Введение
Основополагающие положения
земельного законодательства закрепляются
в Конституции РФ, детализируются,
конкретизируются в специальных
законах, постановлениях, управленческих
актах, имеющих общенормативное
значение.
Принципы земельного
права содержатся:
- в Конституции РФ (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, закреплено и гарантировано право граждан иметь в частной собственности землю (ч. 2 ст. 9 ч. 1 ст. 36);
- в декларациях нормативно-правовых актов (провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле);
- в конкретных нормах земельного права. (ЗК РФ закрепляет принципы приоритета земель с/х назначения по сравнению с другими категориями земель, целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т.д.);
- в текстуальном смысле действующего законодательства (нормы ЗК РФ, определяют приоритет экологических интересов общества над экономическими, задачи землеустройства подчинены созданию благоприятной окружающей среды и улучшению природных ландшафтов).
Принципы земельного
права характеризуются следующими
признаками:
- они являются руководящим началом в нормативно-правовом регулировании земельных отношений, им не могут противоречить «рядовые» нормы земельного права;
- система принципов земельного права является схемой земельного права;
- иерархичность - одни принципы занимают вышестоящее положение по отношению к остальным (принцип обеспечения благоприятной окружающей среды является главенствующим по отношению к принципу рационального использования земель);
- система принципов динамична: по мере развития правовой системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые.
В ст. 1 нового ЗК РФ и других нормах земельного
законодательства сформулированы основные
принципы.
Принципы земельного
права как отрасли права представляют
собой «микросхему» данной отрасли,
отражают систему земельного права.
В силу этого принципы земельного
права можно классифицировать как
общеправовые (конституционные), принципы Общей части земельного
права и принципы его Особенной части.
Принципы земельного
права
К общеправовым принципам
относятся: признание, соблюдение и
зашита прав граждан, включая права
на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство
граждан в получении (приобретении) прав
на землю (доступа к земле); принцип свободного
выбора гражданами прав на землю и обязанности
государства, органов местного самоуправления
по обеспечению земельных прав граждан
объединений; принцип гуманизма; принцип
законности в земельных отношениях; принцип
интернационализма, имеющий международную
и национальную стороны; принцип стимулирования
рационального использования земли ее
пользователями; принцип субъективного
вменения, т.е. применение земельно-правовой
ответственности за виновные земельные
правонарушения, др.
Отраслевые принципы
земельного права обусловлены особым
характером регулируемых общественных
земельных отношений, которые в
свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного
фонда Российской Федерации, состоящего
из разных по своему правовому режиму
отдельных категорий земель. Эта специфика
породила принципы, которые можно разделить
на две части: относящиеся к Общей части
земельного права и относящиеся к Особенной
части. В основу деления полжены уникальные
свойства, присущие земле как специфическому
объекту.
Принципы, присущие Общей
части земельного права:
1. Учет значения земли как
основы жизни и деятельности человека.
2. Приоритет интересов народов, населяющих данную
территорию, и защиты прав человека. Этот
принцип выражается в том, что:
- земля - основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ);
- каждый житель России является «собственником» этого природного дара (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ);
- приобретение земельных участков в собственность осуществляется лишь в порядке, предусмотренном законом;
- в интересах охраны здоровья человека устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ);
- не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства (п. 4 ст. 28 ЗК РФ);
- участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, означающее, что граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.
3. Целевое использования земель.
Целевое назначение земель –
установленные законодательством
порядок, условия, предел эксплуатации
(использования) для конкретных целей
в соответствии с категориями земель.
Целевое назначение и правовой режим
основных категорий земель определяются
федеральными законами, законами субъектов
РФ и отражаются в градостроительной
и землеустроительной документации.
Принцип целевого использования земель
выражается в том, что:
- земли России подразделяются на семь категорий по их целевому назначению;
- внутри категорий земель происходит подразделение их по угодьям, (земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на пахотные, пастбищные, сенокосные и др.; земли поселений — на земли застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования и т.п., земли природоохранного назначения включают в себя земли заказников, земли лесов, выполняющих защитные функции, и т.п.;
- земельная территория, ее организация обязательны для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
- устанавливаются дополнительные правила, возникающие из соседства режимов землепользователей. Законом устанавливаются разные сервитута, а также водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности. Земельные участки в пределах зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Пользование этими земельными участками осуществляется с соблюдением установленного на них режима.
Категория
земель указывается:
- в постановлениях органов исполнительной власти и решениях органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель особо охраняемых территорий и земель иного назначения;
- свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю;
- документах государственного земельного кадастра;
- документах государственной регистрации.
