Желтая пресса: нужна ли она обществу

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение «желтой» прессы как явления, рассмотрение влияния таких изданий на общественное сознание. Для достижения поставленной цели в работе будут рассматриваться:
1. История возникновения желтых изданий и их развитие в XIX-XX веке.
2. Основные характеристики и особенности «желтой» прессы.
3. Роль «желтой» прессы в современном обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Появление «желтой» журналистики. Этапы ее развития……………………………………….4
2. Характерные черты и особенности желтой прессы……………………………………………..5
3. Современное положение «желтой» прессы. Взаимосвязь с экономикой, политикой,
шоу-бизнесом……………………………………………………………………………………..12
4. «Лекарство» от «желтухи»………………………………………………………………………..18
5. Влияние «желтой» прессы на общественное мнение…………………………………………...21
6. Что день грядущий нам готовит?...................................................................................................23
7. Заключение. ……………………………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК по желтой прессе.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

К началу Второй мировой войны бурное развитие «желтой» прессы затормозилось практически во всех странах, где она существовала. Однако к 50–60-м годам XX века, когда получили распространение идеи сексуальной революции, начинается новый виток развития «желтой» прессы. Появляется журнал «Playboy» (издатель X. Хефнер) – популярное издание, полностью посвященное теме секса.  Однако в  СССР все печатные издания подвергались цензуре, за печать в номере некорректных материалов сотрудники газеты моментально увольнялись. Естественно,  что в таких условиях «желтая» журналистика, наживающаяся на скандалах и сплетнях, просто не могла существовать.

Однако во время перестройки была объявлена гласность, что дало возможность широкого развитие «желтой» журналистики. Первый российские бульварные газеты создавались как альтернатива прессе политизированной.   Статьи таких изданий содержали в себе фальсификации истории, вымышленные сюжеты, интимные подробности личной жизни знаменитых людей, ложные компроматы на политиков. О масштабности этого нового явления красноречиво говорит следующий факт: к середине 1994 г. по суммарному тиражу и влиянию на общество бульварная пресса превзошла «классическую» печать – общественно-политические и профессиональные издания. Такая популярность была обусловлена тем, что читателю, уставшему от политических и экономических проблем, нужна была эмоциональная отдушина, роль которой бульварная пресса играет в России и в наши дни. Историческое развитие желтой прессы позволяет выделить некоторые особенности, ярко характеризующие массовые издания.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛТОЙ ПРЕССЫ

 

 

              На сегодняшний день редакторы солидных и респектабельных газет могут сколько угодно презирать «желтые» издания, называть их скандальными и низкопробными, возмущаться их вторжением в частную жизнь известных людей, беспардонностью репортеров, вбрасыванием «жареных» фактов…. Этот список можно продолжать бесконечно, отрицательных сторон в бульварных изданий неумеренно, но…. Тем не менее, нельзя не признавать факт того,  что традиционным газетам с каждым днем становится все труднее конкурировать с «желтыми» изданиями. Бульварная пресса  расходятся огромными тиражами, и, как известно, такие издания никто не любит, но читают очень многие.  В чем же причина столь непонятного явления? И чем отличаются «желтая» пресса от качественной?

              Характер работы с читательской аудиторией является существенным признаком для подразделения прессы на качественную и т.н. желтую. Так, если качественные издания, как правило, имеют четкое представление о собственной аудитории, то желтые стремятся стать прессой «для всех». Желтые «всеядны» и, прежде всего, потому, что эксплуатируют особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и иными) характеристиками. Педалируется заземленный «общечеловеческий» интерес, а также массовые инстинкты, – что позволяет подобным изданиям безболезненно расширять аудиторию. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст. Рассмотренная в предыдущей главе история формирования «желтой» прессы как типа издания и изучение текстов этого вида печати позволили выделить наиболее характерные типологические черты «желтой» прессы.

              1. Одной из характеристик «желтой прессы» является освещение табуированной тематики, что проявляется  в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения событий.

Особенно большой интерес «желтая» пресса уделяет трем видам информации.
              Во-первых, «желтая» пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания – актеров, певцов, телеведущих, политиков, бизнесменов. Внимание к такой информации характерно для любого вида печати. Но если в качественной прессе глубина проникновения в частную жизнь ограничивается этическими границами, то «желтые»  издания эти границы ни во что не ставят и смело нарушает. В таких случаях часто возникает конфликт между правом публики на информацию и правом человека на личную жизнь и безопасность.

