Жанры публицистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Современные люди не представляет свою жизнь без телевидения. Телевидение выполняет различные функции – информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную. Доказано, что телевидение без культуры не может существовать и не появилось бы вовсе. Но сегодня на наших экранах культуры видим все меньше и меньше.

Работа содержит 1 файл

жанры художественной публицистики.docx

— 52.65 Кб (Скачать)

Жанр эссе предоставляет  авторам богатые возможности  – тематические, содержательные, формальные, изобразительно-выразительные, притом очень точно отвечающие природным  качествам телевидения.

 

    1. Сатирические жанры

Сатира появилась в  древности, с появлением социального  строя в человеческом обществе, поэтому  она считается социальным явлением. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания и адресностью фактов. В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.

 

Для создания сатирических произведений журналисты используют методы наглядно-образного обобщения, опирающегося на приемы ассоциации, творческой фантазии, метафоризации, метонимии, одушевления, оксюморона (внутреннего противопоставления), литоты (преуменьшения), гиперболизации (преувеличения), генерализации (подмены  частного вывода общим), индивидуализации (подмены общего вывода частным) и  т.д.

 

Если журналист "опосредует" действительность в эмоционально-образной форме, передает аудитории свое представление  об актуальной реальности с помощью  художественной типизации, то он должен осуществлять ее таким образом, чтобы  не исказить реальное положение дел, которого касается эта типизация. Именно это и отличает ее от типизации, основанной на вымысле, на безграничной фантазии автора, свойственной собственно художественному  творчеству (но не публицистическому) как таковому. Художественный метод  играет особую роль, поскольку в материалах любого жанра может присутствовать авторская фантазия, в виде домысла.

 

В настоящее время традиционные жанры российской журналистики, наиболее полно представляющие использование  художественного метода (очерк, фельетон, памфлет), значительно потеснены  или где-то в полной мере вытеснены  из коммуникационного "оборота" информационными  и аналитическими жанрами. Однако это  не означает, что художественный метод  отображения действительности (отображения  ее своеобразными средствами) исчез  из арсенала современного журналиста. Художественный анализ по-прежнему существует. С одной стороны, он — основа претерпевших "мутацию" упростившихся, схематизировавшихся  публикаций группы художественно-публицистических жанров, а с другой — воздействие  художественного метода все чаще наблюдается в других жанровых группах  – прежде всего в публикациях  аналитических жанров. Психологизмом, изобразительностью нередко насыщаются корреспонденция, статья, комментарий, обзор и т.д. И в этом плане  они в какой-то мере как бы замещают очерк, фельетон, памфлет. Эти публикации компенсируют в определенной мере дефицит  красок и образов, имеющийся в  современной журналистике, привносят  на страницы прессы выразительные характеры, удачно развернутые детали, живописные сценки, дополняя тем самым "черно-белую" журналистику. Художественный метод  в полной мере проявляется, в публикациях, относимых к художественно-публицистическим. В этом случае журналистика сближается с художественным творчеством, поскольку полнота создаваемых образов, яркость конкретных деталей сюжета и композиции часто демонстрируют стремление автора к художественной типизации. Образы в художественно-публицистических текстах проявляют нередко не просто индивидуальные особенности человека, но скорее характерные черты наших современников. Художественный анализ данного вида существует в неразрывном единстве с проблемным (например, с экономическим, политическим) анализом и нацелен на решение тех же задач, тех же конфликтов, но исследует их своими собственными средствами и приемами.

 

Журналист в таком случае часто обосновывает свои образные построения хорошо известными ему из жизни, из собственного творческого опыта  примерами, демонстрирующими типические черты современника. Уровень новизны, оригинальность построений автора могу быть разными, в том числе и  невысокими, несовершенными. Однако читатель заметит в любом случае стремление автора использовать образное мышление, применять образные, экспрессивные  средства отображения действительности, его желание не пропустить интересные детали, колоритные фигуры, обратить на них внимание аудитории. При этом художественный анализ может порой  затенять проблемный. Однако такая "потеря" компенсируется за счет более яркого нравственно-эстетического самоопределения  автора и четкой позиции по отношению  к обсуждаемым в тексте проблемам.

Современные исследователи  выделяют следующие сатирические жанры:

 

Памфлет.

 

Памфлет – (от греч. pamm fhlego "все воспламеняю" или "все испепеляю") - понятие мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего — их главы Зевса-громовержца, поражавшего своими молниями врагов. В журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.

