Желтая пресса: нужна ли она обществу

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение «желтой» прессы как явления, рассмотрение влияния таких изданий на общественное сознание. Для достижения поставленной цели в работе будут рассматриваться:
1. История возникновения желтых изданий и их развитие в XIX-XX веке.
2. Основные характеристики и особенности «желтой» прессы.
3. Роль «желтой» прессы в современном обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Появление «желтой» журналистики. Этапы ее развития……………………………………….4
2. Характерные черты и особенности желтой прессы……………………………………………..5
3. Современное положение «желтой» прессы. Взаимосвязь с экономикой, политикой,
шоу-бизнесом……………………………………………………………………………………..12
4. «Лекарство» от «желтухи»………………………………………………………………………..18
5. Влияние «желтой» прессы на общественное мнение…………………………………………...21
6. Что день грядущий нам готовит?...................................................................................................23
7. Заключение. ……………………………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК по желтой прессе.doc

— 240.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию РФ.

Владимирский государственный университет.

 

Кафедра журналистики.

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Желтая пресса:

Нужна ли она обществу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка группы РЖ-107

Мышковская Е.В..

 

Проверил:

доцент Фокин В. П.

 

 

 

 

 

Владимир, 2008 год

ПЛАН

 

    Введение……………………………………………………………………………………………3

1. Появление «желтой» журналистики. Этапы ее развития……………………………………….4

2. Характерные черты и особенности желтой прессы……………………………………………..5

3. Современное положение «желтой» прессы. Взаимосвязь с экономикой, политикой,

    шоу-бизнесом……………………………………………………………………………………..12

4. «Лекарство» от «желтухи»………………………………………………………………………..18

5. Влияние «желтой» прессы на общественное мнение…………………………………………...21

6. Что день грядущий нам готовит?...................................................................................................23

7. Заключение. ……………………………………………………………………………………….26

    Список литературы………………………………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

              Средства массовой информации играют немалую роль в современном обществе. И так называемая «желтая» пресса также занимает  важное место в информировании аудитории и формировании общественного мнения.  Ведь именно «желтая» пресса публикует «сенсационные» расследования, поливающие грязью известных людей, без смущения копается в грязном белье, именно «желтая» пресса, не имея никаких моральных норм и установок,  печатает любую информацию ради получения выгоды.

              «Желтые» издания далеко не безобидны для общества. Насколько же серьезен вред, причиняемый «желтой» прессой? И есть ли в возможности ограничить столь явную прямую зависимость общества от «желтой» прессы?

Если говорить о практике газетного дела, между изданиями нет жестких разграничений.               Например, «желтизна» присутствует в рубрике «светская жизнь» на страницах даже такого качественного издания, как «Известия». Но совершенно очевидно, что «желтая» пресса, используя темы и приемы качественных и массовых газет, в то же время банализирует суть социальных проблем, ориентируется прежде всего на коммерческий успех, имеет другие цели.

Желтизна издания определяется затрагиваемой тематикой (насилие, скандалы, сплетни, секс), способом подачи материала и тщательностью проверки излагаемых фактов. Термин «желтая пресса» означает бульварно-массовую печать, насыщенную крикливыми сенсациями, сплетнями, иллюстрациями, рассчитанными на малообразованных массовых читателей с низменными интересами и вкусами.

              На современном этапе развития является вполне самостоятельным типом издания, несущим в себе определенную роль в общественной жизни. Изучение «желтой» прессы актуально, так как проблема влияния бульварных газет на массовое сознание остро стоит в современном обществе. Негативное отношение к таким изданиям очевидно, однако высокая прибыль и желания общества покупать и читать информацию, предлагаемую «желтыми» слишком велико. 

              В ходе работы я обратила внимание, что литературы по теме «желтой» прессы сравнительно не много. Однако вопрос о пользе или вреде «желтых» изданий активно обсуждается в журналах и газетах. Для своей работы я в основном использовала статьи журнала «Журналист»,  различные интервью с редакторами и издателями прессы, просматривала рейтинги наиболее актуальных событий по мнению массового читателя, также была использована российская «желтая» периодика для выявления характерных черт у изучаемого вида печати.

              Целью моей работы является изучение «желтой» прессы как явления, рассмотрение влияния таких изданий на общественное сознание. Для достижения поставленной цели в работе будут рассматриваться:

              1. История возникновения желтых изданий и их развитие в XIX-XX веке.

