Исторические предпосылки возникновения журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:28, реферат

Описание работы

Журналистика является, прежде всего, порождением информационно-коммуникативных отношений людей в сообществе. Говорят: сначала было слово. На самом деле, «информация» как сообщение, или как средство общения (коммуникации) существовала задолго до появления «слова» как вербального средства общения. На генетическом уровне невербальная информация (жесты, мимика, звуки, запахи и т.д.) применялась в животном мире задолго до появления человека.
Так установлено, что муравьи общаются друг с другом при помощи движений, прикосновений и запахов. Исследователи сумели выделить в языке муравьев более двух десятков сигналов (указание правильного направления, по которому следует идти за добычей, предупреждение об опасности и т.п.). Ученым удалось «перевести» на человеческий язык и безмолвный «язык» пчел. Если пчела находит цветы, в которых много нектара, она возвращается к своему улью и начинает особым способом двигаться. Движения эти похожи на танец, и по ним другие пчелы узнают в каком направлении относительно солнца и на каком расстоянии находятся цветы с нектаром. Дельфины общаются с помощью звуков: они умеют хрюкать, свистеть, фыркать, лаять и оглушительно щелкать.

Работа содержит 1 файл

Лекция 2 Исторические предпосылки.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    Профессор Ахмадулин Е.В. 
 
 

    «История  ничему не учит,

      а только наказывает  за незнание уроков»

    В.Ключевский 
 
 

    Лекция 2. 

    ИСТОРИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 

    ЖУРНАЛИСТИКИ

    ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ

    ПРИРОДА ЖУРНАЛИСТИКИ

 

    Журналистика  является, прежде всего, порождением информационно-коммуникативных отношений людей в сообществе. Говорят: сначала было слово. На самом деле,  «информация» как сообщение, или как средство общения (коммуникации) существовала задолго до появления «слова» как вербального средства общения. На генетическом уровне невербальная информация (жесты, мимика, звуки, запахи и т.д.) применялась в животном мире задолго до появления человека.

    Так установлено, что муравьи общаются друг с другом при помощи движений, прикосновений и запахов. Исследователи сумели выделить в языке муравьев более двух десятков сигналов (указание правильного направления, по которому следует идти за добычей, предупреждение об опасности и т.п.). Ученым удалось «перевести» на человеческий язык и безмолвный «язык» пчел. Если пчела находит цветы, в которых много нектара, она возвращается к своему улью и начинает особым способом двигаться. Движения эти похожи на танец, и по ним другие пчелы узнают в каком направлении относительно солнца и на каком расстоянии находятся цветы с нектаром. Дельфины общаются с помощью звуков: они умеют хрюкать, свистеть, фыркать, лаять и оглушительно щелкать.

    Доисторический  пращур человека, прежде, чем стать  «Homo sapiens», общался с себе подобными с помощью нехитрого набора звуков и жестов, узнаваемых другими членами сообщества (стада). Однако в отличие от животных, у которых образцы поведения, характер информации и общения заложены на генетическом уровне, у доисторического человека образцы поведения не все врожденные. Человеческое общение – и в этом его принципиальная особенность – носит осмысленный характер. Человек вступает в коммуникацию сознательно, использует знаки (на ранней стадии – жесты, звуки, рисунки) для передачи информации намеренно. При этом он понимает их отношение к обозначаемому в целом так же, как любой другой участник коммуникативного процесса, то есть опирается на разделяемое значение знака. Многие правила поведения вырабатывались  в примитивном социуме на основании приобретенного опыта. Большая зависимость от природы, окружающего мира выдвигала на первый план задачи выживания, воспроизведения себе подобных, воспитания молодого поколения до самостоятельного уровня. Все это требовало разделения труда, выполнения разными членами сообщества определенных функций, координации этих функций в сообществе, передачи опыта, навыков из поколения в поколение, что вызывало необходимость пользования негенетической, оперативной информацией. Объем и содержание такого рода информации в социуме увеличивался и усложнялся. Невербальный язык жестов и звуков не мог уже обеспечить возросшие потребности сообщества в коммуникации. Нужен был другой инструмент передачи информации и общения по поводу нее. И тогда родилось слово. Как заметил известный американский популяризатор-филолог Франклин Фолсом, Homo sapiens (человек разумный) – это Homo loquens (человек говорящий).

