Жанры публицистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Современные люди не представляет свою жизнь без телевидения. Телевидение выполняет различные функции – информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную. Доказано, что телевидение без культуры не может существовать и не появилось бы вовсе. Но сегодня на наших экранах культуры видим все меньше и меньше.

Работа содержит 1 файл

жанры художественной публицистики.docx

— 52.65 Кб (Скачать)

                                                              Введение

  Современные люди не представляет свою жизнь  без телевидения. Телевидение выполняет различные функции – информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную. Доказано, что телевидение без культуры не может существовать и не появилось бы вовсе. Но сегодня на наших экранах культуры видим все меньше и меньше. 

 Отсутствие редакций (за исключением  нескольких каналов) художественного  вещания на отечественном ТВ  накладывает свой отпечаток на  вещательную политику. С телевидения  уходит настоящее искусство, призванное  просвещать и развлекать одновременно, а если и не уходит, то растворяется. Как результат жанры художественной  публицистики (т.е. все то, что  принято называть живым экраном  и искусством) медленно забывают.

 

   Данная  работа посвящена  системному изучению  работ художественной  публицистки  на ТВ. Эта тема  достаточно актуальна, потому  что есть вероятность, что   публицистика представлена только  одним  жанром очерком. Так  он уже вытеснил жанр теледрамы, несмотря на то, что именно драма положила начало большинству жанров телепублицистики. Изменения коснулись и других известных жанров, о которых подробнее будет рассказано в основных  главах работы. Сегодня мы наблюдаем за тем как культура медленно (но очень эффективно) поглощается другими формами, заставляя художественные жанры трансформироваться.

 

   Но  такая проблема действительно  существует и заключается не  просто в растворении  искусства,  призванном развлекать и  просвещать  одновременно. Но и в  том,  что сегодня мы являемся свидетелями   того, как публицистику загнали  в  угол (об этом можно судить  даже по программе  передач), оставив только небольшую   полоску времени. Как следствие,  документалистика становится элитарным видом искусства и начинает существовать независимо от телевидения, несмотря на то, что ТВ с этого и начиналось. И то, что когда-то было под знаком для всех (публицистика народное, общественное) становится достоянием закрытых фестивальных показов. В результате трансформации существующих и появлению новых жанров, проблематичным становится и то какие определения дать этим новичкам.

Объектом данной работы является - художественная публицистика на телевидении.

Предмет работы - телепередачи и телеработы журналистов в жанрах художественной публицистики.

Цель исследования - анализ телепередач, их сравнение и выявление специфики  подачи материала в данных жанрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: История художественной публицистики

Особенное значение имеет публицистика в России, где она является почти  единственным и во всяком случае главным проявлением частной общественно-политической инициативы, и где так важна руководящая роль литературы; авторитетное положение русской литературной критики объясняется тем, что она — в лице наиболее популярных своих представителей — занималась по преимуществу публицистикой. Отсутствием иных органов для выражения общественной мысли объясняется также господство в нашей литературе социального романа с определённой, подчас партийной окраской, а равно и то явление, что у нас отдавали свои силы публицистике самые яркие художественные таланты, представители особого литературного жанра — соединения художественных образов с публицистикой.

    1. Возникновение и развитие публицистики

Развитие публицистики тесно связано  с развитием общественной жизни. Публицистика феодальной формации, публицистика капиталистической эпохи в зависимости от политических условий, места и времени либо существует самостоятельно либо пользуется художественной литературой и критикой как средствами, создавая особый тип художественной литературы и публицистическую критику. В эпоху диктатуры пролетариата публицистика развивается наряду с художественной литературой и критикой, становясь в руках пролетариата мощным орудием коммунистического перевоспитания масс и пропаганды идей коммунизма и пролетарской революции во всем мире. В то же время советская художественная литература и критика, сохраняя свою специфичность, приобретают четкую идейную направленность и  заостренность, выражая этим свойственную пролетарскому мировоззрению действенность, партийность.

 

