Информационные интересы личности, общества, государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Развитие глобального процесса информатизации общества, которое наблюдается в последние десятилетия, породило новую глобальную социотехнологическую проблему – проблему информационной безопасности человека и общества.
Составляющая национальных интересов в информационной сфере, определяемая интересами общества, заключается в использовании информации и информационной инфраструктуры для развития всех сфер общественной жизни. Общепризнано, что информационная сфера, ее устойчивое развитие во многом определяют перспективы прогрессивного развития общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность информационных интересов личности и источники их угрозы 5
1.1. Основа информационных интересов личности 5
1.2. Правовые проблемы информационной безопасности 9
Глава 2. Интересы общества и государства в информационной сфере и обеспечение их безопасности 14
2.1 Основа информационных интересов общества и государства 14
2.2. Основные задачи обеспечения информационной безопасности 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

kursovaya_mikhailenko.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Опасным источником угроз выступает возможность концентрации средств массовой информации в руках небольшой группы собственников.

Эти угрозы могут проявляться в виде манипуляции общественным мнением по отношению к тем или иным общественно значимым событиям, а также разрушения нравственных устоев общества путем навязывания ему чуждых ценностей.

Наконец, опасным источником угроз является расширение масштабов отечественной и международной компьютерной преступности.

Угрозы могут проявляться в виде попыток осуществления мошеннических операций с использованием глобальных или отечественных информационно-телекоммуникационных систем, отмывания финансовых средств, полученных противоправным путем, получения неправомерного доступа к финансовой, банковской и другой информации, которая может быть использована в корыстных целях.

Интересы государства в информационной сфере состоят в создании условий для гармоничного развития информационной инфраструктуры страны, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах укрепления конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установления политической и социальной стабильности, экономического процветания, безусловного исполнения законов и поддержания правопорядка, развития международного сотрудничества на основе партнерства.

Наиболее опасными источниками угроз интересам государства в информационной сфере являются неконтролируемое распространение «информационного оружия» и развертывание гонки вооружений в этой области, попытки реализации концепций ведения “информационных войн”.

«Информационное оружие» представляет собой совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противоположной стороны с целью разрушения ее информационной инфраструктуры, системы управления государством, снижения обороноспособности7.

Разрушительное воздействие «информационного оружия» в информационном обществе может оказаться более мощным и эффективным, чем это представляется сейчас. Это особенно опасно в условиях существования почти монопольного положения компаний небольшого количества стран мира на рынке информационных продуктов, так как способно спровоцировать желание использовать имеющееся превосходство для достижения тех или иных политических целей.

Эти угрозы могут проявляться также в виде получения противоправного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, к другой конфиденциальной информации, раскрытие которой может нанести ущерб интересам государства.

При определении направлений противодействия выделенным угрозам целесообразно исходить из того, что Россия, должна создать необходимые экономические условия для развития их информационной сферы и интеграции в мировое информационное пространство.

Информационная сфера уже сейчас играет заметную роль в жизни общества. Трудно переоценить ее значение для экономического, политического, социального, оборонного и духовного развития общества. Это обусловливает наличие жизненно важных, национальных интересов в информационной сфере у каждого из этих государств. Защищенность этих интересов характеризует их информационную безопасность. Обеспечение этой безопасности предполагает реализацию комплекса правовых, организационных, технологических и кадровых мероприятий.

2.2. Основные задачи обеспечения информационной безопасности

 

Основными задачами государства  и общества по предотвращению, парированию и нейтрализации внешних и внутренних угроз информационной безопасности является8:

    1. создание законодательной базы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, формирующей правовую основу для противодействия информационным угрозам. Такая база имеется сейчас во многих странах мира. Формируется она и в России. Так, например, уже приняты федеральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и некоторые другие. Ведется работа по созданию механизмов практической реализации этих законов, подготавливаются другие законопроекты, регулирующие общественные отношения в информационной сфере;

проведение специальных  мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности в органах государственной власти страны и местного самоуправления. В настоящее время в стране активно ведутся работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти, способной противостоять внешним и внутренним информационным угрозам;

создание и внедрение  отечественных высокоэффективных  средств, методов и систем защиты информации в общегосударственных  информационных и телекоммуникационных системах, а также методов обеспечения надежного и бесперебойного функционирования этих систем в экономической, финансовой и общественно-политической сферах;

создание и практическое внедрение эффективных средств, методов и систем защиты национальных информационных ресурсов страны от разрушений и несанкционированного доступа, повышение надежности и безопасности их хранения.  В России уже ведутся научно-исследовательские работы не только по инструментальным средствам защиты информационных ресурсов, но и по их классификации по категориям информационной безопасности.

