Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:45, реферат
Поэзия Фёдора Ивановича полна лиризма, драматизма и внутреннего напряжения. В своих произведениях он мог искренне чувствовать окружающий мир. Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законом бытия. Человек - это малая часть природы, мировозданья.
Введение………………………………………………………2-3
Жизнь и творчество Тютчева………………………………..4-22
Заключение……………………………………………………23-24
Использованная литература…………………………………25
Содержание.
Введение.
Фёдор Иванович Тютчев – великий русский поэт 19 века. Н. А. Полевой отозвался о Тютчеве как о поэте, подающем “блестящие надежды”. А. С. Пушкин с “изумлением и восторгом” отнесся к доставленным ему из Германии стихам Тютчева и напечатал их в “Современнике”. Критические статьи И. С. Тургенева и А. А. Фета, отзывы Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого и других хотя и выражали разные идейно-эстетические позиции, однако в целом свидетельствовали о признании истинного таланта Тютчева в литературных кругах.
Поэзия Фёдора Ивановича полна лиризма, драматизма и внутреннего напряжения. В своих произведениях он мог искренне чувствовать окружающий мир. Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законом бытия. Человек - это малая часть природы, мировозданья.
Тютчевская мысль о противостоянии и, в то же время, о единстве миров природы и человека часто воплощается в двучастной композиции его стихотворений.
Тютчев был страстной и увлекающейся личностью, имел “горячее сердце”. Ему принадлежат много произведений, посвящённых любви. “Поклонение женской красоте и прелестям женской натуры, - было всегда слабостью Фёдора Ивановича с самой ранней его молодости,- поклонение, которой соединялось с очень серьёзным и даже очень скоро проходящим увлечением тою или другой особой”.
Любовь и природа – вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажей.
Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам искусства романтизма.
Его стихи наполнены чувственностью, нежностью, любовью к родной русской природе, любовью к женщине.
В своём реферате я попробую раскрыть основные периоды его творчества. Что подвигало его на стихи, как это было связано с его жизненной ситуацией.
Жизнь и творчество Тютчева.
Фёдор Иванович Тютчев родился родился 23 ноября (5декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Он принадлежал к стародворянской среднепоместной семье. Раннее детство Тютчева протекало в Овстуге. Мальчик жил в мире фантазии. Для него словно не существовало грани между мечтой и реальной действительностью. И каким непохожим на создание его детского воображения предстал перед ним Овстуг, когда он посетил это место много лет спустя, имея за плечами более половины прожитой жизни! “Старинный садик, 4 больших липы, хорошо известных в округе, довольно хилая аллея шагов во сто длиною и казавшаяся мне неизмеримой, весь прекрасный мир моего детства, столь населенный и столь многообразный, — все это помещается на участке в несколько квадратных сажен...”, — писал он с печальной иронией и невольным сожалением об утраченном. Овстуг был для зрелого Тютчева “как бы призраком его детских грез”, “немощным и смутным” призраком “забытого, загадочного счастья”.
То, что Тютчев, по собственному признанию, начал впервые чувствовать и мыслить именно в Овстуге, среди русских полей и лесов, имело, несомненно, очень большое значение для его будущего развития как поэта. В часы, когда над землей сгущались весенние сумерки, он любил бродить по молодому лесу возле сельского кладбища и собирать душистые ночные фиалки. В тишине и мраке наступающей ночи их благоухание наполняло его душу “невыразимым чувством таинственности” и погружало в состояние “благоговейной сосредоточенности”. В этих прогулках зарождалось то обостренное, проникнутое романтикой восприятие природы, которое станет со временем отличительной особенностью тютчевской лирики.
Зимние месяцы – во всяком случае
с того времени, когда для детей
начались годы учения – Тютчевы
проводили в Москве, где у них
был собственный дом в
Первоначальное образование
Страстный поклонник Державина и Дмитриева, хороший знаток латинской и итальянской классической поэзии, Раич познакомил своего питомца с лучшими произведениями русской и мировой литературы. "С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, - рассказывал впоследствии в своей автобиографии Раич, - когда, бывало, весною и летом, живя в подмосковной, мы вдвоем с Федором Ивановичем выходили из дому, запасались Горацием, Виргилием или кем-нибудь из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений Поэзии". Там же, говоря о необыкновенных способностях своего "даровитого от природы" ученика, Раич упоминает о том, что по "тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом".
К какому времени относятся первые поэтические опыты Тютчева, неизвестно. Летом 1855 года, гуляя с дочерью в окрестностях Овстуга, поэт показал ей рощицу, в которой некогда, будучи ребенком, он похоронил найденную им в траве мертвую горлицу, написав при этом стихотворную эпитафию. Эпизод этот не поддается точному хронологическому приурочению. По словам дочери поэта, передававшей рассказ отца, в похоронах горлицы принимал участие его “menin”- пестун, воспитатель. Это мог быть Раич. Сама эпитафия утрачена. Все же надо думать, что она представляла собой одну из первых поэтических попыток Тютчева.
С 1819 по 1821 год Тютчев учился в Московском университете на словесном факультете. Истоки романтизма Тютчева восходят к философско-романтическим начинаниям кружка Раича и связанных с ним любомудров. Поэзия Ломоносова, Державина, Карамзина и Жуковского оставил глубокий след в творчестве Тютчева. Об этом свидетельствуют ранние стихи поэта начала 1810-20-х годов.
