Глянцевая культура в современном информационном пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: выявить влияние, оказываемое глянцевыми журналами на сознание читателя.

Для выполнения намеченной цели, были поставлены следующие задачи:

1.Дать определение словам глянец и гламур. Так как эти понятия непосредственно связаны с восприятием глянцевых журналов
2.Изучить историю формирования европейского глянца и развитие глянца в России.
3.Рассмотреть классификацию журналов по гендерному признаку.
4.Рассмотреть журнал Cosmopolitan
5.Изучить влияние, оказываемое глянцевыми журналами.
6.Выявить тенденции современного глянца в России, т.е. какова востребованность глянцевых журналов сегодня.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Кирсанову.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Факультет: Гуманитарный

Кафедра: Культурологии  и социальной коммуникации 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

«Глянцевая  культура в современном информационном пространстве» 
 
 
 
 

                                                                                 Выполнил: студент гр. 11161

     Григоркина  К.

     Проверил:

     Преподаватель: Кирсанов Н.О 
 
 

Томск 2009 г.

Введение

   СМИ занимают в современном обществе неоднозначное положение. С одной стороны, они призваны информировать и просвещать аудиторию - трансляция объективной информации, но при этом, занимая несколько субъективную позицию, СМИ выполняют функцию убеждения, оказывая непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентацией своих зрителей, слушателей и читателей, создают и воспроизводят культурные мифы, характерные для данного общества. Особенностью печатных средств массовой информации, а в частности иллюстрированных журналов, является то, что они претендуют на формирование стиля жизни своего читателя или читательницы.

   Влияние средств массовой информации на стиль жизни и образ мышления своей аудитории является безусловным. Это, прежде всего, проявляется в пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые индивидуально формирует определенное периодическое издание, им же и старается соответствовать. Читатель просто должен перенимать проявляющиеся в текстах, рекламе, фотографиях образцы поведения и соответствовать предложенному стилю жизни, потому, что глянцевые журналы, как правило, создают для аудитории привлекательный мир сбывшихся надежд, а качественные к тому же и развивают читателя интеллектуально.

   Женский глянцевый журнал — неотъемлемый атрибут жизни многих современных девушек. Для них он (журнал) предстает в роли, своего рода, энциклопедия жизни, здесь есть советы на все случаи жизни, ответы на любые вопросы и в первую очередь на самые «пикантные». Журнал — это опытный друг для неопытной девушки, который подскажет правильное решение. Индустрия женских журналов — неотъемлемое явление современного общества, этот «продукт» имеет свою целевую аудиторию, причем внушительных размеров. 

Цель моей курсовой работы: выявить влияние, оказываемое глянцевыми журналами на сознание читателя.

Для выполнения намеченной цели, были поставлены следующие  задачи:

  1. Дать определение словам глянец и гламур. Так как эти понятия непосредственно связаны с восприятием глянцевых журналов
  2. Изучить историю формирования европейского глянца  и развитие глянца в России.
  3. Рассмотреть классификацию журналов по гендерному признаку.
  4. Рассмотреть журнал Cosmopolitan
  5. Изучить влияние, оказываемое глянцевыми журналами.
  6. Выявить тенденции современного глянца в России, т.е. какова востребованность глянцевых журналов сегодня.

В качестве объекта исследования выступает журнал Cosmopolitan.

Предмет исследования: рубрики журнала Cosmopolitan, такие как: cosmo shopping, cosmo репортаж, твоя карьера, мода и красота и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

1.1 Понятие глянца и гламура

   Гламур - от англ. glamour– обаяние, очарование, романтический ореол, чары, волшебство,(разг.) роскошь, шик. Гламурный - внешне привлекательный, обладающий внешним блеском, блистательный. Применяется, прежде всего, к моде на одежду и косметику, а в расширительном употреблении - также к стилю жизни, развлечениям и прочему. К «гламурным» обычно относят стандарты одежды и жизни, рекламируемые в «женских» и «мужских» глянцевых журналах (понятия «глянцевый журнал» и «гламурный журнал», «гламур» и «глянец» часто выступают как взаимозаменимые).