В России яркие примеры публицистики можно найти уже в XVI в. М. Н. Покровский писал: «В XVI в. у нас появляется вдруг, что и не снилось Москве XIV в., политическая литература, публицистика». Не касаясь всей массы публицистических произведений, отметим литературную полемику Ивана IV с кн. Андреем Курбским, писания Ив. Пересветова, а еще раньше (XV в.) послание старца Псковского монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу. Политическая задача Филофея заключалась в проведении идеи Москва — III Рим: «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Писания Ивана Пересветова имели своей политической задачей защиту самодержавно-бюрократического государства Ивана IV и проповедь той же идеи Москва — III Рим. Публицистические произведения Ивана Грозного — письма к Курбскому и писания к игумену Кирилло-белозерского монастыря — вызваны были политическими задачами защиты дворянства и купечества против претензий старого боярства. Боярство выдвинуло своего идеолога — кн. Андрея Курбского, давшего «историю вел. кн. Московского» и письма к Грозному. Раньше феодал, при помощи насилия или хитрости отняв землю у своего соседа, иногда старался замолить свой грех, построив один или два монастыря. Дальше этого сознание совершенного им преступления не шло. Теперь отдельные классы оспаривают друг у друга земли и власть над трудящимися, стараясь доказать свою правоту примерами из истории, священного писания и т. д., стараясь убедить, что то, что нужно им, хорошо для всех. Поэтому иногда они даже заступаются за угнетенных и выступают под видом представителей народных масс и их интересов. В числе публицистических произведений XV—XVI вв. мы имеем произведения, направленные против церкви. «Беседа преподобного Сергия и Германа валаамских чудотворцев» — яркий памфлет, направленный против церкви и монастырей.

 

В XVIII в. публицистика в России выступила уже довольно широко. К публицистике должны быть отнесены сатиры Кантемира, «Были и небылицы» Екатерины II и в особенности «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, журналистика Новикова, раннего Крылова и др. Новиков, Крылов и в особенности Радищев резко критиковали всю систему общественных отношений, крепостное право, царскую бюрократию, суд, воспитание, а Радищев и Новиков — и самовластие царя. В XVIII в. появляются произведения и низовых крестьянских, казацких и солдатских масс: «Плач-памфлет о крепостной доле (копия с просьбы в небесную канцелярию)», «Плач холопов» и др.

 

На Западе начало развития публицистики также относится к эпохе феодализма. Острая классовая борьба конца средних веков и начала нового времени вызывает к жизни публицистику. Борьба капитализма на Западе против феодализма приняла форму отрицания церкви и монастырей, попов и монахов как ярких выразителей реакции. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Письма темных людей» обнажают характер этой борьбы средствами публицистики. Сама художественная литература принимает ярко выраженный публицистический характер.

 

В период Реформации, когда крестьянское движение шло под знаменем религиозной  борьбы, возникла нужда в обращении  к широким народным массам. Этой потребности отвечала публицистика, видное место среди произведений которой занимает полемика между Фомой Мюнцером — вождем крестьянского восстания 1525 — и вождем Реформации Лютером.

 

Английская революция XVII века вызвала  исключительный рост П. Борьба против Карла I требовала своей аргументации в защиту казнивших. Появился памфлет, отвечавший этой задаче, — «Kieling no morder» (Умерщвление — не убийство). Промышленный переворот в Англии и развитие буржуазных отношений создали мощное развитие публицистике, как формы политической борьбы. Такие явления, как борьба за освобождение Ирландии, чартистское движение и т. д., вызывали к жизни периодические органы, как «Спектатор» и знаменитые памфлеты Свифта и Дефо.

 

Период подготовки к Французской  революции дал мощный толчок развитию П. в форме памфлета, фельетона, газетной сатиры и т. д. Просветителей публицистики (Вольтер, Руссо, Дидро, мемуары Бомарше и др.) является замечательным образцом этого типа творчества. «Что такое третье сословие» Сийеса может считаться лучшим образцом тогдашней публицистики, яркой, убедительной, насыщенной политической тенденцией. Газетные статьи Марата доводят публицистику до высшего развития, а «Народный трибун» Бабёфа кончает период этого блестящего расцвета. Эпоха Реставрации и связанная с нею борьба придали публицистике сатирический характер публицистики в России продолжала развиваться и в XIX в. Центральной проблемой публицистики александровской эпохи оставался вопрос об освобождении крестьян и форме политической власти. Николаевская реакция не уничтожила публицистику, но воздействовала на ее форму своим железным цензурным уставом. Публицистика вошла неизбежным элементом и в художественную литературу и в критику. Блестящим публицистом-критиком николаевской эпохи был Белинский. Его знаменитое письмо к Гоголю является, по утверждению Ленина, одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати. Письмо Белинского к Гоголю — замечательный яркий памфлет, с четко выраженными политическими требованиями и с страстно-разрушительным выпадом против самодержавно-крепостнического строя России.