Через год с небольшим после первого литературного успеха Тютчева, 8 марта 1819 года, в Обществе любителей российской словесности было прочитано другое его стихотворение — “Послание Горация к Меценату, в котором приглашает его к сельскому обеду”. Это большое стихотворение — вариация на тему 29-й оды Горация из третьей книги “Од”. Заглавие придумано Тютчевым.
Если знакомством с лирикой Горация Тютчев и был непосредственно обязан Раичу, то, подражая латинскому поэту, он разделял увлечение его творчеством, присущее многим русским поэтам конца XVIII — начала XIX века. В это время “горацианство” становится сродни “анакреонтике”. Гораций воспринимается прежде всего как певец личной свободы, благоразумной умеренности, скромных житейских благ, любви и дружбы, обретаемых вдали от дел государственных, в “хижине убогой”, “под кровом сельского Пената” Горацием вдохновляются Державин и в особенности его друг Капнист.
В “Послании Горация к Меценату” Тютчев довольно далеко отступает от своего литературного источника. Русский текст значительно пространнее латинского (97 строк вместо 64). Тютчев не сохраняет ни строфического построения, ни метра подлинника: алкеевы строфы Горация переложены у него вольным, свободно рифмованным ямбом. При наличии некоторой словесной архаики (возженны, крины, лиют, храмины позлащены, — наследия одической поэзии XVIII века, — послание обнаруживает заметное тяготение к сентиментально-романтическому стилю.
Тютчев принимает живое
Студенческие годы Тютчева совпали с периодом реакции как во внешней, так и во внутренней политике царского правительства. На международных конгрессах Россия последовательно отстаивала принципы Священного союза, созданного для борьбы с революцией и «безверием». Внутри страны все тяжелее и невыносимее становился гнет аракчеевщины, начинавшей, впрочем, вызывать первые попытки противодействия (возмущение Семеновского полка в 1820 году). В области народного просвещения и науки принимались усиленные меры к тому, чтобы “христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения”. С 1819 года и в Московском университете была открыта на отделении нравственно-политических наук кафедра богословия (до этого Московский университет являлся единственным из европейских университетов, в котором эта кафедра отсутствовала). Посещение лекций по этому предмету считалось обязательным для студентов всех отделений.
Дома Тютчев воспитывался в “страхе божьем” и преданности престолу. Стариком он вспоминал, как в пасхальную ночь мать подводила его, ребенка, к окну, и они вместе дожидались первого удара церковного колокола. В канун больших праздников у Тютчевых нередко служились всенощные на дому, а в дни семейных торжеств пелись молебны. В спальне и в детской блестели начищенные оклады родовых икон и пахло лампадным маслом. Но к студенческим годам Тютчев начал тяготиться обрядовой стороной религии, не хотел говеть. Мать сочла нужным подарить ему Библию на французском языке, надписав на ней своим крупным почерком: “Папинька твой желает, чтоб ты говел. Прости. Христос с тобой. Люби его”. Вынужденное говение, однако, не вызывает в нем серьезного настроения, которое хотел бы видеть его “папинька”, а наоборот. Зная, что Погодин собирается идти исповедоваться, Тютчев шутит: “... отпускаю вам все грехи, которые вы намереваетесь сказать священнику на исповеди — отпустите мне мои...”. В дерзком четверостишии он перефразирует слова великопостной молитвы Ефрема Сирина (“Господи и владыка живота моего, дух... празднословия не даждь ми”):
«Не дай нам духу празднословья!»
Итак, от нынешнего дня
Ты в силу нашего условья
Молитв не требуй от меня.
Тогда же, воспользовавшись текстом из 103 псалма: “Яко и вино веселит сердце человека”, Тютчев пишет шуточно-эпикурейское стихотворение “Противникам вина”, в котором подсмеивается над библейскими легендами о грехопадении первого человека и о Ное.
В общем же религиозное вольнодумство Тютчева-студента не выходило за рамки того поверхностного вольтерьянства, которое с середины XVIII века было достаточно распространено в русских дворянских кругах. Пугая своих старозаветных родителей “безбожием”, он в то же время внимательно изучает “Мысли” Паскаля и знакомит с ними Погодина. Книга французского мыслителя и апологета христианской религии наложила определенный отпечаток на мировоззрение поэта.
В 1820 году Тютчев пишет
большое стихотворение «Урания»
В ноябре 1821 года Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук, а в начале 1822 года поступил на службу в государственную коллегию иностранных дел. В Петербурге Тютчев нашел приют в доме своего богатого и влиятельного родственника графа Александра Ивановича Остермана-Толстого, которому вскоре довелось сыграть видную роль в его жизненной судьбе. У нас нет данных о том, какие знакомства удалось Тютчеву завязать по приезде в новый для него город. Однако, по-видимому, у него начали устанавливаться кое-какие отношения с петербургскими литературными кругами. По крайней мере весной 1822 года (в апреле-мае) в Вольном обществе любителей российской словесности было прочитано и одобрено его переложение элегии Ламартина «Одиночество». Но одним этим фактом и ограничилась связь поэта с петербургской литературной средой. Собиравшийся в это время за границу Остерман-Толстой испросил для Тютчева место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии.
В течение первых
шести лет пребывания за
С этого времени непосредственная связь Тютчева с русской литературной жизнью надолго прерывается или, вернее, ограничивается более или менее эпизодическими выступлениями со своими стихами на страницах русских журналов и альманахов, причем поначалу это были стихи, относящиеся к самым ранним годам пребывания Тютчева в Мюнхене и даже к годам, предшествовавшим его отъезду.