    Теперь  можно было поделиться опытом, где  и как лучше добывать пищу, навыками и приемами охоты, способами (рецептами) приготовления еды, дать команду (ценные указания), просто обменяться сведениями об увиденном и услышанном. Человеческое общение невозможно без освоения индивидом социального опыта: каждый член общества постепенно учится понимать и использовать знаки (язык), позволяющие ему вступать в контакт с другими. В процессе коммуникации человек способен апеллировать к прошлому и будущему, пользоваться абстрактными понятиями и типическими образами.

    Таким образом, «изобретение» вербального  языка стало первой революцией в области коммуникации. Более того, язык способствовал аккумулированию, накоплению информации, становясь тем самым хранилищем знаний. Из уст в уста передавались особо запомнившиеся события, легенды, мифы, сказки, предания, а также нормы поведения, табу, ритуалы, закрепляемые в традициях конкретного рода, племени, родоплеменных объединений и государственных образований.

    Американский  исследователь истории и процессов  коммуникации Гарольд Лассуэлл писал о значении возникновения коммуникации в жизни общества как о механизме, с помощью которого существуют и развиваются человеческие отношения; распространяются в пространстве и сохраняются во времени все символы сознания; осуществляются следующие функции:

  1. ориентации в окружающей среде;
  2. корреляции реакций различных частей общества на стимулы окружающей среды;
  3. передачи социального наследия от одного поколения к другому.1

    Действительно, человек как существо социальное находится в постоянном взаимодействии с другими членами общества. С помощью общения люди координируют свои поступки в окружающем мире и в социуме, обмениваются накопленным опытом (назовем это межличностной пространственной коммуникацией). Коллективный же опыт в виде навыков, умений, знаний, норм, ценностей, традиций, совокупность которых и составляет культуру, передается путем общения одного или нескольких знатоков этого опыта (коммуникатор) с некой группой людей (аудиторией) следующим поколениям.  Назовем это коллективной (публичной) коммуникацией во времени. Таким образом,  помимо целей успешной координации действий людей в сообществе, коммуникация обеспечивает преемственность социальной организации во времени.

    Каковы  же структура и механизм коммуникации? Сначала рассмотрим схему межличностной  коммуникации двух собеседников –  коммуникатора- 1 (он же коммуникант- 2) и коммуникатора- 2 (он же коммуникант-1): 

    

    Рис. 1 

    ПИ – это потенциальная информация, то есть объективно существующие (происходящие) в природе или в социуме явления, события, факты, которые человек может не замечать, замечать, но не понимать, понимать верно/неверно и т.п. ВИ1 – это воспринятая коммуникатором информация из того множества явлений, событий, фактов, которые объективно существуют/происходят в окружающем мире. КИ – это кодированная информация в некой системе знаков (языке), одинаково понятной как для коммуникатора, так и для коммуниканта. ДИ – декодированная коммуникантом информация (расшифровка знаковой системы), полученная от коммуникатора. ВИ2 - воспринятая коммуникантом информация после декодирования. РИ – реальная информация, закрепленная в сознании коммуниканта.

    Коммуникант-1 сопоставляет полученную от коммуникатора-1 реальную информацию со своими знаниями и опытом о предмете сообщения, почерпнутыми ранее из окружающего мира (из потенциальной информации) и, становясь, в свою очередь, коммуникатором-2 отвечает своему собеседнику (коммуникатору-1, ставшему коммуникантом-2). Процесс обратной передачи информации (сообщения) полностью аналогичен предыдущему. Такого рода общение может идти по замкнутой цепи, изменяясь по форме и содержанию, довольно длительное время. Пунктирные стрелки обозначают невербальные реакции коммуниканта на сообщение коммуникатора и показывают, что коммуникация возможна/невозможна (есть контакт или его нет).

    Таким образом, межличностная коммуникация является по своей форме симметричной коммуникацией.

    При коллективной (публичной) коммуникации схема взаимодействия коммуникатора и группового коммуниканта (аудитории) будет выглядеть несколько иначе (см. рис. 2).

      

    Рис. 2 

    В этом случае коммуникация, в зависимости  от количества и степени определенности/неопределенности коммуникантов, будет переходить от асимметричной формы к несимметричной, а сам процесс коммуникации из аксиального (имеющего строго определенных единичных адресатов) будет переходить в ретиальный, предполагающий передачу информации, адресованной некоторому (некому) множеству вероятных (или возможных) приемников.

    Желание расширить аудиторию до массовой, с неопределенным множеством объектов коммуникации, требует некого «усилителя», канала передачи, который сам по себе работает лишь в одну сторону (по принципу клапана), не пропуская через себя реакции аудитории в обратную сторону. Поэтому массовая коммуникация является односторонней коммуникацией с ограниченными (опосредованными) возможностями обратной связи (см. рис. 3). 