   Само происхождение слова возводят либо к английскому glamour («очарование»), либо к французскому glamour («яркий, блестящий»). Однако в русском языке прилагательное гламурный описывает скорее целый комплекс качеств, по которым тот или иной объект можно отнести к этой субкультуре. Среди характерных признаков - следование моде, но такой, которая претендует на утонченность, стремление постоянно приукрашивать одежду, речь, образ жизни, музыкальные предпочтения

   Идеология этого направления довольно проста. Здесь обходится без высоких идей борьбы за мир, свержения государственной тирании, устранения национальных или других меньшинств. Гламурный человек должен выглядеть красиво, а красиво расшифровывается как шикарно. Одежда, обувь, аксессуары – все это должно быть непременно фирменным, причем таким, которое находится на гребне модной волны. Внешний вид представителя гламура предписывает дамам высокие каблуки, вечерние платья и обязательно сверкающий блестящий макияж. В гардеробе должны наличествовать меха, а в сумочке – мобильный телефон, покрытый кристаллами Swarowski или Tiffany. Образ мужчины – узкие, практически женоподобные брюки, обтягивающие рубашки или майки. В гардеробе мужчины также могут присутствовать меха.

   Идеи гламура, по сути своей, позитивны. Гламур - это манифестация жизни без проблем вообще, яркого непреходящего праздника. Гламур еще иногда называют субкультурой позитива, где представители течения живут в искусственно созданном мире, в котором все хорошо, много друзей и постоянные вечеринки. Главная цель представителей этого направления – следовать идеалам, создаваемым глянцевыми журналами. Первым глянцевым, гламурным, журналом на просторах отчизны стал «Cosmopolitan», за ним последовали «Vogue» и собственно «Glamour».

Неотъемлемыми предметами гламура являются яхты, виллы, вечеринки, модные курорты, показы мод, центры здоровья и красоты, дорогой  алкоголь, еда и сигареты.

   Гламур породил соответствующее направление в кино, литературе и изобразительном искусстве, в частности, в фотографии. Что касается последнего, то под термином «гламурная фотография» скрывается изображение девушек в вечерних нарядах, реже – в неглиже, где нет ни одного изъяна (все недостатки, появившиеся на исходнике, ретушируются). Из представителей литературного течения,  посвященного гламуру, стоит упомянуть Оксану Робски, Наталью Маркович, Анну  Ларину  и др. Лицом отечественного гламура стала Ксения Собчак, равно как лицом зарубежного – Пэрис Хилтон. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Термин «глянцевый» по отношению к журналу появился недавно и произошел от слова «глянец». Словари дают такое определение:

Глянец  - блеск начищенной или отполированной поверхности. Глянцевый - очень блестящий; 1

Глянец  - нем. лоск, лак, политура или полировка, гладь, блеск, зеркальность;

Выделим слова «блеск» и «лоск», «полировка»  и «очень блестящий», «зеркальный», «лоснящийся», из которых и складывается смысл термина «глянцевый журнал». Предположительно, глянцевый - это блестящий, сделанный из глянцевой бумаги, с яркой блестящей (обложкой). Нельзя исключить и другие слова - полированный, лощеный, лоснящийся, характеризующие некую искусственную идеальность журнала.

   Глянцевый журнал - это журнал, который призван формировать у читателя определенный стиль жизни, рассчитанный на успех. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

  
 
 

1.2 История формирования европейского глянца

   История глянца продолжительна и терниста. Первые журналы с «модными картинками» появились еще в XVIII в. в Европе.

   Один из самых простых и известных путей трансляции модных тенденций в массы – глянцевые журналы. Еще в 17 веке моду во Франции задавала аристократия. Веяния  распространялись напрямую, не имея печатного посредника. Появление  модных журналов стало настоящей революцией.

Уже в  конце 17-го века в качестве образцов модной одежды стали выходить первые издания с гравюрами. А первые настоящие журналы о моде появились во второй половине 18 века, вызвав самый живой интерес публики. Именно тогда начал формироваться рынок моды.

   Самым известным журналом в то время был «Galerie des modes et costumes francais» (1778-1787). В 19-м веке подобные издания стали размножаться в геометрической прогрессии. С 1890 года журналы начали использовать фотографии, постепенно заменившие изящные акварели.