              2. Основные характеристики и особенности «желтой» прессы.

              3. Роль «желтой» прессы в современном обществе.

              4. Возможности правового регулирования негативных последствий «желтой» прессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯВЛЕНИЕ «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ. ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

              Столь употребляемому выражению, как, собственно, и самому явлению под названием «желтая» пресса, ни много, ни мало сто с лишним лет. Понятие «желтой» журналистики, как отдельной ветви масс-медиа, зародилось в конце XIX века в США в ходе жесткой конкурентной борьбы между двумя крупными магнатами прессы У.Р. Херстом и Дж. Пулитцером. Жизнь данному выражению дал комикс о «Желтом малыше», судебное разбирательство вокруг которого возникло между пулитцеровской «New York World» и херстовской «New York Journal». Герой комиксов под названием «Переулок Хогана», появляясь в газете из номера в номер, забавлял читателей своим смешным видом, эксцентричными поступками и комическими рассуждениями на различные темы. Уильям Рендолф Херст переманил его создателя Ричарда Аутколта -художника пулитцеровской газеты «New York. World» - в свою газету «New York Journal». Пулитцер нанес ответный удар, наняв другого иллюстратора, который создал отдельный сюжет о «желтом малыше». Таким образом, один и тот же персонаж стал появляться в обеих газетах. Между изданиями возникла громкая тяжба за преимущественное право опубликования серии комиксов. В 1896 году Эрвин Уордмэн, редактор «New York Press», в одной из своих статей презрительно назвал конкурирующие издания «желтыми». Этот термин подхватила и газета «Tribune», которая тоже теряла тиражи по вине «New York Journal» и «New York World». Таким образом, термин «желтая пресса» первоначально обозначал периодику, печатающую комикс с конкретным героем.

              Существует и другая версия происхождения выражения «желтая» пресса, согласно которой,  она получила свое название из-за цвета бумаги, на которой печатались первые бульварные газеты, предназначавшиеся  для массового читателя. Издатели в целях экономии печатали их на плохой бумаги, которая быстро желтела.

              С тех пор прилагательным желтый награждаются те издания, которые в погоне за тиражами не гнушаются завлекать публику «жаренным» - лишь бы первыми прокричать сенсация!

              Однако сам феномен «желтизны» зародился гораздо раньше. Его черты можно наблюдать в некоторых материалах венецианских и генуэзских рукописных газет эпохи Возрождения, во французских канардах XVII века, авторы которых предлагали аудитории скорее сказки вместо реальных новостей. Реальной же предшественницей изучаемого вида стала так называемая «центовая» пресса Соединенных Штатов Америки, которая впоследствии переросла в современную западную «желтую» прессу в том виде, в каком существует и сейчас.

Примерно до 1830 года крупные газеты в Нью-Йорке и остальных городах ориентировались в основном только на интересы коммерческих кругов, политических организаций, национальной элиты. Многомиллионная армия малограмотных и не отличающихся взыскательным вкусом читателей была искусственно вытеснена за границы журналистской сферы. Однако ситуация резко изменилась с введением всеобщего начального образования, которое поспособствовало появлению громадной читательской аудитории. Появляются газеты, адресованные  читателю с низким уровнем образования и культуры. Вместо того, чтобы способствовать интеллектуальному и культурному развитию аудитории, они опускались до уровня наиболее отсталой читательской массы. Только при условии массового распространения  выпуск таких  газет, стоящих небольшие деньги,  становился выгодным для издателей.  По мере роста урбанизации газеты все чаще стали обращать внимание на интересы и запросы иммигрантов и активно формирующегося среднего класса. Начали появляться статьи на злободневные темы политики, образования, здравоохранения, преступности, правосудия и спорта. Так образовалась «центовая пресса» (или «penny-press»), предвестница «желтой».

              Первыми успешными проектами в русле «желтой» тематики стали издания «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune».

              Четырехполосная «The New York Sun» привлекательнее, чем конкуренты, подавала разнообразные новости в сенсационной форме, легко поступаясь правдивостью ради тиража.               Ярким примером такой практики стало опубликованное газетой в 1835 году сообщение о том, что с помощью современного английского телескопа на Луне обнаружено живое существо - получеловек-полуобезьяна с крыльями летучей мыши, которому даже было дано «научное» название - «веспертилио-гомо». Не смотря на то,  что из Англии моментально пришло опровержение, цель, поставленная издателями, была достигнута – газета разошлась огромным тиражом.

