Виды угроз «Российского региона». Глобальные, региональные, внутренние угрозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:39, реферат

Описание работы

Цель исследования. Основной целью данной работы является исследование видов угроз «Российского региона» в обеспечении национальной безопасности.
Данная цель обусловила следующие задачи:
1) рассмотреть «Российский регион» в контексте международных отношений;
2) определить факторы обеспечения национальной безопасности «Российского региона»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………..……………………………………………3

ГЛАВА 1. БЕЗОПАСНОСТЬ «РОССИЙСКОГО РЕГИОНА» В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МИРА……………......5
1.1. «Российский регион» как подсистема системы международных отношений……………………………………………….….……….5
1.2. Обеспечение национальной безопасности «Российского региона» в контексте глобализации…………….….……...………………….7
1.3. Содержание понятия «Угрозы национальной безопасности»…. 10

ГЛАВА 2. ВИДЫ УГРОЗ «РОССИЙСКОГО РЕГИОНА» В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………………….14
2.1. Региональные и внутренние угрозы «Российского региона»……14
2.2. Глобальные угрозы «Российского региона»…………………..…..18
2.3. Методы обеспечения национальной безопасности в контексте глобальных, региональных и внутренних угроз…………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………..26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………..……………………27

Работа содержит 1 файл

реферат по национальной безопасности РФ.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Последствия этой угрозы проявляются через ослабление правового контроля ситуаций в стране, в отдельных регионах, сращивание криминальных структур с исполнительной и законодательной властью, проникновение организованной преступности в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

     Таким образом, в условиях одного государства угрозы национальной безопасности могут достаточно сильно различаться по своему характеру и значимости. Разница в типах угроз безопасности, их источниках и масштабах требует создания соответственной системы противостояния им. Особенно это важно для такой страны как Россия, которая отличается не только колоссальной территорией, но и значительным разнообразием природно-климатических, социально-экономических, политических и культурных факторов28 

     2.2. Глобальные угрозы  «Российского региона»  

     Отличительной особенностью нынешнего этапа развития является формирование новых видов разного рода угроз и вызовов, существующих одновременно с «традиционными», с которыми приходится сталкиваться каждому отдельному национальному государству и миру в целом. Учитывая то обстоятельство, что источник этих угроз, как правило, находится за пределами государства, а степень его влияния крайне высока, государствам объективно приходится объединять свои усилия для решения проблем, которые могут быть определены только как глобальные. 

     В настоящее время среди новых глобальных вызов и угроз стабильного развития человечества особо следует выделить следующие: природные бедствия, угроза техносуицида, кризис мировоззрений, геодемографические вызовы, противоборство вокруг Евразии, информационная война, а также «традиционные» войны и терроризм29.

     В числе новых угроз общемировой  стабильности выделяют проблему, которую  большинство исследователей обозначили как «кризис мировоззрений» или  «противостояние цивилизаций» –  Евроатлантической и Исламской. Именно на стыке этого противостояния и сохраняются тенденции развития и углубления мирового терроризма, этнокультурной экспансии, информационных войн и т.д30.

     Анализ  исторического генезиса человечества убедительно доказывает  органическую взаимосвязь человека и природы, поскольку относительно безопасные варианты развития общечеловеческой цивилизации органически определяются степенью устойчивости планетарной биосферы. В противном случае локальные природно-климатические аномалии и различного рода катаклизмы превращаются в глобальную угрозу  всему человечеству.  Поступательное развитие НТР и НТП, начиная с 60-х годов ХХ века, привели к климатическим изменениям вследствие развития промышленности (доминации производственных технологий, не предполагающих необходимым одновременное создание комплекса природоохранных мероприятий) и общемировому усилению влияния антропогенного фактора, что все чаще приводит к серьезной дестабилизации экономико-политической жизни и незапланированным тратам бюджетных средств31.

