Фёдор Иванович Тютчев

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:45, реферат

Описание работы

Поэзия Фёдора Ивановича полна лиризма, драматизма и внутреннего напряжения. В своих произведениях он мог искренне чувствовать окружающий мир. Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законом бытия. Человек - это малая часть природы, мировозданья.

Содержание

Введение………………………………………………………2-3
Жизнь и творчество Тютчева………………………………..4-22
Заключение……………………………………………………23-24
Использованная литература…………………………………25

Работа содержит 1 файл

Реферат_Тютчев.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Содержание.

 

 

  1. Введение………………………………………………………2-3
  2. Жизнь и творчество Тютчева………………………………..4-22
  3. Заключение……………………………………………………23-24
  4. Использованная литература…………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Фёдор Иванович Тютчев – великий  русский поэт 19 века.   Н. А. Полевой отозвался о Тютчеве как о поэте, подающем “блестящие надежды”. А. С. Пушкин с “изумлением и восторгом” отнесся к доставленным ему из Германии стихам Тютчева и напечатал их в “Современнике”. Критические статьи И. С. Тургенева и А. А. Фета, отзывы Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого и других хотя и выражали разные идейно-эстетические позиции, однако в целом свидетельствовали о признании истинного таланта Тютчева в литературных кругах.

Поэзия Фёдора Ивановича  полна лиризма, драматизма и внутреннего напряжения. В своих произведениях он мог искренне чувствовать окружающий мир. Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законом бытия. Человек - это малая часть природы, мировозданья.

Тютчевская мысль о противостоянии и, в то же время, о единстве миров природы и человека часто воплощается в двучастной композиции его стихотворений.

Тютчев был страстной  и увлекающейся личностью, имел “горячее сердце”. Ему принадлежат много  произведений, посвящённых любви. “Поклонение женской красоте и прелестям женской натуры, - было всегда слабостью Фёдора Ивановича с самой ранней его молодости,- поклонение, которой соединялось с очень серьёзным и даже очень скоро проходящим увлечением тою или другой особой”.

Любовь и природа  – вот два основных мотива “чистого”  искусства Тютчева, а одной из ярких примет  его творчества является преобладание пейзажей.

Творческая судьба поэта  необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам искусства романтизма.

Его стихи наполнены  чувственностью, нежностью, любовью  к родной русской природе, любовью  к женщине.

В своём реферате я  попробую раскрыть основные периоды  его творчества. Что подвигало его на стихи, как это было связано с его жизненной ситуацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь и творчество Тютчева.

Фёдор Иванович Тютчев родился родился 23 ноября (5декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Брянского  уезда Орловской губернии. Он принадлежал к стародворянской среднепоместной семье. Раннее детство Тютчева протекало в Овстуге. Мальчик жил в мире фантазии. Для него словно не существовало грани между мечтой и реальной действительностью. И каким непохожим на создание его детского воображения предстал перед ним Овстуг, когда он посетил это место много лет спустя, имея за плечами более половины прожитой жизни! “Старинный садик, 4 больших липы, хорошо известных в округе, довольно хилая аллея шагов во сто длиною и казавшаяся мне неизмеримой, весь прекрасный мир моего детства, столь населенный и столь многообразный, — все это помещается на участке в несколько квадратных сажен...”, — писал он с печальной иронией и невольным сожалением об утраченном. Овстуг был для зрелого Тютчева “как бы призраком его детских грез”, “немощным и смутным” призраком “забытого, загадочного счастья”.

То, что Тютчев, по собственному признанию, начал впервые чувствовать и  мыслить именно в Овстуге, среди  русских полей и лесов, имело, несомненно, очень большое значение для его будущего развития как поэта. В часы, когда над землей сгущались весенние сумерки, он любил бродить по молодому лесу возле сельского кладбища и собирать душистые ночные фиалки. В тишине и мраке наступающей ночи их благоухание наполняло его душу “невыразимым чувством таинственности” и погружало в состояние “благоговейной сосредоточенности”. В этих прогулках зарождалось то обостренное, проникнутое романтикой восприятие природы, которое станет со временем отличительной особенностью тютчевской лирики.

Зимние месяцы – во всяком случае с того времени, когда для детей  начались годы учения – Тютчевы  проводили в Москве, где у них  был собственный дом в Армянском  переулке.

Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Он обучался истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам — французскому, немецкому и латинскому. С 1813 года его учителем русского языка, одновременно руководившим и общим воспитанием мальчика, был молодой поэт Семен Егорович Амфитеатров, известный в литературе под фамилией Раича. Сын сельского священника, за несколько лет до того окончивший Севскую семинарию, Раич не принял духовного сана, так как мечтал учиться в Московском университете. Между Раичем и Тютчевым скоро установились дружеские отношения. “Необыкновенные дарования и страсть к просвещению милого воспитанника изумляли и утешали меня, — вспоминает Раич в автобиографии, — года через три он уже был не учеником, а товарищем моим, — так быстро развивался его любознательный и восприимчивый ум”.

Страстный поклонник Державина и Дмитриева, хороший знаток латинской и итальянской классической поэзии, Раич познакомил своего питомца с лучшими произведениями русской и мировой литературы. "С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, - рассказывал впоследствии в своей автобиографии Раич, - когда, бывало, весною и летом, живя в подмосковной, мы вдвоем с Федором Ивановичем выходили из дому, запасались Горацием, Виргилием или кем-нибудь из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений Поэзии". Там же, говоря о необыкновенных способностях своего "даровитого от природы" ученика, Раич упоминает о том, что по "тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом".

К какому времени относятся  первые поэтические опыты Тютчева, неизвестно. Летом 1855 года, гуляя с  дочерью в окрестностях Овстуга, поэт показал ей рощицу, в которой  некогда, будучи ребенком, он похоронил  найденную им в траве мертвую  горлицу, написав при этом стихотворную эпитафию. Эпизод этот не поддается точному хронологическому приурочению. По словам дочери поэта, передававшей рассказ отца, в похоронах горлицы принимал участие его “menin”-  пестун, воспитатель. Это мог быть Раич. Сама эпитафия утрачена. Все же надо думать, что она представляла собой одну из первых поэтических попыток Тютчева.

С 1819 по 1821 год Тютчев учился в Московском университете на словесном  факультете. Истоки романтизма Тютчева   восходят к философско-романтическим  начинаниям кружка Раича и связанных с  ним любомудров. Поэзия Ломоносова, Державина, Карамзина и Жуковского оставил глубокий след в творчестве Тютчева.  Об этом  свидетельствуют ранние стихи поэта начала 1810-20-х годов.

Через год с небольшим после  первого литературного успеха Тютчева, 8 марта 1819 года, в Обществе любителей российской словесности было прочитано другое его стихотворение — “Послание Горация к Меценату, в котором приглашает его к сельскому обеду”. Это большое стихотворение — вариация на тему 29-й оды Горация из третьей книги “Од”. Заглавие придумано Тютчевым.

Если знакомством с лирикой  Горация Тютчев и был непосредственно  обязан Раичу, то, подражая латинскому поэту, он разделял увлечение его  творчеством, присущее многим русским  поэтам конца XVIII — начала XIX века. В это время “горацианство” становится сродни “анакреонтике”. Гораций воспринимается прежде всего как певец личной свободы, благоразумной умеренности, скромных житейских благ, любви и дружбы, обретаемых вдали от дел государственных, в “хижине убогой”, “под кровом сельского Пената” Горацием вдохновляются Державин и в особенности его друг Капнист.

В “Послании Горация к Меценату”  Тютчев довольно далеко отступает от своего литературного источника. Русский  текст значительно пространнее  латинского (97 строк вместо 64). Тютчев не сохраняет ни строфического построения, ни метра подлинника: алкеевы строфы Горация переложены у него вольным, свободно рифмованным ямбом. При наличии некоторой словесной архаики (возженны, крины, лиют, храмины позлащены, — наследия одической поэзии XVIII века, — послание обнаруживает заметное тяготение к сентиментально-романтическому стилю.

Тютчев принимает живое участие  в литературной жизни университета. Стихи молодого поэта обсуждаются  Мерзляковым и его учениками, читаются в публичных собраниях, печатаются в "Трудах Общества любителей российской словесности".

Студенческие годы Тютчева совпали  с периодом реакции как во внешней, так и во внутренней политике царского правительства. На международных конгрессах Россия последовательно отстаивала принципы Священного союза, созданного для борьбы с революцией и «безверием». Внутри страны все тяжелее и невыносимее становился гнет аракчеевщины, начинавшей, впрочем, вызывать первые попытки противодействия (возмущение Семеновского полка в 1820 году). В области народного просвещения и науки принимались усиленные меры к тому, чтобы “христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения”. С 1819 года и в Московском университете была открыта на отделении нравственно-политических наук кафедра богословия (до этого Московский университет являлся единственным из европейских университетов, в котором эта кафедра отсутствовала). Посещение лекций по этому предмету считалось обязательным для студентов всех отделений.