              Освещение скандалов, преступлений, мотивы смерти, насилия, сексуальная тематика  уже в то время заняли лидирующее место на полосах «желтых» газет. Эти новые веяния с наибольшей полнотой воплотили в своих изданиях Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.) Неодолимое желание заглянуть в замочную скважину соседа – именно на этом свойстве человеческой натуры хорошо наживались издатели «желтых» газет. Залог коммерческого успеха видели не в том, что в ней сказать, а как подать имеющийся материал. От сотрудников требовалось подавать все новости в сенсационном духе. Когда сенсация отсутствовала, ее просто придумывали. Следование требованию сенсационности при воспроизведении новостей приводило к тому, что для газет отбирались преимущественно эмоционально «заряженные» факты, скандальные известия, призванные поразить и развлечь читателя. Для превращения из обычной информации настоящей сенсации часто допускалось искажение фактов, использования домысла, неполного изложения материала, передачи событий вне их контекста.

              Борьба за читателя толкала издателей «penny-press» на изобретение эффектных приемов подачи материала, на усиление элементов новизны содержания, на придание затрагиваемой теме остроты.

              Для привлечения внимания читателей в таких газетах появились крупные заголовки, которые сознательно вводили читателя в заблуждение, и цветные иллюстрации. Для более легкого понимания массовой аудиторией издания использовали большое количество фотографий, схем и карикатур. Стиль изложения при внешней его пестроте был примитивным.

              Однако был и положительный момент в появлении «желтых» изданий -  сформированная ими привычка к регулярному чтению газет у большого количества людей из числа тех, кому прежде было чуждо печатное слово.

              По образу и подобию американской развивалась «желтая» журналистика в Великобритании. С самого начала выпуска первой развлекательной газеты «Tit-Bits» в 1881 году в основу редакционной политики многих изданий была заложена ориентация на массовые вкусы. Особенно преуспели в этом идеологи английской «желтой» прессы братья Хармсворты, начавшие свою деятельность в 1888 году с издания «желтых» журналов, а затем газет «Evening News», «Daily Mail» и «Daily Mirror». Ставку в них делали преимущественно  на изображения -  стали появляться иллюстрации, не только сопровождающие, но и полностью заменяющие текст.
Многие исследователи считают, что родиной «желтой» прессы являются Америка и Англия. Это не совсем верно, поскольку сходные процессы формирования массовой журналистики проходили и в дореволюционной России. Вторая половина XIX века стала периодом, благоприятным для появления нового типа издания, призванного не сменить сложившийся тип качественной газеты, а занять свою собственную нишу в сфере российской печати. В материалах таких «желтых» газет, как «Петербургский листок» (1864), «Петербургская газета» (1867), «Московский листок» (1881) и «Газета-копейка» (1908) впервые в российской практике встречаются сознательные попытки приукрашивания действительности с целью привлечения аудитории. Полиграфическое исполнение номеров было достаточно примитивным. Однако благодаря низкой цене, высокой информационной насыщенности, сенсационности, наличию иллюстраций, доходчивой форме и умению приспособиться к запросам массового читателя, российская «желтая» пресса быстро приобрела популярность. Возникновение нового типа газет явилось значительным этапом в развитии журналистики, так как подобные издания приблизили газету к рядовому читателю.

              На рубеже XIX – XX веков появляется такой тип «массовой» сенсационной прессы, как таблоид - газеты небольшого формата. Содержание таблоидов, подстраивающихся под уровень читателей, наименее развитых в интеллектуальном и культурном отношении, сводилось преимущественно к публикациям сенсационного и скандального характера. Для таблоида характерно обилие иллюстраций, развлекательных материалов (включая юмористические тексты и рисунки, комиксы), использование вызывающих «нестандартных» заголовков, шокирующих крупных «шапок» на первой полосе. Так, в 1930 г. иллюстрации занимали в  среднем 40% площади американских таблоидов – и только 25% площади газет обычного формата. С целью привлечения внимания читателя (главным образом представляющего «низшие классы» общества) таблоиды обильно оснащались текстовыми материалами и иллюстрациями, эксплуатирующими социальные стереотипы (национальные, расовые, половые и пр.), бытующие в массовом сознании, а также сексуальные инстинкты аудитории. Не удивительно, что понятие «таблоид» стало синонимом сенсационной скандальной «желтой» прессы.[1]

Информация о работе Желтая пресса: нужна ли она обществу