    Рис. 3 

    Процесс восприятия массовой информации, после ее дешифровки (ДИ), напоминает броуновское движение молекул с его хаотичностью и непредсказуемостью: каждый член массовой аудитории воспринимает информацию по-своему, делится своими впечатлениями в семье, с друзьями, товарищами по работе и т.д. В процессе такой коммуникации реальная (закрепленная в сознании) информация и отношение к ней будут разными у различных групп массовой аудитории. Суммарный вектор этих восприятий и отношений и будет составлять общественное мнение данной массовой аудитории.

    Мы  выделили лишь одно из значений понятия «информация» - «сообщение». Этимологическое значение слова восходит к латинскому information – разъяснение, а информатор (informatory) – образующий, воспитатель, просветитель. В свою очередь, оба понятия берут начало от in-formo с множеством значений:  придавать форму, вид, создавать, делать, образовывать, лепить, устраивать, организовывать, обучать, воспитывать, строить, мыслить, вообразить, возникать в воображении.

    Семантическая многозначность исходного смысла слова  «информация» трансформировалась затем в многозначность научных трактовок термина «информация», прочно закрепившегося в целом ряде наук. Так, Р.Ф.Абдеев дает следующие толкования информации: «обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему» (Винер); «отрицание энтропии» (Бриллюэн); «коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность» (Шеннон); «передача разнообразия» (Эшби); «оригинальность, новизна»; «мера сложности структур» (Моль); «вероятность выбора» (Яглом); «отраженное разнообразие» (Урсул) и т.п.1 «Информация» как «сообщение» наиболее соответствует журналистскому пониманию.

    Понятие «коммуникация», как и «информация», полисемантичное. В латинском слове  communication означает сообщение, связь, контакт, общение, соединение, беседа, разговор, приглашение к разговору. Коммуникатор (communicator) – принимающий участие, соучастник. Оба слова восходят к communico – делать общим, принимать участие, делить, примиряться, сообщать, действовать заодно, беседовать, присоединять, добавлять, вносить, связывать, соединять, общаться, иметь связи; communion – общность, соучастие, родственные связи, церковная общность, единение, христианское причастие, укрепление, утверждение; communities – общность, общение, жизнь на общественных началах, общежитие, общность интересов, связь, общественная жизнь, обязанности, вытекающие из совместной жизни, общительность, обходительность и приветливость.2

    И здесь, в силу многозначности исходного  смысла слова, теоретические толкования термина «коммуникация», «коммуникавистика» (communication) опираются на разные семантические основы: маклюэнизм главное внимание акцентирует на изучении коммуникаций как средств связи; социологи – на системе межличностных, межгрупповых и международных общений; теологи выделяют функцию коммуникации как создание комьюнити - сообщества людей, объединенных одной верой; семиотики  занимаются анализом знаковой атрибутики коммуникативно-информационных языков и т.п. Но «главное для коммуникавистики, - отмечает Л.М.Землянова, - остается восприятие коммуникации как социально-культурного взаимодействия людей, групп, организаций, государств и регионов посредством информационных связей».1

    Таким образом, именно информационно-коммуникативные  отношения людей в социуме  являются главным фактором, наделяющим этим природным свойством процессы массовой коммуникации.

    Однако, чтобы процессы коммуникации людей  в социуме эволюционировали в систему журналистики, одних природных информационно-коммуникативных свойств недостаточно. Нужно, чтобы сам социум (сообщество людей) научился использовать этот природный дар коммуникации в своих целях, придав коммуникации социальные функции, оснастив ее «инструментами производства» и социальным органом потребления.

    Главными  составляющими в процессе зарождения журналистики стали социально-политические, идейные, экономические, материально-технические и культурно-образовательные предпосылки. 

    СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ 

    Социально-политические предпосылки связаны с возникновением государственных форм общественной жизни. Появилась потребность в директивной, управленческой информации более массового свойства, нежели информация межличностного или коллективного (публичного) общения. Представители государственной власти рассылали для оповещения своих подданных гонцов, глашатаев, герольдов, дьяков. С развитием политических форм управления государством возникла потребность не только в оповещении  о действиях правителей, но и в формировании общественного мнения. В древних империях появляются своеобразные праобразы газет. Некоторые исследователи называют это явление «газет» в древнем мире пражурналистикой или протожурналистикой.

    Известно, что задолго до новой эры китайские  императоры «печатали» свою «газету» на шелке, а египетские фараоны «выпускали»  нечто подобное в виде папирусных свитков.

Информация о работе Исторические предпосылки возникновения журналистики