     События в Японии  с особой остротой актуализировали проблему природного фактора в условиях развития технического прогресса, поскольку наряду с положительными результатами человеческой деятельности в сфере освоения и широкого использования новых источников энергии (прежде всего атомной), необходимо с особой тщательностью структурировать систему защитных мероприятий. Авария на ядерном реакторе, спровоцированная мощнейшим землетрясением, моментально приобрела глобальные характеристики, т.к. речь шла о радиационном заражении акватории океана и воздушных масс.

     В числе серьезнейших глобальных проблем  «нового поколения» также необходимо отметить изменение температурного режима в общемировом масштабе, чаще обозначаемого как «глобальное  потепление». Но, устойчивость к предстоящим изменениям у разных континентов будет разной – наиболее высокий показатель устойчивости, согласно прогнозам, сохраняет Евразия, и, прежде всего, территория, которую занимает современная РФ, (которая, по сравнению с другими странами, пострадает от катастрофических последствий природных изменений в меньшей степени). Большинство ученых связывают с глобальными природно-климатическими изменениями скорость нарастания конфликтов в мире, прежде всего, из-за доступа к природным ресурсам. Угрозы интересам безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других держав противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Это может привести к ослаблению российских позиций в важных для России регионах Европы, Ближнего Востока, Закавказья и Центральной Азии32.

     Угроза  возникновения или обострения политических, этнических, экономических кризисов в странах СНГ, способных затормозить или разрушить процессы интеграции в Содружестве, приобретает для России особое значение. Российской Федерации крайне важно становление этих стран как дружественных, независимых, стабильных и демократических государств. С учетом глубокого изменения характера отношений между Российской Федерацией и США, КНР и другими ведущими державами, угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримый период практически отсутствует. Вместе с тем нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией. Наиболее реальную угрозу для России в военно-политической сфере представляют существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы33.

     Серьезная угроза - распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, технологии их производства и средств доставки, прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах. Нарастание этой угрозы требует принятия Россией, как самостоятельно, так и совместно с другими государствами, дополнительных мер по обеспечению своей безопасности.

     Евроазиатский континент практически превращается в арену жесточайшей  межцивилизационной борьбы, что особо заметно на всем постсоветском пространстве, где достаточно активно реализуются основные моменты американской геостратегической доктрины. Системообразующим элементом этой доктрины являются планы по дальнейшему изменению сложившейся конфигурации политической ситуации и модели существующей власти в большинстве стран постсоветского пространства, и, особенно, вошедших в СНГ (где центральное место в формирующемся пространстве отведено РФ). Целью программы является пересмотр сложившихся границ и создание различного рода военно-политических союзов явной или скрытой антироссийской направленности. Конечной целью этой деятельности предполагается установление контроля над всем постсоветским пространством, и, что особенно важно, над ресурсным потенциалом российского государства. 

     2.3. Методы обеспечения  национальной безопасности  в контексте глобальных, региональных и  внутренних угроз  

     Главным в обеспечении системы национальной безопасности были и остаются задачи предупреждения и отражения внешних угроз. Но со второй половины 90-х годов 20 века, уже, прежде всего, необходимо ускорять процессы обновления и реформирования военной организации Российского государства, исходя из новых опасностей и угроз. Необходима заблаговременная подготовка военной организации к событиям и условиям 21 века. Главное здесь – не обвальное сокращение расходов и численности силовых структур, как это делается в настоящее время, а именно реформа, которая должна быть нацелена на сохранение и укрепление стратегических ядерных сил и сил общего назначения, наиболее надежно гарантирующих в нынешних условиях безопасность Российской Федерации34.

     Одновременно  необходимо предпринять настойчивые  усилия, нацеленные на формирование единого стратегического пространства всеми имеющимися средствами. Проблем на путях решения этой задачи много, и поэтому нужны не политические игры, а целенаправленная и согласованная работа государственных органов, поддержка общественности.35.