   Появлялись журналы с небольшим тиражом и короткой судьбой, например «Journal des Dames et des Modes», который даже не дожил до Первой Мировой войны. То же произошло и с изданием «Gazette du Bon Ton», которое поддерживалось небольшой группой кутюрье, редактировалось Люсьеном Вогелем (Lucien Vogel) и адресовалось лишь небольшой группе посвященных. Журнал закрылся на время войны, снова появился в 1920-м и завершил свой путь в 1925-м, после специального выпуска, посвященного выставке декоративного искусства. Журнал «Le Trait parisien» (1920-1936) был целиком посвящен создателям моды. Четвертым журналом, достойным упоминания, был «Art Gout Beaute», выходивший с 1920 по 1935, с замечательными цветными иллюстрациями.

У французских  кутюрье завязываются тесные контакты с богатой аристократией США, жаждущей новых имен и тенденций.

На французском  рынке появляются новые имена, такие  как американский «Vogue», впервые вышедший во французской версии в 1920-м и мгновенно завоевавший популярность. Тогда же выходит на рынок «L'Officiel de la couture» и, наряду с «Harper's Bazaar», представляет лучшее в моде. И снова радикально меняется стиль - теперь издания могли похвастаться великолепными фотографиями. Работа идет в тесном сотрудничестве с модными фотографами, такими как Edward Steichen, Horst, Cecil Beaton, Andre Durot и барон Adolf de Meyer (виртуоз размытых романтических фотографий).

Среди журналов, адресованных, в основном, модной публике, попадались и издания  попроще, посвященные практичной буржуазии - простым домохозяйкам и рукодельницам. Среди них «Le Petit Echo de la mode», выходивший с 1880, «e Jardin des Modes», с 1923, «Modes et Travaux», основанный в 1919. Эти журналы представляли модные течения в шитье, вышивке и вязании и предлагали читателям самим реализовать наиболее актуальные модели. Появились и модные журналы для мужчин, рекламирующие спортивные костюмы, шорты, велосипедные шерстяные носки, костюмы для тенниса. Здесь была одежда на все случаи жизни - для путешествий, для работы, для поездок на природу.

Журнал  «Marie Claire», основанный Марсель Оклер (Marcelle Auclair) в 1937 году, внес много новшеств в культуру модных изданий.

Он был  посвящен не только одной теме –  моде, здесь было много разнообразных  рубрик: рецепты красоты, новости  в мире книг, читательская почта, звезды кино и театра. Успех издания был оглушительным. Журнал продолжал выходить и во время Второй Мировой в Лионе, в чем его немедленно упрекнули после освобождения Франции. С 1952 года журнал выходит снова, полностью обновленный.

После Второй мировой войны французские женщины, наконец, получают право голосовать.

И с  ноября 1945 года выходит новый журнал, полностью соответствующий новым  запросам публики – «Elle», под руководством Элен Лазарефф (Helene Lazareff), вдохновленной американскими изданиями после своей поездки по Соединенным Штатам. 700 тысяч экземпляров первого номера расходятся мгновенно. На журнал работают такие известные фотографы как Francoise Giroud (ставшая шеф-редактором издания) и Guy Bourdin. Внимание публики привлекается всеми возможными способами. Издание можно было найти в любом присутственном месте - и в парикмахерских салонах и в медицинских учреждениях. Элен Лазарефф, яркая личность, была знакома и дружна с большинством кутюрье и нередко им помогала. Журнал «Elle» до сих пор остается во Франции самым раскупаемым глянцевым изданием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1.3 Глянец в России

   Если на Западе судьба глянцевых журналов складывалась вполне благополучно, то в СССР «глянца» не было. Однако кое-какая подсобная литература у советских женщин все же имелась. Например,  журнал «Шейте сами». А прибалтийские или польские журналы мод ценились на вес золота, ибо с их помощью можно было самостоятельно пополнить скудный гардероб советского образца. Цветная Burda Moden на русском языке в конце восьмидесятых стала культурным шоком.

   Настоящие глянцевые журналы появились в России после перестройки. Менялась политика, экономика, взгляд на товарно-денежные отношения и на новое понятие – имидж. С появлением в открытой продаже одежды и косметики, западных марок, пришло время глянцевых журналов

   Журнальный рынок России претерпел изменения 15-17 лет назад, когда в обществе появилась возможность распространять характерные для западных стран стандарты образа жизни среднего класса. Именно этому слою общества и адресованы ежемесячные глянцевые журналы. На российский рынок многие из них поступили в период обновления национальной медиасистемы.

Информация о работе Глянцевая культура в современном информационном пространстве