Виды угроз «Российского региона». Глобальные, региональные, внутренние угрозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:39, реферат

Описание работы

Цель исследования. Основной целью данной работы является исследование видов угроз «Российского региона» в обеспечении национальной безопасности.
Данная цель обусловила следующие задачи:
1) рассмотреть «Российский регион» в контексте международных отношений;
2) определить факторы обеспечения национальной безопасности «Российского региона»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………..……………………………………………3

ГЛАВА 1. БЕЗОПАСНОСТЬ «РОССИЙСКОГО РЕГИОНА» В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МИРА……………......5
1.1. «Российский регион» как подсистема системы международных отношений……………………………………………….….……….5
1.2. Обеспечение национальной безопасности «Российского региона» в контексте глобализации…………….….……...………………….7
1.3. Содержание понятия «Угрозы национальной безопасности»…. 10

ГЛАВА 2. ВИДЫ УГРОЗ «РОССИЙСКОГО РЕГИОНА» В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………………….14
2.1. Региональные и внутренние угрозы «Российского региона»……14
2.2. Глобальные угрозы «Российского региона»…………………..…..18
2.3. Методы обеспечения национальной безопасности в контексте глобальных, региональных и внутренних угроз…………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………..26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………..……………………27

Работа содержит 1 файл

реферат по национальной безопасности РФ.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Интеграция  России в международное сообщество сопровождается увеличением ее зависимости  от экономических связей с другими  странами, все большим открытием  внутреннего рынка в ущерб  собственным национальным интересам, поскольку не может преодолеть тенденцию сокращения доступа национального экспорта на рынки промышленно развитых стран9. Все это значительно ослабило мирохозяйственные позиции страны и лишило ее мощных рычагов обеспечения своих стратегических интересов за рубежом.

     При обсуждении в Президиуме Российской академии наук проблемы «Безопасность России в многополярном мире» большинство ученых поддержало вывод, что главными причинами катастрофического состояния экономики, социальной и военно-оборонной сферы, падения жизненного уровня народа России являются нарушения демократических принципов устройства государственного механизма, анонимного механизма формирования и осуществления политики реформ, особенно принципа демократического разделения властей, нарушения, заложенные в самой Конституции, других основополагающих законах10. Это лишает сами реформы живого демократического духа, отчуждает народ от власти и от активного участия в назревших преобразованиях. Именно поэтому экс-правительство Е.М. Примакова, в отличие от своих предшественников, впервые с 1991 года сделало попытку в исключительно сложных условиях изменить вектор проводимых реформ в сторону их социальной направленности11.  

     Для повышения роли и действенности  государственно-политической власти в  управлении процессом обеспечения  безопасности государства необходимо создание и совершенствование правовых основ обеспечения безопасности России. Законодательное регулирование должно охватить все стороны политики на всех уровнях ее реализации. Нельзя мириться с тем, что вне правового регулирования остаются многие важные стороны деятельности по обеспечению безопасности России. Особое значение здесь имеют: жесткие ограничения на политическую деятельность военных; четкое разграничение юрисдикции между гражданскими и военными институтами; ясная дифференциация «обязанностей» между «силовыми ведомствами» и др.12 В то же время нельзя забывать, что международная ситуация, состояние отечественной экономики, социальная поляризация российского общества и обострение межнациональных отношений кроме внешних также создают широкий спектр внутренних угроз безопасности России. 

    1. Содержание  понятия «Угрозы  национальной безопасности»
 

     Для Российской Федерации формирование новых геополитических реалий в Европе и во всем мире обусловило появление новых опасностей и наполнило новым содержанием старые угрозы, бывшие характерными для биполярной системы. Но, для того, чтобы правильно осознавать виды угроз, необходимо сначала разобраться в понятии «Угроза национальной безопасности» и дать ему определение.

     Расшифровка понятия «Угроза безопасности» дается в ст.3 Закона о безопасности. Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Различают реальную и потенциальную угрозу объектам безопасности, исходящую от внутренних и внешних источников опасности13.

     Поскольку при анализе кризисных явлений современной России в первую очередь необходимо идентифицировать, оценивать и прогнозировать опасности и угрозы, существенно влияющие на состояние национальной безопасности и жизнедеятельности государства, то такие риски названы стратегическими14. С точки зрения формализации и использования математических методов оценки и прогноза стратегических рисков под ними понимаются такие сочетания вероятностей возникновения неблагоприятных событий (кризисных явлений и катастрофических ситуаций) и значений ущербов от них, которые существенно снижают уровень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

     Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией15.

     На современном этапе развития, также добавляются угрозы, вызванные чрезмерной открытостью экономики России и ростом чувствительности различных отраслей экономики страны к колебаниям мировой конъюнктуры. Для повышения устойчивости должны быть разработаны соответствующие меры (законодательные, организационные, рыночные)16. На фоне адаптации к глобальным экономическим процессам должна постоянно действовать сбалансированная система защиты отечественных товаропроизводителей. В противном случае перечисленные угрозы могут иметь не только экономические последствия, но и способствовать усилению социальной напряженности. В экономической сфере может усилиться вероятность и потенциальные масштабы энергетического кризиса (регионального, межрегионального, национального)17. Несмотря на значительный запас энергетических ресурсов, отставание в темпах реформирования базовых отраслей энергетики, низкий уровень инновационных процессов и ряд других факторов могут создать угрозу энергетической безопасности на национальном уровне18.

