Исторические предпосылки возникновения журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:28, реферат

Описание работы

Журналистика является, прежде всего, порождением информационно-коммуникативных отношений людей в сообществе. Говорят: сначала было слово. На самом деле, «информация» как сообщение, или как средство общения (коммуникации) существовала задолго до появления «слова» как вербального средства общения. На генетическом уровне невербальная информация (жесты, мимика, звуки, запахи и т.д.) применялась в животном мире задолго до появления человека.
Так установлено, что муравьи общаются друг с другом при помощи движений, прикосновений и запахов. Исследователи сумели выделить в языке муравьев более двух десятков сигналов (указание правильного направления, по которому следует идти за добычей, предупреждение об опасности и т.п.). Ученым удалось «перевести» на человеческий язык и безмолвный «язык» пчел. Если пчела находит цветы, в которых много нектара, она возвращается к своему улью и начинает особым способом двигаться. Движения эти похожи на танец, и по ним другие пчелы узнают в каком направлении относительно солнца и на каком расстоянии находятся цветы с нектаром. Дельфины общаются с помощью звуков: они умеют хрюкать, свистеть, фыркать, лаять и оглушительно щелкать.

Работа содержит 1 файл

Лекция 2 Исторические предпосылки.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    Наиболее  достоверен и показателен процесс  возникновения имперских «изданий»  в древнем Риме в эпоху правления  Юлия Цезаря и позже (I в. до н.э. – IV в. н.э.). Быстро разраставшаяся Римская империя посылала многих своих граждан в далекие провинции. Жители этих колоний живо интересовались всем происходящим в столице. Частная переписка и отдельные сведения в силу своей неполноты и нерегулярности не удовлетворяли их. Необходимы были специальные люди, которые бы следили за всеми событиями и сообщали о них в колонии.

    На  первых порах каждый решал эту  проблему только для себя и своего окружения. Богатые люди, жившие в  имперских провинциях, завели в Риме личных корреспондентов, в основном из образованных рабов, которые должны были исполнять информационные прихоти своего господина. Антоний, например, получал через своего корреспондента все отчеты о государственных делах и политических прениях в сенате. Когда Цицерон был проконсулом, он также не преминул завести себе корреспондента  в Риме: им был некий Хрест, сообщавший своему господину политические новости, дававший отчеты о гладиаторских побоищах, городских происшествиях и ходивших по городу слухах.

    Юлий  Цезарь, сам долгое время пользовавшийся  такими корреспондентами в Галлии, понял необходимость государственного информационного органа. Носителем информации служили дощечки, покрытые гипсом. Первая из этих гипсовых «газет» называлась «Acta Senatus», где «печатались» протоколы сенатских заседаний – праобразы нынешних парламентских отчетов. Односторонность «сенатских ведомостей» побудила Цезаря основать «Ежедневные ведомости» («Acta diurna  populi Romany»), в которой помимо официальных  указов императоров, распоряжений сената, давались сообщения с театра войны, информация о назначениях и наградах, заметки о жертвоприношениях, зрелищах и наиболее крупных фактах текущей жизни. Гипсовые «ведомости» размножались писцами и рассылались официальным чиновникам и военачальникам в провинции, а также всем заказчикам.

    Таким образом, первые информационные органы носили официальный характер и служили проводниками политики власти. Неугодные органы закрывались и тогда. Так, император Тиберий запретил выпуск «Acta Senatus» в то время, когда участились процессы по государственной измене и в сенате произносились обличительные речи, затрагивающие нередко особу императора и членов его семьи. «Acta diurna» просуществовали еще несколько столетий вплоть до вторжения германских племен в Римскую империю.

    Такой же официальный имперский характер носила в Китае в VII-X вв. (Танская династия) рукописная газета «Дибао» и первая в мире печатная газета в Пекине «Кинг-Пао» («Столичный вестник»), начало издания которой относят к 911 г. (регулярный еженедельный выпуск ее был налажен с 1361 г.; газета выходит поныне). 

    ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ 

    Идейные предпосылки возникновения журналистики были связаны с внутренней политической борьбой, социальными и религиозными движениями. Ораторская публицистика становится одной из самых распространенных и мощных форм воздействия на общественное сознание. Примером этому служит политическая деятельность великих ораторов древности (Демосфен в Греции, Цицерон в Риме и др.). В феодальном обществе, где политическая и духовная жизнь зачастую принимала религиозную окраску, большой популярностью пользовались проповедники, вероучители, пастыри, которые своими страстными обличительными речами не только настраивали свою паству против официальной церкви, но и поднимали массы на борьбу с ней и социальной несправедливостью. Достаточно вспомнить проповеди-обличения итальянского монаха Савонаролы (XV в.), идеологов и вождей реформации – Яна Гуса (XV в.), Мартина Лютера (XVI в.) и Томаса Мюнцера (XVI в.), а также русского раскольника протопопа Аввакума (XVII в.).

