Информационные интересы личности, общества, государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Развитие глобального процесса информатизации общества, которое наблюдается в последние десятилетия, породило новую глобальную социотехнологическую проблему – проблему информационной безопасности человека и общества.
Составляющая национальных интересов в информационной сфере, определяемая интересами общества, заключается в использовании информации и информационной инфраструктуры для развития всех сфер общественной жизни. Общепризнано, что информационная сфера, ее устойчивое развитие во многом определяют перспективы прогрессивного развития общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность информационных интересов личности и источники их угрозы 5
1.1. Основа информационных интересов личности 5
1.2. Правовые проблемы информационной безопасности 9
Глава 2. Интересы общества и государства в информационной сфере и обеспечение их безопасности 14
2.1 Основа информационных интересов общества и государства 14
2.2. Основные задачи обеспечения информационной безопасности 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

kursovaya_mikhailenko.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра теории журналистики

 

 

 

 

«Информационные интересы личности, общества, государства»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа студентки II курса  
дневного отделения журналистики

М.С. Михайленко

Научный руководитель – 
старший преподаватель 
О.О. Мирошникова

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. Развитие глобального процесса информатизации общества, которое наблюдается  в последние десятилетия, породило новую глобальную социотехнологическую проблему – проблему информационной безопасности человека и общества.

Составляющая национальных интересов в информационной сфере, определяемая интересами общества, заключается  в использовании информации и  информационной инфраструктуры для  развития всех сфер общественной жизни. Общепризнано, что информационная сфера, ее устойчивое развитие во многом определяют перспективы прогрессивного развития общества.

Существо этой проблемы состоит в следующем. Многие важнейшие  интересы человека, общества, государства, да и всей мировой цивилизации  уже в настоящее время в  значительной степени определяется состоянием окружающей их информационной сферы. Поэтому целенаправленные или непреднамеренные воздействия  на информационную сферу со стороны внешних или же внутренних источников могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозы для безопасности человека и общества.

Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. А под информационными угрозами – факторы или совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества.

Осознание связи между состоянием информационной среды общества и возможностями достижения важнейших интересов человека и общества произошло совсем недавно, практически на интервале последнего десятилетия.

И, тем не менее, многие государства мира, в том числе и Россия, уже разработали свои национальные доктрины в области информационной безопасности, а также концепции государственной политики по ее обеспечению.

Цель курсовой работы – изучить информационные интересы личности общества и государства.

Для решения цели в  данной работе перед нами поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие термина «информационные угрозы», «информационная безопасность»;

2. Определить сущность информационных интересов личности, общества и государства;

3. Выявить основные задачи обеспечения информационной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность информационных интересов личности и источники их угрозы

1.1. Основа информационных  интересов личности

Интересы человека, которые необходимо охранять в информационном обществе, заключаются прежде всего в реальном обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина на доступ к открытой информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность, духовное и интеллектуальное развитие.

Наиболее опасным источником угроз этим интересам является существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального «виртуального информационного пространства», а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность.

Дадим определение основным понятиям. Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. Информационные угрозы – факторы или совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества.

Важной особенностью образа жизни человека в информационном обществе является существенное сокращение «информационных» расстояний (времени доступа к требуемой информации), что ведет к появлению новых возможностей – как по формированию личности, так и по реализации ее потенциала. Человечество вплотную подходит к рубежу, за которым информационная инфраструктура становится, по существу, основным источником информации для человека, оказывает непосредственное влияние на его психическую деятельность, на формирование его социального поведения.

В рамках сложившейся  политической системы одним из основных международных принципов, регулирующих наиболее важные для данной ступени  цивилизации межгосударственные отношения, является принцип уважения прав, свобод и интересов человека. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Информационный «голод» и связанное с ним состояние неопределенности в окружающей действительности становятся главным диссонансом, т. е. фактором, дестабилизирующим сознание. В связи с этим имеется насущная необходимость в становлении и образовании информационного общества1.