Существует два уровня вмешательства «желтой» прессы в частную жизнь: «мягкое» и «жесткое». Примеры «мягкого» вмешательства – это сообщения о таких событиях из жизни знаменитостей, как свадьба, развод, рождения ребенка и т.п.. Эту практику называют «мягкой», поскольку сведения о таких событиях обычно не являются закрытыми, чаще о них официально объявляют прессе сами участники, но бывают и так, что о них знает только ограниченный круг друзей. «Жесткий» тип вмешательства в частную жизнь представляет собой глубокое проникновение в сферу неофициальных, интимных отношений, в сферу здоровья.

Во-вторых, в «желтой» прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности когда она связанна с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами. Много сенсационных материалов на данную тему дает «желтым» изданиям сфера криминала. «Желтая» пресса использует метод сочетания несочетаемого. В одном номере, на одних страницах сходятся юмористические и криминальные материалы и, более того, в одном материале – трагические и комические черты. Отсюда отличительная черта практически всех публикаций на тему смерти – легкомысленное или даже циничное отношение к трагедии.

В-третьих, это интерес к интимным отношениям. Ядро иллюстративного материала в «желтых» газетах России и Запада сегодня составляют либо изображения фотомоделей (пионерами использования подобных снимков стали американский журнал «Playboy» и английская газета «The Sun»), либо фото читательниц, присланные на различные «откровенные» конкурсы. Фотографии обнаженных знаменитостей  поднимают рейтинг  «желтого» издания до невиданных высот,  а непритязательный читатель не задумывается о подлинности снимка и о нарушении прав звезд на личную жизнь.

Примеров можно привести множество. Таблоид «Твой День» опубликовал следующий материал:

 

Даша Букина начинала карьеру с откровенного ВИДЕО

 

Звезда сериала «Счастливы вместе» Наталья Бочкарева начала карьеру с откровенных сцен

Актриса Наталья Бочкарева, исполняющая роль Даши Букиной в популярном сериале «Счастливы вместе», на поверку оказалась легкомысленно устроенной дамой не только на экране, но и в жизни.

Два года назад, когда только начиналась карьера будущей звезды, рыжеволосая актриса снялась в сериале «Веревка из песка», где во всей красе продемонстрировала свои пышные формы. Впрочем, краса у Бочкаревой весьма специфическая: бедра и грудь 27-летней актрисы, которые она не стесняясь показала перед камерой, без преувеличения далеки от идеала. Положа руку на сердце, у многих зрителей телеканала ТВЦ, на котором выходил сериал, возникли сомнения в том, что Наташа действительно так молода, – тогда ей было всего 25. Хозяйкой подобного тела вполне могла бы оказаться сорокалетняя женщина, которая никогда не утруждала себя физическими нагрузками.

Стриптиз

Впрочем, на любой минус найдется свой плюс: в данном случае им стала небывалая уверенность в себе, с которой Бочкарева раздевалась на площадке. Кроме того, сомнительное начало карьеры зарекомендовало актрису как раскрепощенную и с юмором относящуюся к себе девушку. Именно такая артистка и понадобилась на роль Даши Букиной. Продюсеры сериала настолько заинтересовались Натальей, что она уже второй сезон подряд работает эпатажной Дашей Букиной, и, несмотря на две беременности подряд (в феврале Бочкарева родила второго ребенка), руководство даже не думает подыскивать ей замену.

              Наглое вмешательство в жизнь актрисы, шокирующие известия о ее прошлом – вот пример использования табуированной тематики в «желтых» газетах.

2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Поиск настоящих сенсаций и скандалов является неотъемлемой задачей любого вида прессы. Освещение реальных сенсаций в «желтой» прессе практически не отличается от практики их освещения в качественной прессе. Различие заключается только в целях. Во-первых, массовые издания используют сенсации чаще и, как правило, только для привлечения внимания. Во-вторых, специфика изучаемого нами вида прессы проявляется в акценте на эмоциональное, а не иное воздействие. «Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к размышлению, но всегда – к сопереживанию. Сенсационная информация  в таких изданиях в основном направлена на то, чтобы вызвать у читателя тревожные или гневные эмоции. В-третьих, сенсационность «желтой» прессы часто представляется ложной. Если сенсации  нет, а газету нужно сдавать в печать, что делать? Нет сенсации – нет высоких рейтингов. Издатели «желтой» прессы нашли решение такой  проблемы и  пришли  к практике обращения не только и не столько к реальным, сколько к ложным сенсациям (сообщениям об ошеломляющих фактах, не существовавших на самом деле). Характерно и обращение к квазисенсациям (сообщениям о сенсациях, полученных в ходе определенной обработки фактов реальной действительности), характерными чертами которых являются субъективность,  смещение смыслового акцента на второстепенную деталь (детали), неадекватность значимости события и его эмоциональной подачи.