 

Происхождение памфлета как  жанра некоторые исследователи  связывают с творчеством древнегреческого баснописца Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета более позднего времени называют имена выдающегося  французского ученого, философа Блеза Паскаля ("Письма к провинциалу"), английского писателя Бернарда Мандевиля ("Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными"). В ряду имен отечественных памфлетистов первым стоит имя Д. И. Писарева. Его известный памфлет "Пчелы" считается образцом политической сатиры на современное общественное устройство. Великолепными памфлетистами, работавшими на протяжении десятков лет в советской печати, были А. М. Горький ("Город желтого дьявола"), Л. М. Леонов ("Тень Барбароссы"), Я. А. Галан ("На службе у сатаны"), М. А. Стуруа ("Болезнь легионеров") и ряд других мастеров сатирического слова.

 

Памфлет на страницах сегодняшней  российской прессы, так же как и  фельетон, — явление достаточно редкое. Практически не встречается  памфлет на международные темы, что, очевидно, объясняется прекращением "холодной войны", существовавшей ранее между СССР и "лагерем  капитализма". Памфлеты на внутренние темы носят в основном политический характер. И все же жанр этот существует и, несомненно, будет востребован  журналистикой.

 

Качества, позволяющие памфлету быть острым сатирическим оружием в  руках журналиста, вытекают благодаря  использованию различных методов  художественно-публицистического осмысления тех фактов, которые становятся его  достоянием. К таким методам исследователи  данного жанра относят прежде всего гротеск, гиперболу, иронию, сарказм. Владение этими методами на уровне, достаточном для написания хорошего памфлета, требует не только довольно основательной практической работы в журналистике, но и литературного таланта, а также хорошего знания той сферы деятельности, которая отображается в памфлете.

 

Фельетон.

 

Название этого жанра  происходит от французского слова "feuille", которое переводится как "лист; листок". Листком в свою очередь, называли приложение к газете, которое обычно размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией. В отечественной журналистике эта часть газетной полосы называлась подвалом. Здесь располагались не только материалы, которые напоминают по своему типу современные фельетоны, но и произведения, которые сейчас называются отчеты, рецензии, обзоры литературы и т.п. Появление таких подвалов в газетах исследователи относят к XVIII в. Со временем понятие "фельетон" стало применяться только по отношению к одному определенному виду текстов. Отечественную журналистику прославили такие выдающиеся фельетонисты, как М. Е. Салтыков-Щедрин, В. М. Дорошевич, А. В. Амфитеатров, М. Е. Кольцов, И. А. Ильф и Е. П. Петров, С. Д. Наринъяни, Э. Я. Пархомовский и многие другие. В советской журналистике фельетон занимал исключительно важное место. Но с началом реформ в нашей стране этот жанр почти исчез со страниц газет и журналов. И это произошло не случайно. В большой мере данное "падение" жанра объясняется его особенностями.

 

Фельетон - это художественно  публицистический жанр, в котором  комичная сущность негативных явлений  и ситуаций действительности раскрывается путем инверсионной, ассоциативной  разработки темы с использованием авторских  и фольклорных комично сатирических образов.

 

Пародия.

 

Пародия является самым древним  жанром искусства. На Руси пародия составляла важнейшую часть скоморошьего творчества. Без пародии трудно представить  себе театр на всех стадиях его  развития. Не обходится без использования  пародии и политический, философский (или иной) спор (так, еще Аристофан  боролся с Еврипидом, пародируя  его произведения). Пародия —  любимый "конек" многих современных  писателей. Однако если внимательно  присмотреться, то можно заметить, что без пародии не может обойтись не только "высокое искусство", но и обычная, повседневная жизнь. У пародии много имен. Например, только в России пародию называли и "рожекорчением", и "кривлянием", и "лицемерием". Со временем эти понятия получили иное содержание, но в них подмечена одна важная черта, объясняющая суть жанра.

 

Черта эта имеет психологическую  природу и выступает как проявление такого важного естественного механизма  становления (обучения) животного, человека, как подражание (имитация). По мере выделения  из животного мира человек стал осознанно  использовать подражание, и уже не только для обучения. Так, специально имитируя поведение других людей (т.е. передразнивая их, "кривляясь", "лицемеря", "корча рожи"), можно их высмеять. Журналистика, разумеется, не могла не использовать возможности пародии в своих целях.