     Таким образом, под «Угрозой национальной безопасности» следует понимать комплекс условий и факторов, как внешних международных, так и внутренних внутригосударственных, которые оказывают непосредственное влияние на состояние безопасности конкретного изучаемого региона, на его целостность и на его существование в мире в целом.  

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ УГРОЗ «РОССИЙСКОГО РЕГИОНА» В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

     2.1. Региональные и  внутренние угрозы  «Российского региона» 

     В развитии российской государственности  XX века сконцентрирован большой исторический опыт, свидетельствующий о том, сколь многозначны факторы, влияющие на состояние национальной безопасности извне и внутри страны. Необходимость осмысления совокупности имевших место вызовов и угроз сохраняет актуальность, особенно при попытке их ранжирования по степени значимости или опасности.

     Новая для России геополитическая и международная ситуация, негативные процессы в отечественной экономике, обострение межнациональных отношений и социальная поляризация российского общества приобретают особое значение и выдвигают на первый план ряд внутренних и региональных угроз национальной безопасности страны, которые касаются не одного конкретного региона, а совокупность регионов как составляющих «Российского региона» и близ лежащих к нему регионов19.

     Одна  из таких угроз -  кризисное состояние экономики. Оно проявляется через резкое сокращение производства, снижение инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного сектора, сужение доходной части федерального бюджета, рост государственного долга. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья, импорте оборудования и предметов потребления, что может привести к завоеванию иностранными фирмами внутреннего рынка России20.

     При крайне неэффективном либо криминальном использовании хозяйствующими субъектами собственной прибыли расширяется  процесс утечки интеллектуальной собственности и квалифицированных кадров из России, нарастает зависимость страны от иностранных производителей компьютерной, телекоммуникационной и другой высокотехнологичной техники21. Все это приводит к зависимости процесса воспроизводства и потребления от действий иностранных государств и их сообществ, потере Россией своей экономической, а, следовательно, и политической самостоятельности.

     Разрушение  научно-технического потенциала страны ведет к утрате передовых позиций России в мире и снижению качества исследований на стратегически важных для страны направлениях научно-технического прогресса, к деградации наукоемких производств, снижению технического уровня материального производства и примитивизации производственных технологий, росту вероятности техногенных катастроф. Становится труднодостижимой кардинальная модернизация национальной технологической базы, а значит, усугубляется технологическая зависимость России от ведущих стран Запада, что подрывает оборонный потенциал государства22.

     Особую  угрозу представляет низкий уровень крупномасштабных инвестиций в российскую экономику. Без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономическое возрождение России невозможно.

     Угроза  национальной безопасности в социальной сфере состоит в повышении уровня бедности и имущественной дифференциации населения, бесконтрольном расслоении общества на узкий круг богатых и преобладающую массу необеспеченных граждан, нарастание социальной напряженности23.

     Проводимая  государством политика, направленная на минимизацию наиболее опасных последствий кризиса и реагирования на чрезвычайные ситуации в социальной сфере, не позволила запустить один из важнейших механизмов экономического роста - стабилизацию уровня жизни. Не выработана общенациональная социальная программа. Нарастание негативных проявлений в социальной сфере снижает интеллектуальный и производительный потенциал России, ведет к сокращению численности населения, утрате основных источников духовного и экономического развития24.

     Угроза  истощения природных ресурсов и  ухудшения экологической ситуации находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознавать глобальность и важность этих проблем. Также усиливается тенденция использования территории России в качестве места захоронения радиоактивных материалов, ядовитых химических, других высокотоксичных и опасных для окружающей среды материалов и веществ; размещения на российской территории вредных производств.

     Ослабление  государственного надзора, отсутствие эффективных правовых и экономических  механизмов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

     Негативные  процессы в экономике усугубляют центробежные тенденции субъектов  Российской Федерации и ведут к сохранению угрозы национализма, национального и регионального сепаратизма. Этноэгоизм и этноцентризм, шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, усиливают национальный сепаратизм, создают благодатную почву для возникновения национальных конфликтов. Это не только усиливает политическую нестабильность, но и ослабляет единое экономическое пространство и его важнейшие составляющие: производственно-технологические, транспортные связи, финансово-банковскую, кредитную, налоговую системы25.

     К числу факторов, усугубляющих эту  угрозу, относятся массовая миграция на территорию России представителей этнических групп сопредельных стран и формирование новых национальных общин, регрессивный и деклассирующий характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов, сокращение внутреннего потребления и углубление социально-экономического расслоения общества.

     Составляющими факторами этих угроз являются последствия  распада СССР на искусственные национально-территориальные  формирования, провалы национальной и экономической политики как  внутри России, так и в новых  государствах Содружества, распространение и эскалация конфликтных ситуаций на национально-этнической почве26.

     По  степени воздействия на безопасность Российской Федерации угроза криминализации общества и хозяйственной деятельности приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе реформ в экономической, военной, правоохранительной, иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие наступательной социальной государственной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества - все это объективные факторы развития преступности27.

Информация о работе Виды угроз «Российского региона». Глобальные, региональные, внутренние угрозы