    Обличительная и полемическая публицистика позже  перешла на арену светской политической борьбы. Острые, разящие памфлеты, отпечатанные в брошюрах, стали основным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции. А во времена Великой Французской революции политическая публицистика с ее мощными вековыми традициями шагнула на страницы политической прессы: в газеты «Друг народа» Марата, «Пер Дюшен» Эбера, «Защитник конституции» Робеспьера, став тем самым одним из идеологических факторов бытования журналистики. 

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ 

    Важную  роль в рождении журналистики играли экономические предпосылки. Расширение торговых отношений между европейскими странами, экономическая интеграция цеховой, корпоративной буржуазии средневековых городов в конце XVI – начале XVII вв. вызвали острую потребность информационного обеспечения развивающихся торгово-промышленных контактов в Европе. Потенциальное информационное пространство на территории Европы быстро оснащалось морскими, речными, сухопутными, почтовыми коммуникациями, что создавало условия для относительно быстрой передачи новостей. В крупных торгово-экономических центрах стали появляться информационные листки и рукописные газеты, сообщавшие о проведении ярмарок, конъюнктуре цен, движении товаров, новых торговых путях, а также о внутриполитической и межгосударственной жизни европейских стран и другую информацию, необходимую для деловых людей и политиков того времени.

    Одним из крупнейших экономических и финансовых центров второй половины XVI в. была Венеция. Именно здесь стали выходить первые рукописные информационные листки под названием «Авизо» (от итал. avviso – сообщение, извещение), которые продавались за мелкую венецианскую монету (gazette), откуда, собственно, слово «газета» и вошло во многие европейские языки для названия периодического издания. Самый ранний из дошедших до нас комплектов венецианских «Авизо» датируется 1566 г.

    Еженедельный  выпуск  рукописных известий потребовал и людей профессионально ориентированных на сборе и обработке информации. Имеются свидетельства, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей – «авизатори» (avvisatori – от итал. «вестник, приносящий новости»).

    Рукописные  венецианские «Авизо», имевшие широкое хождение по Европе, способствовали появлению аналогичных «газет» в Германии. Именно экономический фактор стал предпосылкой того, что крупнейшая финансовая корпорация – банкирский дом Фуггеров, имевший свои интересы во многих странах Европы, распространял среди своей многочисленной клиентуры в 1568-1605 гг. рукописную газету «Fuggerzeitung». В эпоху реформации популярностью пользовались виттенбергские известия Меланхтона, распространявшего их в форме писем-ведомостей по всей Европе на латинском, а затем на французском и немецком языках. В экономическом плане составление и распространение этих ведомостей было довольно доходным предприятием и приобретало вид профессиональной деятельности.

    Доходность  тиражирования рукописных информационных листков еще в те «догазетные» времена поняли и владельцы книгопечатен, не упускавшие возможность нажиться на письмах-ведомостях, представлявших значительный общественный интерес. Рукописные «аввизо», «нувель», «цайтунг», «коранто», «реляции» выходили во многих странах Европы. Некоторые из этих названий сохранились в нынешней периодике.

    В России в самом начале XVII в. дьяки посольского приказа, используя информацию из европейских газет, делали в нескольких экземпляров нечто вроде современного дайджеста под названием «Куранты» (от франц. courant – «текущий»), а также «Вести», «Столбцы». 

    КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ 

    Образование и культура общества являются одной из ключевых предпосылок зарождения журналистики. Рукописные «газеты» не были массовыми изданиями и не могли быть таковыми в силу неграмотности и культурной неразвитости населения. Поэтому распространяемая в них информация носила замкнутый, элитарный характер. «Газеты» доставлялись определенному кругу образованных лиц (в царствующие дома, политикам, цеховым корпорациям в городах, финансовой клиентуре в случае с Фуггером и т.п.). Даже латинский язык, на котором писалось большинство информационных листков, старинные готические и орнаментальные шрифты служили достаточно серьезным препятствием для доступа средних слоев населения к источникам информации.

    Сменяющие друг друга эпохи Возрождения, Реформации, Просвещения сыграли значительную роль в распространении грамотности, просвещения, культуры не только в сфере привилегированных, знатных сословий, но и в средних слоях населения, порождая тем самым потенциальную аудиторию для будущей журналистики. Этот процесс сопровождался совершенствованием (упрощением) письменных шрифтов, языка, стиля письма и поиском новых форм деловых, эпистолярных и художественно-публицистических текстов.

