Жанры публицистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Современные люди не представляет свою жизнь без телевидения. Телевидение выполняет различные функции – информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную. Доказано, что телевидение без культуры не может существовать и не появилось бы вовсе. Но сегодня на наших экранах культуры видим все меньше и меньше.

Работа содержит 1 файл

жанры художественной публицистики.docx

— 52.65 Кб (Скачать)

 

 

Очерк на телеэкране остается одним  из наиболее сложных жанров публицистики, что как раз объясняется органичным сочетанием исследования документального  материала и рассказа (эстетического  освоения реальной действительности). Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно  обобщенную форму; для этого жанра  характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким  к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем  какой-либо иной жанр телевизионной  публицистики, драматургичен.

 

Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, в обозрении  – проблемность, аналитичность как проявление авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения.

 

При всем многообразии очерка как  жанра, обусловленного выбором изобразительных  средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки  материала и т. д., главный предмет  очерка почти всегда – человек (исключением  можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане – действие, свершение, а  человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка –  не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс  деятельности и человек как субъект  действия.

 

Даже в том случае, когда в  центре очерка оказывается какое-либо событие, все же показ и рассказ  ведутся автором с целью раскрыть на фоне событий характеры людей. Если репортаж – это история событий, то очерк – история характера. Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра – портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности. Здесь могут использоваться самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.

 

Тематически и композиционно более  всего отличается от портретного также весьма распространенный на телевидении путевой очерк. Если первый пристально и с разных точек зрения рассматривает отдельного человека, то для второго характерна смена объектов, нередко обостренная динамика повествования. Путевой очерк использует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. Как известно, для художественной публицистики факт – не столько самоценный, сколько исходный материал для авторского творчества. Отсюда, и композиционное построение, не подчиненное «фабуле фактов», их свободный отбор и перегруппировка, а также особая монтажная стилистика (сопоставление, столкновение, ассоциативные сближения и пр.).

 

И текст (обычно закадровый) путевого очерка, разумеется, отличается от обычного репортажного комментария, преследующего  информационные цели: в очерке он строится на образных сравнениях, насыщен познавательными  элементами, содержит индивидуальные оценки, ведущие к глубоким обобщениям.

 

Стало быть, в путевом очерке, который  внешне и тематически наиболее явно противостоит очерку портретному, сам  автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события. Его публицистические оценки, эмоциональные размышления, глубоко  личное восприятие отснятого материала, наконец, талант являются решающими  для определения той «меры  типизации», уровня обобщения, с которыми мы справедливо связываем художественность телевизионной публицистики.

 

Очерк – отражение более или  менее длительного временного процесса. Поэтому для экранного очерка, в отличие от литературного, одна из основных трудностей состоит в  документальном отражении уже свершившихся фактов, т.е. изображение прошедшего. Не умея решить иначе эту проблему, теледокументалисты нередко прибегали  к методу воссоздания событий, тех  или иных ситуаций. Но для того чтобы  результат в этом случае оказался успешным, чтобы на экране возникло не бледное правдоподобие, но подлинная  правда жизни, требуются незаурядное  мастерство, авторская и режиссерская фантазия, операторская изобретательность  и обязательно соблюдение чувства  меры, художественного такта. Зритель  должен быть осведомлен, что перед  ним воссоздание факта, имевшего место в прошлом. Инсценировка, выдаваемая за жизнь, противопоказана документальному  экрану.

К сценарию очерка предъявляются самые  высокие требования: о полном, тщательно  разработанном сценарии можно говорить в применении именно к этому жанру. Работа журналиста здесь начинается с авторской заявки (либретто), позволяющей  судить, во-первых, как о теме и  объекте, так и об авторском подходе  к ним, во-вторых, о возможностях экранного воплощения, об изобразительных  средствах и методах, которые  будут использованы для осуществления  замысла.Затем создается литературный сценарий, в котором подробно характеризуется объект очерка, предлагаемый характер и метод телевизионного исследования проблемы, содержатся описания героев, определяется композиционная структура всего произведения.

 

    1.  Зарисовка

Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «На бульваре» и т. п.).

 

У зарисовки нет четко определенного  событийного повода, но есть высокая  художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются  к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка.

 

Очень часто в структуру жанра  телевизионной зарисовки журналистский  текст вообще не входит, все выражает изображение. Если в газетной зарисовке  автор живо и образно рассказывает о своих впечатлениях, передает собственные  наблюдения, описывает обстановку, чтобы дать более полную картину  виденного, то на телевидении все  эти функции выполняет камера. Журналист заранее выбирает объект съемки, обсуждает с режиссером ее ход, продолжительность эпизодов и  уже вместе с ним задает оператору  определенную тональность, которая  воплощается в соответствующий  материал не только в процессе съемки, но и последующего отбора кадров и  их монтажа. В зарисовке широко используется музыкальное и естественное шумовое  оформление. Опыт, накопленный мастерами  этого жанра, весьма пригодился создателям музыкальных и рекламных клипов. Однако и теперь телевизионная зарисовка  не утратила своего значения, оставаясь  одним из интересных жанров, требующих  кропотливой творческой работы.

    1. Эссе

Эссе – жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки. В научной литературе можно  встретить различные определения  эссе и различные суждения о жанре. Приведем некоторые из них.

Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь [Советский энциклопедический словарь 1987: 1565].