Реализация этого принципа обеспечивается
ст. 27, 30—32, 79, 94, 101 ЗК РФ и специальным федеральным
законом.
4. Устойчивость прав
на землю. Право на землю
всех пользователей землей является
конституционным правом, защищается
и гарантируется ст. 2 Конституции РФ.
Гарантии стабильности
прав на землю выражаются в
следующем:
- гражданам гарантируется право на получение земельных участков и на судебное обжалование отказа в предоставлении этих участков;
- в законе дан исчерпывающий перечень оснований изъятия земельных участков у собственника, землевладельца, землепользователя и арендатора;
- свобода хозяйственной деятельности гарантируется определенным перечнем прав и обязанностей по хозяйственной эксплуатации земель, закреплением положений о недопустимости вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия без законных оснований, под страхом возмещения убытков, причиненных таким вмешательством.
5. Равенство
всех форм земельной собственности
и хозяйственной эксплуатации угодий
выражается:
а) в отсутствии господства каких-либо форм собственности
или хозяйствования над другими.
В Конституции РФ
и федеральном законодательстве
установлено разграничение государственной
собственности на землю на
собственность Российской Федерации,
собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.
б) в выравнивании
способов хозяйственной эксплуатации
земель путем освобождения от
платы за землю лиц, осваивающих
ее или восстанавливающих нарушенные
не по их вине угодья, установлении
дифференцированных земельных налогов в зависимости от качества
угодий.
6. Платное использование земель,
являющийся обязательным условием
их эффективной эксплуатации.
Формами платы являются:
земельный налог (до введения в действие
налога на недвижимость), арендная плата
и нормативная цена земли. Собственники земли,
землевладельцы и землепользователи (кроме
арендаторов, с которых взимается арендная
плата) облагаются ежегодным земельным
налогом. Нормативная цена земли устанавливается
для обеспечения экономического регулирования
отношений при передаче земли в собственность
гражданам, определении общей долевой
собственности на землю, передаче ее по
наследству, дарении, путем получения
банковского кредита под залог земельного
участка и в других случаях.
Особенностью принципа
платности использования земель является
то, что платежи за землю направляются
на финансирование мероприятий по охране
и повышению плодородия земель, ведение
государственного земельного кадастра,
землеустройства, мониторинга земель,
территориального планирования и государственного
контроля за использованием и охраной
земель.
Постановлением Правительства
РФ от 15.03.1997 № 319 «О порядке определения
нормативной цены земли» установлена
нормативная цена земли. Она не должна
превышать 75% уровня рыночной цены на типичные
земельные участки соответствующего целевого
назначения.
Нормативная стоимость — это
расчетная стоимость земельного
участка определенного качества
и местоположения, определяется исходя
из потенциального дохода от использования
земельного участка за расчетный срок
окупаемости.
Кадастровая стоимость — стоимость
земельного участка, установленная
на основании государственной кадастровой
оценки земель и используемая для
целей налогообложения и в
иных случаях, предусмотренных федеральными
законами. Порядок проведения кадастровой
оценки земель устанавливается Правительством
РФ.
Рыночная стоимость — стоимость
земельного участка, устанавливаемая
в соответствии с федеральным
законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной
стоимости земельного участка кадастровая
стоимость земельного участка устанавливается
в процентах от его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земли рассчитывается
исходя из средней цены на продаваемые
земельные участки за истекший год.
Арендная плата — плата за
аренду земельного участка или земельной
доли, устанавливаемая сторонами арендного
договора.
Фиксированная арендная плата —
арендная плата, устанавливаемая Правительством
РФ, субъектом РФ или органом местного
самоуправления за аренду соответственно
государственных или муниципальных
земель с учетом размера средней арендной
платы и рыночной стоимости на земельные
участки, сложившихся за истекший год.
7. Рациональное использование земель,
выражающийся в их эффективной
эксплуатации при одновременном
повышении качества. Содержание данного
принципа различно для различных категорий
земель.
8. Комплексный подход в использовании
земель обусловлен тем, что
земля неразрывно связана со
всеми другими объектами природы
и человеческой деятельностью.
Этот принцип выражается
в том, что:
- при решении вопросов предоставления, передачи продажи) земли в собственность, емлевладение, емлепользование или в аренду: учитываются экологические, экономические и социальные последствия такого отвода, перспективы использования данной территории и ее недр;
- деятельность всякого пользователя земли, нарушающая установленный законом режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, определенном законодательством, до устранения допущенных нарушений.
9. Плановость
в использовании земель. Соблюдение его необходимо
для правильной организации хозяйственной
эксплуатации земель и их охраны.