 

Предметом пародии в журналистике выступают самые разные явления. Это могут быть действия общественных, государственных деятелей, политиков, какие-то народные традиции, творческая манера каких-либо артистов, писателей, произведения литературы, способ мышления, особенности языка, внешности известных  личностей и т.д. Основные методы, которые помогают автору выступления  в прессе создать пародию, — это  гипербола, гротеск, литота, ирония. Гипербола  используется обычно для преувеличения  каких-то незначительных, но характерных  для пародируемой личности черт. Гротеск  пригоден в тех случаях, когда  необходимо высветить некие отрицательные  черты пародируемого явления. Литота применяется для преуменьшения  значимости последствий, скажем, каких-то высмеиваемых мнимых великих деяний. Ирония позволяет намекнуть на реальные желания, возможности и действия пародируемого лица. Пародирование  обычно требует очень большой  точности в повторении нюансов пародируемого  явления, поскольку такая точность придает определенное необходимое  сходство результату пародии с тем, что пародируется.

 

Сатирический комментарий.

 

Данный тип текста представляет собой феномен, родственный аналитическому комментарию. От аналитического комментария  сатирический отличается тем, что доминирующим признаком данного вида текста, позволяющим  относить его к семье художественно-публицистических произведений, является ярко выраженная целевая установка автора — высмеять тот феномен, который привлек  его внимание.

 

Реализуя эту цель, журналист  обращается, прежде всего, к методам  художественного осмысления действительности. Чаще всего он использует для этого  сатирическую типизацию (она является видом художественно-образной типизации), иронию, литоту, гиперболизацию. Чаще всего  сатирический комментарий в настоящее  время публикуется по следам актуальных и наиболее нелепых или вредных  действий различных политических деятелей, властей, учреждений и пр., действий, способных вызвать определенный общественный резонанс.

 

Сатирический комментарий  имеет "родственника" не только в "лице" аналитического комментария, но и в "лице" фельетона. С этим жанром его роднит, прежде всего, цель выступления. Она заключается в том, что, как и фельетон, сатирический комментарий нацелен на высмеивание определенных человеческих недостатков, пороков, промахов самого разного плана.

 

Однако если сатирический комментарий "обходится" в основном такими средствами, как ирония, насмешка, то основным методом полноценного фельетона  является сатирическая типизация. Иными  словами, в фельетоне автор выставляет на осмеяние не единичное, неповторимое явление, а явление, ставшее типичным, явление, "лики" которого можно  встретить в самых неожиданных  местах, в самых разных сферах жизни.

 

Проигрывая фельетону  в уровне обобщения жизненных  явлений, в наборе выразительных  средств, сатирический комментарий  выигрывает в оперативности, и это  делает его незаменимым художественно-публицистическим жанром.

 

Анекдот.

 

Анекдот - это самая распространенная форма остроумия (короткий шуточный рассказ, часто содержащий неожиданные  повороты и столь же необычную  концовку), без которого трудно себе представить современное межличностное  общение, особенно в узком кругу  близких людей.

 

Бытовавший главным образом  за пределами сферы массовой информации, в годы перестройки, устранения цензурных  ограничений в деятельности СМИ, анекдот как любимый народом  жанр совершил активную "агрессию" на страницы газет, журналов, стал непременным  атрибутом многих радио- и телепередач. Тем более стали появляться специальные  передачи, выпуски, странички, посвященные  анекдоту.

 

Само слово "анекдот" происходит от греческого "anekdotos", что означает — "неизданное". В русском языке существует и свое собственное, хотя сейчас отчасти и забытое, название данной формы остроумия. Оно определено в толковом словаре В. Даля как "байка", "баутка", "прибаутка".

 

Говоря об анекдоте на газетной или журнальной полосе, отнюдь не всегда можно утверждать, что мы имеем  дело с журналистским жанром, поскольку  журналисты довольно редко сами придумывают  анекдоты, публикуемые в издании. Чаще всего анекдоты, появившиеся  на газетной или журнальной полосе, перепечатываются из сборников анекдотов  либо их присылают читатели. Другое дело, условно говоря, "вторичный" анекдот, т.е. произведение, созданное на основе исходного анекдота, ставшего его литературной основой. Такое произведение, появившееся в результате творческой обработки "первоосновы", беллетризации ее, и не утратившее большинства жанровых особенностей анекдота, можно уже, с известной долей условности, назвать собственно журналистским жанром, оставив за ним "корневое" имя — анекдот.

Информация о работе Жанры публицистики