Литературоведческий словарь определяет эссе как «прозаическое сочинение  небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления  и соображения по конкретному  поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или  исчерпывающую трактовку предмета» [Литературный энциклопедический словарь 1987: 516].

Эссе – это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной  из них. Широта выполняемых эссе функций  позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью [Лямзина]. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук: философии, литературной теории и критики, эстетики, политологии, социологии и др. Эссе является одним из наиболее продуктивных жанров в выражении философской мысли, то есть знания о наиболее общих сторонах мира и человека. Общие родовые свойства эссе: ведущая роль личности автора, что является важнейшим структурообразующим принципом эссе. При этом в эссе осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного, объекта мысли, а не личности автора. Еще одно свойство – особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом. Другая черта эссе – наличие образности, экспрессивности – всего, что является выражением его художественности и публицистичности [Лямзина].

 

На страницах эссе, по мнению одного из исследователей, «герой-автор и  читатель «пожимают друг другу руку»,  встречаются лицом к лицу. Это  попытка сразу, с первых же строк  найти новую форму разговора  с читателем» [Дмитровский].

Диалогичность – еще один жанрообразующий  признак эссе. Какую бы форму для  изложения своих мыслей не избрал эссеист, как бы не выстраивал композицию, главным всегда остается искренность с читателем. Современный эссеист Андрей Битов, например, избрал для своих эссе определение: «правда – как жанр». Еще одной важной особенностью жанра является мифотворчество. Автор строит собственные теории, создавая миф (в основе мифа – образы), читатель же может верить в него или не верить [Дмитровский].

В эссе «концепция» сформулирована нечетко. При этом образ обладает внутренней динамикой, характерны сложная  сеть ассоциативных связей и парадокс как способ игры с читателем.

 

Немецкий философ Теодор Арно определил эccе как жанр, отражающий момент зарождения мыcли, которая пока не развилаcь в логичеcки завершенное целое (Теодор Адорно «Эccе как форма»).

Основателем жанра в европейской  традиции принято считать французского философа Мишеля Монтеня («Опыты», 1580). «Опыты» Монтеня содержат философские, исторические, политические, религиозные, лингвистические, педагогические, этические и др. воззрения автора, от наиболее частных до наиболее общих. Монтень рассказывает о нравах и обычаях разных народов, о содержании прочитанных книг, но все это превратилось бы в обрывочный комментарий, в сумму выписок и цитат, если бы не возвращалось каждый раз к истоку – к образу личности, многое понимающей и приемлющей, но ни к чему не сводимой, не равной даже самой себе [Эпштейн]. «Опыты» исследуют мир, но отправной точкой и принципом такого исследования является личность автора. Так, например, прерывистость структуры «Опытов» связана с особенностями авторского мышления, его отношения к миру.

Выделяются различные виды эссе. Например, художественно-критическое  или литературно-критическое. В таком  эссе автор имеет дело не c жизнью, а c ее отображением в произведениях музыки, живопиcи, литературы. Форма эccе задаетcя cамими произведениями иcкуccтва. Через анализ произведения автор предлагает cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя.

Другой вид эссе – философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и  о человеке.  Яркие примеры  философских эссе  – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др.

Автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе  автобиография  автора становится сюжетной основой  текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления. 

Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. Например, в эссе «Досужими путями мышления» («Иностранная литература») Эльфриде Елинек высказывает парадоксальную мысль о том, что «пишущие» убили живой язык, и использует не менее парадоксальные, чем сама теория, образы и сравнения: «Сохраняя изящество, я покидаю тело, для прощания с которым постаралась одеться как можно лучше. Сквозь мою прозрачную блузу мысли мерцает чувство ответственности, влекущее моральное требование, за которым, скорее всего, моя привлекательность не поспеет».

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает  аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. В эссе могут  чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания. Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи.

В журналистике пионером жанра  эссе считают журнал «Зритель», в  XVIII в. приступивший к публикации сообщений личного, даже интимного характера о событиях, пережитых авторами. Первоначально жанр эссе не испытывал тематических ограничений – эссе касалось и сельского хозяйства, и театральных премьер, и политики. Однако в начале нашего века в жанре эссе стали рассматривать лишь темы, связанные с литературой и искусством, эссе превратилось в своеобразную форму рецензии – на цикл стихов или пьесу, вернисаж или фильм.

С появлением и развитием  телевидения жанр эссе обрел новую  жизнь. Личностный, лирический характер телевизионной коммуникации предрасполагает  к созданию художественно-публицистических сообщений в жанре эссе, поскольку  структура этого жанра требует  прямого контакта с личностью, с  автором. Эссе – жанр глубоко персонифицированной  журналистики.

Однако надо сказать, что  на пути эссе в телевидении стоит  довольно существенное препятствие: произведения этого жанра могут быть приняты  аудиторией лишь тогда, когда их авторы по-настоящему интересные люди, обладающие высоким профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью  у зрителей. Именно таким представал на телеэкране И. Андроников – актер, писатель, ученый; его эссе «Воспоминания  о Большом зале», «Невский проспект»  и другие вошли в золотой фонд отечественного телевещания. Здесь  же можно назвать эссе Г. Шерговой «Легенда и быль о Дашковой» и «Ужель та самая Татьяна?», трилогию А. Габриловича «Футбол нашего детства», «Цирк нашего детства», «Кино нашего детства».

Информация о работе Жанры публицистики