Принципы земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

Принципы земельного права как отрасли права представляют собой «микросхему» данной отрасли, отражают систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать как общеправовые (конституционные), принципы Общей части земельного права и принципы его Особенной части.

Работа содержит 1 файл

Земельное право.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

 Планирование осуществляют:  

 а)  органы местного самоуправления (местная администрация), которые обязаны планировать использование земли, разрабатывать программы по рациональному их использованию, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; 

 б) землепользователи, землевладельцы, собственники и другие субъекты  земельных правоотношений, ведущие хозяйствование на земле, поскольку каждое предприятие обязано планировать свою деятельность; 

 в) землеустроительные органы, обязанные разрабатывать программы  и схемы использования и охраны  земельных ресурсов и схемы  землеустройства.  

10. Подконтрольности государству использования и охраны земель: 

■ соблюдение земельного законодательства подконтрольно государству в  отношении всех субъектов земельных  правоотношений;

 ■ установлена специальная  процедура, в рамках которой  осуществляется государственный земельный контроль; 

■ своевременное предоставление сведений о состоянии и использовании  земель является обязанностью каждого  собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора;  

■ государству подконтрольна хозяйственная  деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель.   

11. Сочетание интересов общества  и законных интересов граждан.  Согласно этому принципу регулирование  использования и охраны земель  осуществляется в интересах всего  общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком.  

12. Разграничение норм гражданского  законодательства и земельного  законодательства при регулировании  земельных отношений в части  регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земель.

Принципы как основополагающие, нормативные начала регулирования  земельных отношений за годы проведения земельной реформы в значительной степени изменились.

1) Принцип учета значения земли  как основы жизни и деятельности  человека, «согласно которому регулирование  отношений по использованию и  охране земли осуществляется  исходя из представлений о  земле как о природном объекте,  охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю». Этот принцип коснулся земли не только как объекта природы, природного ресурса, но и как основы жизнедеятельности (т.е. социального значения). В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Законодательно установлена неразрывность  представлений о земле как  о природном ресурсе, природном объекте и недвижимом объекте. И «земля», и «земельный участок» являются природным ресурсом, природным объектом и недвижимым имуществом одновременно. В ст.1. Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» под землей как природным объектом понимается «естественная экологическая система, природный ландшафт», а природным ресурсом - те компоненты природного объекта, что «используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности». Земля понимается также и как почвенный покров, который в сельском хозяйстве является основным и незаменимым средством производства. Здесь плодородие почв выступает как первостепенный объект охраны. Остальные земли являются пространственным операционным базисом для размещения населенных пунктов, объектов промышленности, транспорта и др. Плодородие здесь не имеет значения. Охрана таких земель заключается в борьбе с засорением, захламлением, заражением, нерациональным использованием.

Кроме этого, в соответствии с п.2 ст.9 Конституции РФ земля может находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, а также быть объектом иных прав на землю.

1. Правовым гарантом четырехстороннего  взаимосвязанного учета значения  этих земель выступают проводимые землеустройство и государственный земельный кадастр, которые позволяют выявить критерии социальной, экологической и экономической значимости земель и фиксировать их в кадастровых документах и в соответствии с этими критериями обеспечивать рациональное использование и охрану земель, а также экологическую безопасность населения.

2. Принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Согласно этому принципу владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (п.2 ст.36 Конституции РФ). Приоритет охраны земли основывается на ее невосполнимости, часто невозможности ее восстановления при нерациональном использовании. Поэтому использовать земельные ресурсы следует так, чтобы с минимальными затратами получать наибольший эффект от их хозяйственной эксплуатации, не нанося при этом землям экономического и экологического вреда.

3) Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, «согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат». Данный принцип вытекает из положения Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ), а также из Федерального закона от 10.01.2002 г. с изм. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в котором сказано: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…».

4) Принцип участия  граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, «согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством» (пп. 4 ст.1 ЗК РФ в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ). Названный принцип получил развитие в ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ, регулирующих порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Обязательность привлечения  общественности предусмотрена только для порядка предоставления с  предварительным согласованием, поскольку  именно здесь установлен этап выбора земельного участка. Выбор земельных участков для строительства регулируется ст. 31 ЗК РФ.

Гарантией соблюдения прав граждан, общественных объединений  служит также ч. 3 ст. 72 ЗК РФ, согласно которой общественный земельный  контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные ЗК РФ права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Общественный земельный  контроль имеет немалое значение для сохранения благоприятной окружающей природной среды. Активная деятельность природоохранных организаций по предотвращению нарушения земельного законодательства, по принятию мер к восстановлению нарушенных природных комплексов способствует восполнению пробелов в надлежащем исполнении требований земельного законодательства по охране земель.

5) Принцип единства  судьбы земельных участков и  прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно  связанные с земельными участками  объекты следуют судьбе земельных  участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Статья 261 ГК РФ закрепила право собственника земельного участка использовать по своему усмотрению все, что находится на земельном участке и под поверхностью этого участка. Право собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах земельного участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лесные насаждения и растения.

Содержание данного  принципа раскрывается и в статьях  ЗК РФ. Так, согласно статье 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу (лицам) оно приобретает право на использование соответствующей части участка, занятой объектом, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Предусмотрено, что обычно отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, производится вместе с земельным участком, за некоторыми исключениями. В соответствии со статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.

6) Принцип приоритета  сохранения особо ценных земель  и земель особо охраняемых  территорий, «согласно которому  изменение целевого назначения  ценных земель сельскохозяйственного  назначения, земель, занятых защитными  лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий» (пп.6 ст.1 ЗК РФ в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ).

Данный принцип не означает умаления значимости земель иных категорий. Он устанавливает преимущественное право обеспечения сохранности ценных земель и земель, особо охраняемых территорий при решении вопроса об их изъятии. Изъятие этих земель для иных целей отнесено, как правило, к прерогативе государственных органов федеральной власти (Правительства РФ при условии обязательного проведения государственной экологической экспертизы).

Данный принцип обеспечивается, во-первых, включением таких земель в перечень изъятых из оборота  или ограниченных в обороте. Так, согласно пункту 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ), согласно пункту 5 этой же статьи ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия и др.

Во-вторых, соблюдение данного  принципа обеспечивается закреплением в Федеральном законе от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" исключительных случаев перевода ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий в другие категории.

7) Принцип платности  использования земли, согласно  которому любое использование  земли осуществляется за плату,  за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом РСФСР от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», а также статьями 65, 66 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования угодий, их охраны, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования социальных фондов финансирования этих мероприятий (ст. 2 Закона «О плате за землю»).

Формами платы являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата (ст. 65 ЗК РФ). Порядок исчисления земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Несвоевременное внесение платы за землю может служить основанием для применения специальной земельно-правовой ответственности в виде лишения права пользования земельным участком.

8) Принцип деления  земель по целевому назначению  на категории, «согласно которому  правовой режим земель определяется  исходя из их принадлежности  к определенной категории и  разрешенного использования в  соответствии с зонированием  территорий и требованиями законодательства» (пп.8 ст.1 ЗК РФ в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).

Информация о работе Принципы земельного права