На основании этого становится очевидным, что для «желтой» журналистики главное – не отражение действительности, а реакция на нее, а печать ложных фактов – не досадная ошибка, а обычная практика.

В «желтой» прессе отсутствует баланс информационных интересов, явный перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной нельзя не заметить. Из-за акцентирования внимания на сенсационности материала  и его  уникальности, внимания публики на действительно важные события практически  не остается. Усиленное обращение к темам личной жизни звезд, скандалов, насилия засоряет информационное пространство, создает дополнительные потоки информационного шума.

3. Следующая типологическая черта «желтой» прессы – тематический эклектизм. В отличие от «желтых», в качественных газетах соблюдается иерархия тем, которая определяет порядок их освещения в зависимости от информационной ценности. Не допускается вынесение на первые полосы чисто развлекательной информации. В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях печатается либо информация, направленная только на привлечение и развлечение, либо смесь самых разнообразных тем из различных сфер человеческой жизни – шоу-бизнес, экономика, политика, криминал, семейная жизнь и т.д.. Причина эклектизма – чрезмерное стремление «желтых» изданий к сенсационности, погоня за эксклюзивной информацией и, как следствие, полная безразличность к тематике материала. 

Хотя нельзя сказать, что специализация содержания печати не затронула массовую печать. Данная специализация просто приняла особый вид – вид специализации на нестандартном. Не существует какой-либо конкретной сферы, к освещению которой постоянно обращается «желтая» пресса. Ее интересует самый широкий спектр событий разных уровней при одном условии – нестандартности информации. Выделяют два способа проявления эклектизма в «желтых» СМИ:

а) Нивелирование. Его смысл заключается в достижении равнозначности между важными и незначительными событиями. Рассеяние потока сообщений носит в действительности лишь видимый характер. Фактически СМИ сами и определяют «значительность» фактов, подаваемых аудитории.

б) Превышение. В этом способе наблюдается столкновение серьезных и развлекательных материалов. Это приводит к возникновению особой ситуации, когда материалы с низким уровнем общественной значимости вытесняют информационно важные материалы на второй и даже третий план. Серьезные темы, отраженные в таких газетах, как «КП», «Жизнь», «The Sun» и др., написанные на достаточно высоком уровне, часто уступают ведущее положение развлекательным. У читателя из-за такой подачи материала важное и второстепенное меняются местами, происходит расхождение имеющегося опыта с восприятием объективной ситуации.

4. Одним из основных элементов системы «желтой» прессы является преобладание визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд служит дополнением к текстовому материалу. В «желтой» прессе наблюдается явное преобладание «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с цветом, который должен был выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли. Кроме стандартных черных и белых заголовков в основном встречаются желтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос – оранжевые, желтые и голубые подложки. Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра. Что касается иллюстраций, то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку великолепно справляются с главной задачей – привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Причем  особенность «желтой» прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества. «Желтая» фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая – информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт - стремление «желтой» прессы к максимальному упрощению материала для массового читателя. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала – комикса. Для большинства «желтых» газет уже стала привычной «комиксовая» подача материалов. Она проявляется в соединении трех элементов – информативности, доступности и развлечения.

Особое место в «желтой» прессе занимают заголовки. Именно «желтая» пресса  еще в конце XIX века сделала  заголовки особым оформительским элементом. Также она первой обратилась к эксплуатации такой особенности заголовков, как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и в качественной прессе. Однако заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремясь привлечь читателя, «желтые» издания озаглавливают материалы несоответствующими тексту заголовками. Примеров таких ситуаций множество. В газете «Твой День» заголовок -  «Кобзон не смог пережить потери сына». Большинство людей захотят прочитать материал. Что и требуется для высоких рейтингов. Открывая статью, читаешь – сын Кобзона вырос и не позволяет Иосифу Давыдовичу советовать, как жить. Разница между заголовком и текстом очевидна, но газета уже куплена. Еще один пример:

Информация о работе Желтая пресса: нужна ли она обществу