     Одной из важнейших задач дипломатии Российской Федерации должны стать усилия по превращению НАТО из «американского» блока в «европейский», где влияние США уравновешивается Германией и Францией. Объективно в таком развитии ситуации заинтересованы и ведущие европейские страны, стремящиеся к большей самостоятельности и к уменьшению веса США в европейских структурах безопасности. Если этого удастся добиться, то «европеизация» НАТО станет важнейшим шагом к становлению подлинной многополярности, а значит – и к укреплению мировой стабильности.

     Россия  не имеет средств для того, чтобы  постоянно оказывать политическое влияние во всем мире. В этой ситуации российскому политическому руководству  следует понять, что для России задачей первостепенной важности должна стать модернизация собственного общества, а не тщетные попытки вернуть былой статус мировой державы36.

     Для Америки Россия слишком слаба, чтобы  быть ее партнером, но, как и прежде, слишком сильна, чтобы быть просто ее пациентом. Следовательно, наиболее целесообразным вариантом может стать тот, когда Россия должна стремиться идти на сближение с государствами, стремящимися проводить на международной арене самостоятельный курс без оглядки на позицию США, формировать благоприятную международную обстановку.

      Каким же образом вышеперечисленное можно реализовать? Исходя из выводов ведущих аналитических служб мира, возможно предложить следующие направления:

      Во-первых, Российской Федерации необходимо искать союзников среди тех государств, которым НАТО реально угрожает в будущем и которые готовы к совместным действиям с Россией. Это – Китай, Индия, Иран, некоторые арабские страны37.

      Хотелось  бы отметить, что на практике это  уже делается. Однако здесь интересны  данные мониторинга общественного  мнения относительно реальных и желательных  союзников России. Так, вопрос о реальных союзниках России показал, что россияне в первую очередь считают союзниками страны СНГ (15%); затем как реальные союзники рассматриваются США (15%), Китай (9%) и Германия (4%). Ответы на вопрос о желательных союзниках России дали несколько иную картину. С большим отрывом в качестве желательных союзников лидируют США (27%), затем Китай (14%), страны СНГ (12%) и Германия (11%)38.

      Таким образом, очевидно, что неоднозначно оцениваемая идея сближения со странами Запада и США имеет значительный потенциал в российском обществе.

      Во-вторых, необходимо всемерно укреплять роль ООН на международной арене. В частности:

     -     сохранить главную ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание мира, усиливая его контрольные функции за возникновением и урегулированием конфликтов;

     -     добиться всеобщего признания той нормы, что только этот орган правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру;

     -     повышать эффективность Совета Безопасности ООН за счет расширения его состава, наращивания и модернизации его потенциала антикризисного реагирования, осуществления миротворческой деятельности;

     -     отстаивать нерушимость основополагающих принципов ООН и универсальный характер их применения.

      В-третьих, проведение в интересах России комплекса исторически сложившихся и стабильных долговременных мер, в том числе с возможным привлечением военной организации, независимо от находящегося у власти Президента и Правительства России, таких, как:

      1. Защита жизни, собственности и личной безопасности граждан России, как на территории России, так и за рубежом.

        2. Сохранение национального суверенитета, политических свобод и независимости вместе с ее ценностями, институтами и территориальной целостностью . 

      3. Обеспечение материального благосостояния народа и его процветание39.

     В современной международной обстановке происходят динамичные, подчас радикальные изменения. На обломках биполярного мира, основанного на конфронтации двух сверхдержав, формируются новые структуры международных отношений, в том числе и в сфере военной, духовной и информационной безопасности. Поэтому современные глобальные вызовы представляют собой прямую угрозу национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации. Поэтому крайне важно всесторонне учитывать весь спектр международных угроз при разработке Стратегии – 2020, которая сегодня находится в стадии пересмотра и доработки, а также в других концептуальных документа государства, в том числе, и в Военной доктрине РФ.

 

      Заключение 

Информация о работе Виды угроз «Российского региона». Глобальные, региональные, внутренние угрозы