Вполне определенно  можно сказать, что информационное общество, как и любое другое общество со своими показателями, по которым  его возможно идентифицировать, обладает конкретными признаками. Мы живем  в постиндустриальной экономической  системе, где лимитирующим фактором является информация, а господствующим классом - собственники информации. Понимание этого факта имеет важное значение, оказывающее непосредственное влияние на решение задачи определить и понять признаки информационного общества.

Проблема определения  потребностей и мотивации социального  поведения пока не имеет общего решения  и является одной из наиболее сложных  в современной психологической  науке. В целом структура потребностно-мотивационной сферы личности человека образуется базовыми потребностями, обусловленными его генотипом (в питании, личной безопасности, потребности в продолжении рода, долголетии, а также потребности в общении с другими людьми), и производными потребностями, формируемыми действующей системой воспитания. Способы и формы удовлетворения этих потребностей в значительной степени зависят от информации и знаний, получаемых из окружающего мира и, в частности, поступающих через информационную инфраструктуру. Направленность использования полученной информации и получаемые результаты определяются, прежде всего, личностью человека и его духовным потенциалом.

Сложность процедур, реализуемых в современных технологиях доступа к требуемым информационным ресурсам, критически увеличивает зависимость человека от других людей, осуществляющих разработку информационных технологий, определение алгоритмов поиска требуемой информации, ее предварительной обработки, приведения к виду, удобному для восприятия, доведение до потребителя. По существу, эти люди во многом формируют для человека информационный фон его жизни, определяют условия, в которых он живет и действует, решает свои жизненные проблемы. Именно поэтому представляется исключительно важным обеспечить безопасность взаимодействия человека с информационной инфраструктурой.

Другим опасным источником угроз интересам человека является использование во вред его интересам персональных данных, накапливаемых различными структурами, в том числе органами государственной власти, а также расширение возможности скрытого сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни.

Это обусловлено, на наш взгляд, трудностями  реализации механизмов охраны этих сведений, дальнейшими успехами в области  миниатюризации средств скрытого сбора  и передачи информации.

Угроза информационной безопасности личности2:

  1. Принятие нормативных актов, противоречащих конституционным правам граждан.

- противодействие реализации гражданами прав на неприкосновенность частной жизни;

- неправомерное ограничение доступа к открытой информации;

- нарушение прав граждан в области массовой информации;

- противоправное применение специальных средств, воздействующих на сознание человека;

  1. Манипулирование информации.

Таким образом, обеспечение безопасности – проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление, предупреждение угроз.

Правовую основу защиты интересов личности составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Так, свобода массовой информации и запрет цензуры дают возможность создавать и распространять достоверную, своевременную, объективную, т. е. доброкачественную информацию, при которой должно быть исключено распространение вредной и опасной информации.

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, регионального или языкового превосходства. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Так, ответственность за распространение недоброкачественной информации, за нарушения порядка распространения информации предусматривается нормами УК РФ. Основные статьи УК РФ:

- клевета (ст. 129);

- оскорбление (ст. 130);

- воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144);

- злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185);

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);

- сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);

- незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242);

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);

- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282);

- публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354).

1.2. Правовые проблемы информационной безопасности

 

Законом РФ «О безопасности»  безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Жизненно важные интересы определяются законодателем как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности — как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности — проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.

Как уже упоминалось, Федеральным законом «Об участии в международном информационном обмене» определено понятие информационной безопасности как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

В соответствии с предписаниями Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» целями защиты информационной сферы являются (ст. 20):

  • предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
  • предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
  • предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
  • защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
  • сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
  • обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

В результате сопоставительного  анализа области информационной безопасности информационной сферы (см. гл. 2) с учетом положений Доктрины информационной безопасности и норм информационного законодательства в этой области можно выделить три основных направления правовой защиты объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной безопасности).

Информация о работе Информационные интересы личности, общества, государства