 

Ярким образцом охранительной публицистики являются «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, против которых и был направлен удар Белинского. Тенденции охранительной публицистики развивали: в Москве — Погодин, Шевырев и отчасти славянофилы в журнале «Москвитянин», а в Петербурге — рептильные писаки Греч и Булгарин в «Северной пчеле». Тенденции революционной публицистики нашли свое продолжение у Чернышевского и Добролюбова в «Современнике», радикальной — в «Русском слове» у Писарева. Борьба между журналами 60-х гг. велась по принципиальным политическим вопросам. Обострение классовой борьбы способствовало росту публицистики. Вместе с тем рос и цензурный гнет, и публицистика неизбежно становилась частью художественной литературы и критики. Блестящими образцами революционно-демократической публицистической критики 60-х годов являются статьи Чернышевского, Добролюбова и Писарева. Замечательными публицистами-художниками являются Некрасов, Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский. Реакционный лагерь выдвинул в 60-х гг. таких публицистов, как Достоевский и Катков. Публицистика 40—60-х гг. ставила проблему крепостного права, социализма и революции, свободы человеческой личности, женской эмансипации, семьи и брака. Иной характер имела публицистика бесцензурная. «Предшественницей рабочей (пролетарски-демократической или социал-демократической) печати была тогда общедемократическая бесцензурная печать с „Колоколом“ Герцена во главе ее», писал Ленин («Из прошлого рабочей печати в России», Сочинения, том XVII, стр. 341). «Колокол» Герцена-Огарева создал тип вольного бесцензурного публицистического произведения, принимающего то форму памфлета, то сатиры, то прямого обвинительного акта. По яркости, силе и страстности публицистика Герцена занимает одно из первых мест в истории русской публицистики.

 

Появление на исторической сцене новой  общественной силы — пролетариата — дало новый толчок развитию публицистики и придало ей новое содержание. В Германии публицистика выявилась  особенно ярко в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса. Памфлеты К. Маркса показывают огромный литературный талант, остроумие, язвительный, уничтожающий противника сарказм; его публицистика являлась одновременно и агитацией и глубокой обобщающей научной работой, подкреплявшей и развивавшей определенную политически-партийную линию. В России содержанием пролетарской публицистике на первых порах явилась борьба с народниками. Основными вопросами были вопросы о характере развития России, о крестьянстве, о революции, о социализме и т. д. Народнический лагерь выдвинул Н. К. Михайловского. С позиций марксизма (хотя и непоследовательного) боролся с народничеством Плеханов. Подлинным и наивысшим образцом последовательно-марксистской П. была гениальная публицистика Ленина, творчески развивавшая принципы Маркса в обстановке новейшего этапа капитализма. Преследования царской жандармерии обусловили появление подпольной агитационной публицистики. Еще в 60-х гг. возникла форма подпольной прокламации. В 90-х и 900-х: гг. в России «подпольные листки» были обычным явлением. Многие марксисты-публицисты пользовались образами художественной литературы (Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Гл. Успенского и др.). Борьба с экономизмом и меньшевизмом, отзовизмом, богоискательством, богостроительством,  ликвидаторством и т. д. вызвала к жизни яркие произведения большевистской публицистики (В. Воровский, М. Ольминский, М. Покровский, В. Фриче и др.). Особенность ее заключалась прежде всего в открытом проведении в ней принципа партийности. Ленин в 1905 писал: «Литература должна быть партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, „барскому анархизму“ и погоне за наживой, — социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме. В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „колесиком и винтиком“ одного единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2: Жанры художественной публицистики

Публицистика, как и художественная литература, имеет дело со словом. Публицистика прежде всего использует такой канал коммуникации, такие средства массовой информации и пропаганды, как журналистика. Государственные и негосударственные газеты, радио и телевидение, располагая широкой и разветвленной сетью корреспондентов создает многообразную, разностороннюю, всеохватывающую историю современности.

    1. Очерк

Слово "очерк", которым обозначаются тексты определенного типа, по мнению ряда ученых, было придумано писателем  А.М. Горьким. Он якобы произвел его  от глагола "очерчивать" (т.е. описывать  определенный круг явлений, проблем). Сам  же тип публикаций, которые называют "очерками", существовал и до Горького. Хотя точного ответа на вопрос о том, где родился очерк, нет. Одни считают, что очерк - чисто российское явление. Другие полагают, что пришел он к нам из других стран, ведь там  издавна публиковались тексты, напоминавшие наш очерк.

Выбор журналистом жанра обусловлен характером творческой, профессиональной задачи, а также объектом отражения, особенностями жизненного материала. И, следовательно, чем отчетливее понимает автор природу жанра, в форму  которого он облекает данный жизненный  материал, тем успешнее может он выполнить поставленную задачу. Наиболее богат изобразительными средствами и выразительными возможностями  важнейший жанр художественной публицистики – очерк.

Жанровые особенности очерка подробно выявлены в теории литературы. Очерк1 – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка. И нет, пожалуй, в публицистике другого жанра, который требовал бы столь очевидного проявления таланта, творческого мастерства, профессионализма, как очерк.

Подобно тому, как репортаж составляет ядро информационной телепублицистики, очерк – ядро телепублицистики художественной. Подобно репортажному методу метод очерковый распространяется и на другие жанры, становясь одним из главных в публицистическом творчестве.

Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции // http://media.utmn.ru/library/php?show_book=1&parent=17&bid=86

Информация о работе Жанры публицистики