Дома Тютчев воспитывался в “страхе божьем” и преданности престолу. Стариком он вспоминал, как в пасхальную ночь мать подводила его, ребенка, к окну, и они вместе дожидались первого удара церковного колокола. В канун больших праздников у Тютчевых нередко служились всенощные на дому, а в дни семейных торжеств пелись молебны. В спальне и в детской блестели начищенные оклады родовых икон и пахло лампадным маслом. Но к студенческим годам Тютчев начал тяготиться обрядовой стороной религии, не хотел говеть. Мать сочла нужным подарить ему Библию на французском языке, надписав на ней своим крупным почерком: “Папинька твой желает, чтоб ты говел. Прости. Христос с тобой. Люби его”. Вынужденное говение, однако, не вызывает в нем серьезного настроения, которое хотел бы видеть его “папинька”, а наоборот. Зная, что Погодин собирается идти исповедоваться, Тютчев шутит: “... отпускаю вам все грехи, которые вы намереваетесь сказать священнику на исповеди — отпустите мне мои...”. В дерзком четверостишии он перефразирует слова великопостной молитвы Ефрема Сирина (“Господи и владыка живота моего, дух... празднословия не даждь ми”):

«Не дай нам духу празднословья!» 
Итак, от нынешнего дня 
Ты в силу нашего условья 
Молитв не требуй от меня.

Тогда же, воспользовавшись текстом из 103 псалма: “Яко и вино веселит сердце человека”, Тютчев пишет шуточно-эпикурейское стихотворение “Противникам вина”, в котором подсмеивается над библейскими легендами о грехопадении первого человека и о Ное.

В общем же религиозное вольнодумство  Тютчева-студента не выходило за рамки того поверхностного вольтерьянства, которое с середины XVIII века было достаточно распространено в русских дворянских кругах. Пугая своих старозаветных родителей “безбожием”, он в то же время внимательно изучает “Мысли” Паскаля и знакомит с ними Погодина. Книга французского мыслителя и апологета христианской религии наложила определенный отпечаток на мировоззрение поэта.

В 1820 году Тютчев пишет  большое стихотворение «Урания». Написанное для прочтения на годичном акте университета, оно прежде всего напоминает стихи на академические торжества, составляющие целый раздел в собрании сочинений Мерзлякова.

В ноябре 1821 года Тютчев окончил университет  со степенью кандидата словесных  наук, а в начале 1822 года поступил на службу в государственную коллегию иностранных дел. В Петербурге Тютчев нашел приют в доме своего богатого и влиятельного родственника графа Александра Ивановича Остермана-Толстого, которому вскоре довелось сыграть видную роль в его жизненной судьбе. У нас нет данных о том, какие знакомства удалось Тютчеву завязать по приезде в новый для него город. Однако, по-видимому, у него начали устанавливаться кое-какие отношения с петербургскими литературными кругами. По крайней мере весной 1822 года (в апреле-мае) в Вольном обществе любителей российской словесности было прочитано и одобрено его переложение элегии Ламартина «Одиночество». Но одним этим фактом и ограничилась связь поэта с петербургской литературной средой. Собиравшийся в это время за границу Остерман-Толстой испросил для Тютчева место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии.

 В течение первых  шести лет пребывания за границей  поэт и числился "сверх штата"  при русской миссии и лишь  в 1828 году получил место младшего  секретаря. Эту должность он  занимал вплоть до 1837 года. Однажды в письме к родителям Тютчев иронизировал над тем, что "пережил" всех своих старших товарищей по службе, а сам не получил никакого повышения. Но поэт, как он сам признавался, "не умел" служить, - иначе сказать, выслуживаться.

С этого времени непосредственная связь Тютчева с русской литературной жизнью надолго прерывается или, вернее, ограничивается более или менее эпизодическими выступлениями со своими стихами на страницах русских журналов и альманахов, причем поначалу это были стихи, относящиеся к самым ранним годам пребывания Тютчева в Мюнхене и даже к годам, предшествовавшим его отъезду.

Информация о работе Фёдор Иванович Тютчев