”, и в этом некоторые видели особую ценность его лирики. В наши дни о Тютчеве более “не спорят”. Его изучают и — что гораздо важнее — читают. Поэзия Тютчева давно уже перестала быть достоянием немногих “посвященных”. Шире и шире становится круг ее ценителей. Читатель хранит в золотом фонде русской классической литературы лучшие достижения этого лирика-мыслителя, вдохновенного и вдумчивого певца природы, тонкого и проникновенного выразителя сложных человеческих чувств и переживаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература.

1.Аксаков И.С. “Биография Тютчева” М.: АО "Книга и бизнес", 1997. - 175

2. Асадулаева Г.Х. “  Ф.И. Тютчев в оценке Владимира  Соловьёва”. 2 часть.

3. Лотман Ю.М. “ О  поэтах и поэзии”.-СПБ: Искусство-СПБ, 1996

4.Мегаева К.И.”Поэзия Ф.И.Тютчева” 1 часть

5. Пигарев “Жизнь и  творчество Тютчева” М. 1962

6. Письмо Д. Ф. Тютчевой к Е. Ф. Тютчевой от 20 августа 1855

7. Письмо к Эрн. Ф. Тютчевой от 31 августа 1846 г. Подлинник по-французски. “Стихотворения. Письма “. 391с

 


Информация о работе Фёдор Иванович Тютчев