    Для культурно-образовательного развития России определяющее значение имело  создание на рубеже IХ-Х вв. славянско-русской азбуки и системы письма – кириллицы, связанное с легендарными братьями Кириллом и Мефодием.

    Для зарождающейся российской журналистики важен был процесс эволюции письменности из церковно-славянской к общедоступной. Петровская реформа по введению гражданской азбуки вместо архаичного полуустава (1708 г.) стала основой русского шрифта для последующей газетно-журнальной периодики и светского книгопечатания. 

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ 

    К материально-техническим предпосылкам возникновения журналистики относятся достижения в научной и производственных областях, составлявших технико-технологическую базу для будущих носителей информации.

    В древности для фиксации текста использовались гипсовые, глиняные и натертые воском деревянные дощечки, папирусные свитки, пергаментные листы, а на Руси писали на бересте. На смену им пришла бумага, впервые полученная в Китае (I в.н.э.), завезенная в Японию (VI в.) и через арабов – в Европу (Х в.).

    При письме пользовались деревянными палочками (стило – в Риме, писало – на Руси), тростниковой палочкой-пером (калам), волосяной кисточкой, гусиными и другими перьями.

    Как и бумажное производство, техника  печати делала свои первые шаги на Востоке. В корейском музее древнего книгопечатания хранится самое древнее издание, выполненное с помощью досок-клише (721 г.), и книга «Чикчжи симчхе», напечатанная наборным металлическим шрифтом за 70 лет до изобретения Гутенберга. В Китае книгопечатание способом ксилографии появилось в VII в., а наборная печать в X в. (вспомним старейшую в мире печатную газету «Кинг-Пао» - 911 г.). В Японии оттиски «газет» делали с обожженных глиняных досок. Самая старая и известная нам японская «газета» (1615 г.) так и называлась – «Иомиури каварабан» (Читать и передавать оттиск»).

    В Европе технические предпосылки книгоиздания и периодической печати начали складываться с 30-40-х годов XV в. Они связаны, прежде всего, с именем Иоганна Гутенберга из Майнца, который первым применил наборный шрифт – отдельные литеры (буквы, знаки) для составления текста и использовал виноградный пресс для напечатания Библии. Этот способ книгопечатания нашел широкое применение во всем мире. Уже в начале ХVI в. в Европе насчитывалось более 1000  типографий. В них печатаются календари, сборники известий, информационные листки, брошюры с памфлетами. Эта печатная продукция предшествовала появлению газет, журналов, альманахов. В Америке первое печатное издание – восьмистраничная брошюра о землетрясении – было выпущено в 1541 г. В России первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпустил первую русскую книгу «Апостол» в 1564 г. Однако со времени изобретения Гутенбергом печатного станка пройдет еще полтора столетия, прежде чем типографская техника станет применяться для тиражирования журналистской периодики. 
 

    ПЕРВЫЕ  ПЕЧАТНЫЕ ГАЗЕТЫ 

    Первыми европейскими печатными периодическими изданиями считаются сохранившиеся немецкие газеты «Relation: Aller Furnetmen» (Страсбург) и «Avviso Relation, oder Zeitung» (Аугсбург), датированные 1609 годом. Именно с этих пор и отмечается рождение прессы.

    В XVII в. вслед за Германией первые печатные газеты появились в Нидерландах («Niederlantshe Tijdinghe» - 1609 г.), Швейцарии («Ordinaru Wochenzeitund» - 1610 г.), во Франции («Mercure francais» - 1611 г., а затем и первый политический официоз «La Gazett» - 1631 г.), в Италии (римский еженедельник «Gracas», а затем и первая массовая газета «Sincero» - 1642 г.), Испании (правительственная «Gacetta» - 1661 г.), Дании («Europäische Wöchentliche Zeitung» - 1663 г.). В США первая попытка издания газеты «Publick Occurrenses Both Foreign and Domestick» («Общественные события как иностранные, так и местные») была предпринята в 1686 г. Но первой настоящей еженедельной газетой считается «Boston News–Letter» («Бостонский листок новостей»), вышедший в 1704 г.

    Первая  российская печатная газета «Ведомости» родилась почти столетие спустя после появления первых изданий в Европе. Как и многое другое, газета была заимствована Петром I с иностранных образцов и насаждалась царем в качестве правительственного информационного органа в безграмотной России. 15 декабря 1702 г. Петр I подписал указ о печатании «Ведомостей» для «извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях» всех русских людей и с этой целью «продаваться в мир по надлежащей цене». Поставщиками информации обязывались быть все государственные учреждения (приказы). В рукописном варианте сохранилось два номера за 1702 г. – от 17 и 27 декабря. Второй номер своим названием очень походил на заголовки первых европейских газет:

Информация о работе Исторические предпосылки возникновения журналистики