При этом учитывается  как их национальная специфика, так  и международный опыт, в частности  принятые в 1991 году группой европейских  стран рекомендации «Критерии оценки безопасности информационной технологии». Можно надеяться, что выполнение этих исследований позволит сделать защиту национальных информационных ресурсов России более надежной и эффективной;

    1. развитие отечественной промышленности для производства в необходимых объемах современных средств информационной техники, используемых для создания и развития национальной информационной инфраструктуры, обеспечения деятельности оборонного комплекса, органов государственного управления и наиболее важных предприятий финансовой и деловой сферы.

Решение этой проблемы помимо экономических усилий потребует также соответствующей ориентации системы образования, науки и общественного мнения в стране с тем, чтобы сделать работу в этой области престижной и социально привлекательной. Только таким образом можно будет обеспечить приток в эту сферу людских ресурсов и подготовку необходимого количества специалистов и научных работников;

    1. Разработка и планомерное проведение в жизнь специальных организационно-правовых и воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение и нейтрализацию информационных угроз в духовной сфере жизни общества, формирование общественного сознания населения страны в направлении активного противодействия этим угрозам.

В число этих мероприятий, прежде всего, должны входить9:

- Открытое провозглашение и активная пропаганда государственной идеологии общества, которая была бы понятной и приемлемой для большинства населения и учитывая культурные и исторические традиции развития многонациональной страны;

- Разработка и осуществление цивилизованных форм воздействия на средства массовой информации с целью их ориентации на распространение в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным целям страны, воспитанию патриотизма и гражданского долга по защите ее интересов.

Таким образом, меры по обеспечению информационной безопасности страны должны быть комплексными и содержать в себе не столько мероприятия идеологического и воспитательного характера, направленные на соответствующую ориентацию общественного сознания.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно  сделать следующие выводы. Необходимо отметить, что проблемы обеспечения информационной безопасности государства, общества и отдельного человека в значительной степени взаимосвязаны, хотя вполне естественно, что их основные интересы существенно различны. Так, например, на современном этапе развития общества интересы личности заключается в реальном обеспечении своих конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, возможности физического, интеллектуального и духовного развития.

Интересы общества заключается в достижении и сохранении общественного согласия, повышении созидательной активности населения, духовного развития общества.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установлении и сохранении политической и социальной стабильности, обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного международного сотрудничества.

Совокупность перечисленных выше важнейших интересов личности, общества и государства и образует национальные интересы страны, проекция которых на информационную сферу общества и определяет основные цели и задачи страны в области обеспечения информационной безопасности.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М., 1998.

2. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., Институт психологии РАН, 1996.

3. Законодательство РФ о средствах массовой информации. Научно-практический комментарий проф. М.А. Федотова. - М.: Центр «Право и СМИ», 1999.

4. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. СПб., СПб. ун-т, 1999.

5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

6. Петров В. Информационная безопасность человека и общества. Гриф УМО МО РФ, Энас.: 2007.

7. Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.

8. Рассолов М. М. Информационное право. М., Юристъ, 1999.

9. Садовничий В. А. Информационная безопасность: новые угрозы мировому сообществу. В кн.: Глобальная информатизация и безопасность России. Материалы круглого стола "Глобальная информатизация и социально-гуманитарные проблемы человека, культуры, общества", Москва, МГУ, октябрь 2000. М., изд-во МГУ, 2001.

10. Судоргин О.А. Теоретические основы и механизм государственной информационной политики: Монография. М.-Орел: Изд-во ОРАГС, 2007.

11. Тростников В. Н. Человек и информация. М., Наука, 1970 
Бусленко   Н.И.   Правовые   основы  журналистики.   Словарь-справочник.   Ростов-на-Дону: Издательство «Цветная печать», 1998.

12. Фисун А.П Право и информационная безопасность, Приор.: 2005.

1 Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., Институт психологии РАН, 1996.

2 Садовничий В. А. Информационная безопасность: новые угрозы мировому сообществу. В кн.: Глобальная информатизация и безопасность России. Материалы круглого стола "Глобальная информатизация и социально-гуманитарные проблемы человека, культуры, общества", Москва, МГУ, октябрь 2000. М., изд-во МГУ, 2001.

3 Рассолов М. М. Информационное право. М., Юристъ, 1999.

4 Возжеников А.В., Прохожее А.А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М., 1998.

5 Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. СПб., СПб. ун-т, 1999.

6 Петров В. Информационная безопасность человека и общества. Гриф УМО МО РФ, Энас.: 2007.

7 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

8 Судоргин О.А. Теоретические основы и механизм государственной информационной политики: Монография. М.-Орел: Изд-во ОРАГС, 2007.

9 Фисун А.П Право и информационная безопасность, Приор.: 2005.




Информация о работе Информационные интересы личности, общества, государства